17. 4 Степени субъективного и объективного

Лариса Болотова
 «Объективное знание может расти безконечно в зависимости от улучшения аппаратов и утончения методов наблюдения и исследования. Единственно, чего оно не может перешагнуть – это границ трехмерной сферы, то есть условий пространства и времени. Объективное знание всегда будет подчинено этим условиям. Никакой аппарат, никакая машина этих условий не победить.

Объективное знание изучает не факты, а только представления о фактах.  Субъективное знание изучает факты; при этом факты сознания, относительно которых мы нашли, что они единственные реальные факты.

Таким образом, объективное знание имеет дело с нереальным, с представляемым, с воображаемым миром, субъективное знание имеет дело с реальным миром.

Для того чтобы объективное знание вышло из пределов трёхмерной сферы, нужно, чтобы изменились условия субъективного восприятия.

Пока этого нет, наше объективное знание заключено в пределах безконечной трёхмерной сферы. Оно может идти безконечно по радиусам этой сферы, но оно не перейдёт в ту область, разрезом которой является трёхмерный мир».

                А если человек овладеет интуицией и другими высшими чувствами, сможет ли он выйти из трёхмерной сферы?

«И мы знаем из предыдущего, что если бы наше субъективное восприятие было ещё более ограничено, то соответственно этому было бы ограничено и объективное знание.


Собаке нельзя передать идею шарообразности земли; нельзя заставить её запомнить вес солнца и расстояния между планетами. Её объективное знание гораздо более лично, чем наше. И причина этого лежит в её ограниченной психике».

                С чём это связано? С её функцией в земном мире. Ей это ненужно. Поэтому и строение её соответствует её земным функциям.

«Таким образом, мы видим, что объективное знание зависит от свойств субъективного. Или, говоря иначе, степень субъективного знания определяет степень объективного.

Конечно, между объективным знанием дикаря и Герберта Спенсера – огромная разница. Но и то, и другое знание не выходят из пределов трёхмерной сферы, то есть области «условного» нереального.

Для того, чтобы выйти из трёхмерной сферы, нужно расширить субъективное знание. Расширение субъективного знания – это есть расширение границ Я.

Возможно ли расширение границ Я?

Изучение сложных форм познания говорит нам, что да, возможно.

Расширение субъективного познания, расширение границ Я – это значит включение в своё Я того, что обыкновенно воспринимается как Не я.

Границы Я вообще очень условны и неопределенны. Животные ещё плохо сознают своё Я, соединяют его с тем, к чему в данный момент стремятся. Человек ограничивает своё Я своим телом. Изучая мир, он относит своё тело области Не я и принимает за Я только внутренний, познающий центр. Дальше при расширении сознания опять идёт расширение Я. Не определяя точнее, мы можем сказать, что ощущение своего Я меняется при изменении форм сознания».

                Следовательно, если человек будет осознавать своё физическое тело как часть своего Я, то он сможет сам управлять этим телом?

Знаменитый Александровский философ Плотин (III в.) утверждал, что для совершенного познания субъект и объект должны быть соединены, что разумный агент и понимаемая вещь не должны быть разделены».

                Получается слияние сознания субъекта с сознанием объекта, то есть изучение идёт на более высоком уровне. Так ли это?

«Потому что тот, кто видит, сам становиться вещью, которую видит» (О гностических ипостасях).

«Видит» здесь нужно понимать, конечно, в  смысле интуиции».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 165).