3. 12. 4 Наитие вместо сообщений между обществами

Лариса Болотова
«207. Что между различными небесами нет сообщений, а есть наитие, это видно по взаимному  их положению: третьи небеса или самые внутренние на верху; вторые или средние – ниже; а первые или последние – ещё ниже. В таком порядке устроены и все общества каждых небес; так, например: в тех обществах, которые расположены на высокой, гористой местности …, на вершинах её обитают те ангелы, которые принадлежат к самым внутренним небесам   ; ниже их те, кои ко вторым, а ещё ниже, принадлежащие к последним небесам. Такой же порядок и везде: как на высокой местности, так и на ровной».

                Что такое наитие?

«Общество высших небес не сообщается с обществом низших небес иначе, как через соответствие…; а сообщение через  соответствие есть то, что называется наитием».

                Чем это наитие может быть? В физическом мире города могут сообщаться с помощью поездов, самолётов, машин, а могут с помощью радиостанций и телевиденья. Так ли это?

«208. Одни небеса соединяются с другими небесами или одно небесное общество соединяется с обществом других небес, наитием от одного Господа, непосредственным и посредственным: непосредственным от самого Господа и посредственным от высших небес, наитствующих по порядку на низшие. Так как соединение небес наитием совершается одним Господом, то более всего наблюдается, чтоб никто из ангелов высших небес не смотрел вниз, на общество низших небес и не говорил ни с кем из жителей этих небес; как только это случается, ангел лишается разумения и мудрости». 

                В чём причина?

«И вот почему: в каждом ангеле есть три степени жизни, как есть и три степени небес. У живущих в самых внутренних небесах – открыта третья, или самая внутренняя, степень, а вторая и первая – закрыты; у живущих в средних небесах открыта вторая степень, а первая и третья – закрыты; у живущих же в последних небесах открыта первая степень, а вторая и третья – закрыты.

Вследствие этого, как только ангел третьих небес смотрит вниз на одно из обществ вторых небес и говорит с кем-нибудь из их жителей, так третья степень его закрывается и вместе с тем он лишается своей мудрости; ибо мудрость его пребывает в третьей степени его, а во второй и первой её вовсе нет…

209. Нет наития с низших небес на высшие, потому что это  противно порядку: наитие идёт с высших небес на низшие. Мудрость ангелов высших небес настолько же превосходит мудрость ангелов низших, насколько мириада – единицу. Вот почему ангелы низших небес не могут говорить с ангелами высших небес и даже, когда смотрят в ту сторону, не видя их, и небеса их кажутся им чем-то облачным над головой. Но ангелы высших небес могут видеть, находящихся в низших небесах, только они не могут говорить с ними, не лишаясь мудрости своей…»

                Почему так устроено?

210. Мысли, чувства и разговоры ангелов самых внутренних небес никогда не постигаются ангелами средних небес, потому что они для них слишком высоки. Но когда угодно Господу, они виднеются средним небесам, как что-то пламенное, а мысли, чувства и беседы ангелов средних небес, как что-то светлое над низшими небесами. Иногда же как блестящее, разноцветное облако, по возвышению, опущению и по виду которого даже узнаётся в некоторой степени предмет разговоров.

211. Из этого можно видеть, каков небесный образ, то есть, что в самых внутренних небесах он наиболее совершенен; в средних небесах тоже совершенен, но в меньшей степени; а в низших небесах – в ещё меньшей степени; и что образ одних небес слагается по образу других наитием, исходящим от Господа. Но в чём состоит сообщение посредством наития этого, нельзя понять, если не знать, что такое степени высоты и какая разница между ними и степенями широты и долготы…»

                Что здесь имеется в виду? Низшее подчиняется высшему?

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 97).