Эраст Павлович Гарин первая часть

Борис Пономарев 3
Эраст Павлович Гарин (первая часть)

Свое очередное повествование посвящаю одному из наиболее любимых мной актеров, а именно Эрасту Павловичу Гарину. Впервые в своей жизни я увидел его в годы Великой Отечественной войны на экране одного из кинотеатров моего любимого Ташкента, в котором я имел счастье родиться еще в довоенном 1938 году. В увиденном мной тогда очень неплохом фильме «На границе», поставленном в год моего рождения режиссером Александром Гавриловичем Ивановым по собственному сценарию на киностудии «Ленфильм», Эраст Павлович превосходно сыграл роль диверсанта Волкова, агента японской военной разведки, за что, кстати, получил свою первую государственную награду — орден «Знак Почета». Несмотря на то, что эта роль была сугубо отрицательной, Э.П.Гарин сыграл ее блистательно, и произвел на меня настолько сильное впечатление, что я потом, в течение многих лет, пытался найти его фамилию в перечне актеров всякий раз при просмотре в кинотеатрах очередного советского художественного фильма (я научился довольно бегло читать задолго до начала учебы в школе, где-то в возрасте трех с половиной — четырех лет). Тогда я, естественно, еще не знал оценки, которую дали ему и его творчеству, независимо друг от друга, два корифея советского театра и кинематографа — Фаина Георгиевна Раневская и Игорь Владимирович Ильинский: «Он был великим артистом. Такого второго артиста, как Гарин, нет и не будет».

Эраст Павлович родился 28 октября (10 ноября) 1902 года в Рязани, в семье лесничего Павла Эрастовича Герасимова. Девичья фамилия его мамы Марии Михайловны была Гарина, поэтому он впоследствии взял эту фамилию в качестве сценического псевдонима. Так сложилась Судьба, что атмосфера эпохи его юности, совпавшей с Революцией и Гражданской войной, повлияла на то, что он стал актером. Гарин говорил, что люди тогда ощутили в себе ранее дремавший запас творческих сил. При каждом профессиональном союзе был свой клуб и обязательно драмкружок, и решительно все играли. Вначале он выступал в Рязанском городском театре, потом, переехав в Москву, встретился со Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, и вскоре стал его любимым артистом. Мейерхольд с восторгом говорил о нем Маяковскому: «Дьявольски талантлив. Комик. Острый, злой. Далеко пойдет». Именно В.Э.Мейерхольд дал ему совет учиться. Эраст Павлович в 1921 году поступил учиться в Государственные высшие режиссерские мастерские, возглавляемые Всеволодом Эмильевичем, которые окончил в 1926 году.

В начале 20-х годов, во время совместной учебы в этих мастерских, Эраст Гарин познакомился с Хесей Локшиной, и вскоре они поженились. Хеся Александровна тоже была режиссером и впоследствии участвовала во всех постановках, которые осуществлял ее муж.  Они представляли собой удивительную пару, милую, и в то же время контрастную. Властная и неулыбчивая, Хеся Александровна была движущей силой, в то время как Эраст Павлович время от времени был поглощен мечтами и фантазиями. Естественно, на этой почве у них частенько возникали размолвки и ссоры.

Э.П.Гарин много лет (с 1922 года по 1936 год) был одним из ведущих актеров Государственного театра имени Мейерхольда (ГосТИМ), и эта работа предопределила всю последующую творческую судьбу Эраста Павловича, его склонность к жанру сатиры, близкой к эксцентрике, гротеску и буффонаде. При этом наметились характерные черты его стиля: очень своеобразная манера двигаться, неповторимые мимика и жесты. Но наиболее впечатляла коллег и зрителей его манера говорить высоким и пронзительным старческим голосом. Однако, такой голос был у него вовсе не от природы. Когда Эраст Павлович работал над ролью Павла Гулячкина в спектакле «Мандат» по пьесе Николая Робертовича Эрдмана, великого, но, к сожалению, недооцененного советского драматурга, он никак не мог, несмотря на все свои старания, найти нужную интонацию. Вдруг Гарин понял, что нужно разговаривать на сцене таким же голосом, каким в жизни говорил его близкий друг — автор данной пьесы Николай Эрдман. Эта идея настолько сильно понравилась Эрасту Павловичу, что он стал говорить таким образом до конца своей жизни. Шли годы, люди подзабыли тот факт, что это Гарин стал разговаривать «эрдмановским» голосом, и начали удивляться тому, что Эрдман говорит колоритным «гаринским» голосом.

Коллеги считали Эраста Павловича человеком «не от мира сего», поскольку он был добрым, застенчивым, странноватым, но в то же время прямым, непредсказуемым и бескомпромиссным. Такое мнение в какой-то степени подтверждают события, имевшие место в отношениях Гарина и Эрдмана в тридцатые годы. Николай Робертович Эрдман, чрезвычайно талантливый поэт, драматург и сценарист, был одним из авторов сценария фильма «Веселые ребята». В 1933 году, когда он находился на съемках данной кинокомедии в Гаграх, его неожиданно арестовали. Поводом для ареста послужили сатирические стихи и басни Н.Р.Эрдмана. Особое неприятие у людей, облеченных властью, и у следственных органов вызвало следующее четверостишие:
«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
Читатель скажет: Бога нет!
Читатель, милый, ты — придира!
Да, Бога нет. Но нет и сыра!».
Приговор, вынесенный Николаю Эрдману, оказался чрезвычайно мягким для того времени: ссылка на три года в город Енисейск Красноярского края. 

Когда Николай Робертович стал отбывать свою ссылку в Енисейске, в один прекрасный день кто-то постучал в дверь его комнаты. Он открыл дверь и, к своему немалому удивлению, увидел перед собой Эраста Павловича, прибывшего для того, чтобы навестить своего доброго друга. Он добирался туда две недели, преодолевая тысячи километров всеми доступными тогда видами транспорта. Эрдман подсуетился, и на столе появились бутылка водки и непритязательные закуски. Друзья выпили за встречу и закусили. 

Вдруг Эраст Павлович задумчиво произнес: «Слушай, я увидел через окно, что там, на реке, сел гидроплан. Давай проверим, куда он летит, и если он направляется в нужную мне сторону, спросим пилота, не возьмет ли он меня с собой?». Они вышли из дома, нашли летчика, и оказалось, что он, действительно, летит в нужном для Э.П.Гарина направлении. Мало того, пилот оказался очень сговорчивым и согласился взять Эраста Павловича на борт. В результате, Эраст Гарин улетел на этом самолете в сторону своего дома. 

В 1036 году Николай Эрдман вернулся из ссылки в Москву, встретился с Эрастом Павловичем, и сразу же задал мучивший его три года вопрос: «Ты затратил много сил и массу времени для того, чтобы встретиться со мной, но пробыл у меня не больше часа и заторопился домой. Почему?». Э.П.Гарин ответил: «Когда я появился у тебя дома, я сразу же заметил на столе стопку чистой писчей бумаги и много остро заточенных карандашей. Я понял, что ты много над чем-то работаешь, поэтому я и решил как можно скорее отправиться в обратный путь, чтобы не мешать твоему творческому процессу. Появление гидросамолета явилось таким счастливым случаем, и я не преминул им воспользоваться». Давний коллега Эраста Павловича по театру Мейерхольда, Народный артист СССР Юрий Сергеевич Лавров, так отреагировал на это происшествие: «Поездка Гарина в Сибирь к ссыльному Эрдману превратила его в моих глазах в рыцаря без страха и упрека». Эта поездка Гарина в Енисейск не имела никаких негативных последствий ни для Гарина, ни для Эрдмана.  А ведь время было такое, когда все могло закончиться для любого из них весьма печально.

К великому сожалению, в той же второй половине тридцатых годов жизнь другого большого друга Э.П.Гарина, великого советского режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда пошла исключительно в негативном направлении. В 1938 году Театр имени Мейерхольда был закрыт, а сам Мейерхольд подвергся гонениям и нападкам. 20 июня 1939 года он был в гостях у Гарина и Локшиной, и когда вернулся от них домой, был арестован. Эраст Павлович не отрекся от своего Учителя: Э.П.Гарин и Х.А.Локшина послали ему в тюрьму телеграмму со словами поддержки, первыми написали письмо в прокуратуру в его защиту. Они ждали его освобождения, откладывали деньги, чтобы после выхода из заключения их Учителю было во что одеться. Увы, им не было суждено вновь увидеться со своим кумиром. 

В.Э.Мейерхольд принадлежал к той немногочисленной плеяде великих Мастеров, которые при первой же встрече с людьми, желавшими посвятить свою жизнь служению искусству, он своим наметанным глазом чрезвычайно быстро определял, кто из них является тем самым алмазом, который после соответствующей огранки превратится в сверкающий бриллиант. Именно благодаря его стараниям, вклад В.Э.Мейерхольда в советское искусство стал поистине огромным, поскольку многие из крупнейших режиссеров нашей страны того времени, такие как С.М.Эйзенштейн, С.И.Юткевич, М.И.Ромм, И.А.Пырьев, Г.Л.Рошаль, Н.В.Экк, Л.О.Арнштам, были его учениками. То же самое можно сказать и о высокопрофессиональных актерах, значительное количество которых тоже было учениками этого великого Наставника. Среди них можно назвать таких прекрасных артистов как И.В.Ильинский, М.И.Царев, Е.В.Самойлов, Н.П.Охлопков, Л.Н.Свердлин, Б.П.Чирков, С.А.Мартинсон, М.И.Жаров, М.М.Штраух. Многие из них находились в дружеских и приятельских отношениях с Э.П.Гариным.  

Когда я пишу свое очередное повествование о каком-либо знаменитом человеке, я непременно рассказываю и о тех людях, с которыми он общался в своей жизни, причем делаю это вовсе не случайно, поскольку постоянно держу в своей голове два знаменательных изречения, имеющих, по моему мнению, отношение к этой теме. Одно из них, а именно «Короля делает свита», было произнесено в 1532 году великим итальянским мыслителем Никколо ди Бернардо Макиавелли. Второе изречение звучало так: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты». Оно получило широкую известность после публикации в период 1605-1615 годов знаменитого произведения «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», принадлежавшего перу великолепного испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра. Хотя с момента обнародования данных изречений прошло немало столетий, они не утратили своего значения, так как история не раз доказывала их достоверность, ведь от людей, находящихся с постоянном контакте с любым человеком, зависит его репутация и, как следствие, отношение к нему окружающих. Особенно наглядно проявляются такие взаимоотношения у людей, ярко проявивших себя в искусстве, поскольку в этих случаях жизнь обычно вовлекает в одну орбиту индивидуумов с соизмеримыми по своему качеству умственными способностями, интеллектом, уровнем знаний и профессиональным опытом, поэтому у них происходит взаимообмен различного рода информацией и «подкормка» друг друга идеями и вдохновением. 

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев