Крым наш

Игорь Ваганов
  КРЫМ НАШ
Со времени присоединения Крыма к России я постоянно провожу свой отпуск в этом великолепном регионе нашей страны. Отрадно наблюдать как постепенно меняется к лучшему жизнь крымчан. Изменения идут сразу во всех сферах жизни полуострова – от промышленности до воспитания нового поколения.
Естественно, не всё протекает без проволочек и трудностей, но причина этого прежде всего в наложенных санкциях Евросоюза и США и террористических действиях Украины, которая с 2014 года взрывала газопроводы, перекрыла Крымский канал, неоднократно посылала диверсионные группы для совершения терактов.
В своей пропаганде противники Крымской весны всегда заявляют, что референдум о присоединении к России был незаконным и нелегитимным, что жители Крыма насильно, под дулами автоматов, принуждались к «правильному» голосованию, что не было иностранных наблюдателей, что за присоединение к России проголосовали незначительное количество крымчан, а необходимые результаты были сфабрикованы избирательными комиссиями.
Если вспомнить события девятилетней давности, то известно, что Общекрымский референдум прошел 16 марта 2014 года и был призван решить дальнейшую судьбу республики. Крымчане приняли активное участие в референдуме, к избирательным участкам с утра выстраивались очереди. Жители Крыма отвечали на один из двух вопросов, напечатанных на русском, украинском и крымско-татарском языках:
1) Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?
2) Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины.
За проведением референдума следили более 50 наблюдателей из 21 страны, в том числе Израиля, Франции, Италии. По итогам голосования 96,77% избирателей в Крыму и 95,6% в Севастополе высказались за вхождение в состав России (явка в Крыму составила 83,1%, в Севастополе – 89,5%).
 Во время своих посещений Крыма я интересовался у крымчан о том, как проходил референдум, об их отношении к присоединению к России и личном участии.
Итак, предоставим слово крымчанам, участникам тех знаменательных событий, которые в момент проведения референдума находились на территории Крыма. Для безопасности все имена изменены, фамилии не указываются.
Александр К., менеджер торговой фирмы, житель Керчи. Во время референдума – военнослужащий одной из крымских воинских частей.
- Весной 2014 года я проходил срочную службу на территории Керченского полуострова. В нашей воинской части более 90% военнослужащих, включая командира части, были крымчанами. Поэтому события Крымской весны всеми были поддержаны, о каком-то сопротивлении никто и не помышлял, а те, немногие, кто был призван из материковой Украины, благоразумно помалкивали. Им разрешили покинуть пределы воинской части и уехать на Украину. А мы себя украинцами не считали никогда, мы всегда были крымчанами. А незаконный майдан, на котором свергли легитимного президента Януковича (за которого проголосовало большинство крымчан), обещания новой власти «навести порядок» в Крыму только усиливали наше неприятие новой незаконной власти на Украине.

Елена В. Предприниматель в сфере гостиничного бизнеса. Житель Керчи. Уроженка Луганской области. В Крым переехала еще при СССР.
- Референдум присоединения к России приняла положительно, потому что я русская, и еще со времен Советского Союза привыкла считать себя жителем единой могучей страны. До 2014 года у меня был небольшой гостевой дом. Присоединение к России улучшило материальное положение крымчан, в том числе и моей семьи. Сейчас, особенно после строительства Крымского моста очень много туристов из материковой части России. Постояльцы круглый год. Сейчас открыла еще два гостевых дома в разных районах города.

Владимир В. Строитель. Уроженец Джанкоя.
- Вся моя семья, в том числе взрослые дети, поддержали референдум о присоединении к России. Мы всей семьей пришли на избирательный участок и проголосовали за вхождение Крыма в состав России. Я русский, и хочу, чтобы мои дети и внуки законно разговаривали на русском языке и обучались в русских школах. Кроме того, я внук участника Великой Отечественной войны, и никогда не считал Бандеру и бандеровцев героями. Сейчас Крым развивается. Мои дети получили высшее образование, состоят на государственной службе. Я без работы тоже не сижу, потому что на полуострове ширится строительство и работы ведутся круглый год.

Якуб М. Строитель. Крымский татарин, переселился в Крым в 90-х годах из Узбекистана – на родину предков. Живет неподалеку от Феодосии. На вопрос о поддержке референдума промолчал – возможно, голосовать не ходил. Но положительные изменения в жизни полуострова повлияли на его восприятие окружающей обстановки. Его дочь успешно закончила одиннадцать классов средней общеобразовательной школы и поступила на бюджетную форму обучения в Симферопольский медицинский университет, станет врачом. Сам он в составе небольшой строительной бригады работает на строительстве частных домов. Живет зажиточно, построил двухэтажный дом из крымского ракушечника в шаговой доступности от моря. Каких-то изменений в своей жизни, в том числе и возвращения Крыма в состав Украины не хочет. Его все устраивает.

Игорь М. Индивидуальный предприниматель. Живет в Керчи. Референдум поддержала вся его семья, в том числе и престарелые родители, потому что были сторонниками президента Януковича и считают его свержение на Майдане преступлением. В настоящее время родители на пенсии, все свободное время проводят на дачном участке. Игорь сдает посуточно две пустующих квартиры, наследство от обоих дедушек, организует туры по здешним достопримечательностям для гостей полуострова.

Григорий В. Сотрудник охранного предприятия. Проживает в Керчи. По национальности украинец. Сторонник президента Януковича, отстранение которого от власти считает незаконным. Поэтому голосовал на референдуме о присоединении к России.
- Я всегда был сторонником Советского Союза, голосовал на референдуме за его сохранение, и дальнейший распад СССР считаю трагической ошибкой. Надеялся, что Украина, в которой мы оказались в результате сговора в Беловежской пуще, будет дружить с Россией, а не ориентироваться на Евросоюз. Когда президентом Украины стал Янукович, за которого я голосовал, я надеялся на дальнейшие взаимовыгодные связи России и Украины, строил какие-то планы. Но все прекратилось зимой 2014 года, когда по всей Украине, кроме Крыма и Донбасса, начались выступления националистов. Майдан 2014 года считаю государственным переворотом, в результате которого был свергнут законно избранный президент Янукович. После этого я понял, что в составе Украины у Крыма будущего нет, и принял решение участвовать в референдуме и голосовать за вхождение Крыма в состав России. Голосовал сам, никто меня не принуждал. В настоящее время работаю в охране крупного предприятия. Одновременно по совместительству организовал небольшую фирму по проведению отделочных работ.
Многие мои родственники и даже взрослые дети проживали в различных областях Украины. Мое участие в референдуме не одобряли. В настоящее время мои дети и некоторые из родственников на Украине не проживают. Кто-то уехал за границу еще после 2014 года, кто-то в марте 2022 года. Поэтому я спокоен.

Вячеслав Н. Житель Севастополя. Сын морского офицера. В настоящее время владелец строительной организации.
- Сам я активный участник событий Крымской весны. На референдуме вся наша семья, а также родители голосовали за присоединение к России. Если возникнет необходимость, я как я все мои друзья вновь встанем на защиту Крыма. Украина нам здесь не нужна. И нам отступать некуда, да и не собираемся. У меня есть родственники на Украине. Раньше я с ними часто созванивался, приезжали друг к другу в гости. Но после референдума, когда они узнали о моих пророссийских взглядах, наши взаимоотношения постепенно начали изменяться. Причем, чем лучше становилась жизнь в Крыму, тем больше усиливалась отчужденность моих родственников. А после начала СВО они мне практически не звонят.

Михаил В. Житель Керчи. Окончил морской университет. Работает старпомом торгового судна.
- Во время Крымской весны вернулся из очередного рейса. Голосовал за присоединение к России. Я всегда считал нахождение Крыма в составе Украины незаконным и ошибочным. Мы, крымчане, всегда были для Украины людьми второго сорта. Из Крыма только тянули деньги, но не вкладывали ни копейки. Процветала коррупция, принудительное внедрение украинского языка, героизация бандеровцев. Со своими родственниками, проживавшими в Днепропетровской области, я всегда спорил по поводу того, что они постепенно стали оправдывать действия бандеровцев в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, а самого Бандеру считать героем. Я их спрашивал: «Какой же Бандера герой? Подумайте! Наши деды с фашистами и с бандеровцами воевали». Но мои аргументы до них уже не доходили. А после референдума я вообще с ними какие-то связи практически перестал поддерживать. Меня стали считать сепаратистом. А сейчас, наверное, я для них вообще пособник оккупантов. Но у нас, крымчан, своя жизнь, мы сделали свой выбор.
 
Александр Ш. Житель Севастополя. Мастер по отделочным работам – окна, натяжные потолки.
- Референдум для нас был долгожданным радостным событием. Я и все мои родственники пошли на избирательные участки. Туда все шли семьями. Почти все голосовали за вхождение в состав России. Сейчас и в Крым, и в Севастополь вкладываются серьезные деньги. Идет колоссальное строительство различных объектов. Последнее монументальное строительство – это севастопольская школа искусств. Это целый дворец, на открытие которого в декабре 2022 года приезжал президент России В.В. Путин.

Виктор М. Житель Керчи. Таксист.
- Я сам крымчанин, но большую часть своей жизни работал в России, более двадцати лет жил на севере, зарабатывал деньги, которые вкладывал в строительство дома в родной Керчи. В начале двухтысячных вернулся домой, но потом из-за массовой безработицы и деградации городской промышленности вновь продолжил зарабатывать вахтовым способом в России. Тогда, в начале нового века в Керчи была очень тяжелое экономическое положение, закрывались предприятия, а так как туристы в Керчь приезжали не в таком количестве, как на ЮБК, то и курортный сезон не позволял, так сказать, оставаться на плаву. Люди переселялись в сараи и эллинги, а свои квартиры на весь сезон сдавали туристам, но и этих денег на весь год не хватало. Многие, чтобы выжить, разбирали свои дачи – добротные строения из крымского ракушечника, и продавали на стройматериалы. К тому же постепенно нарастала украинизация полуострова, особенно после свержения президента Януковича, сторонником которого в Крыму были почти все. Я тоже за него голосовал на выборах. Поэтому Крымскую весну керчане встретили с энтузиазмом, явка на избирательные участки была очень высокой и почти все крымчане решили вернуться в состав России.  Референдум встретил в Крыму. Конечно, голосовал за присоединение к России. Сейчас на пенсии, но продолжаю работать – таксистом.


Мой краткий опрос не является каким-то социологическим исследованием, он только отражает взгляды жителей Крыма на события девятилетней давности, которые изменили жизнь полуострова, в какой-то мере повлияли на дальнейшую судьбу самой России. Сейчас, во время проведения СВО отчетливо проявилась позиция крымчан, подавляющее большинство которых поддерживает спецоперацию и желает победы России. После одиозных выступлений украинских политиков, которые пообещали крымчанам репрессии, люстрацию, тюрьмы и даже физическое уничтожение, даже те немногие крымчане, которые были противниками референдума, теперь возвращения Крыма в состав Украины не хотят. Потому что той, Украины 2013 года, теперь не существует.