Атеизм возник в Лиссабоне

Альберт Андреев
               
   Это слово по одной из версий появилось после знаменитого мощнейшего Лиссабонского землетрясения, магнитудой 8,7, происшедшего 1 ноября 1755 года. Португалия в те годы была очень богатой страной, благодаря сильному флоту владевшей колониями по всему миру.

   Помимо богатства жители Лиссабона были очень набожны: на 275 тысяч населения в городе насчитывалось 40 соборов и храмов, 120 часовен, 90 монастырей. И, конечно же, прихожане несли туда большое количество приношений и пожертвований, в результате настоятели жировали. 

   Эпицентр землетрясения находился в Атлантическом океане, от первого толчка пламя свечей в храмах вздрогнули. От второго толчка свечки попадали на пол, кое-где на занавески, которые загорелись. При третьем, самом мощном толчке обрушились стены домов, в воздух поднялись тучи пыли. Почти все храмы, часовни и монастыри были разрушены. Масса людей погибла под завалами. Вспыхнули пожары, пожирая все деревянное.

   Оставшиеся в живых бросились к порту, чтобы на кораблях отплыть в открытое море, но оно ушло от берега в океан, обнажив дно с мусором и останками древних кораблей, а также прибывшие на днях корабли со 150 тоннами золота из колоний лежали на боку. И тут внезапно несчастные к своему ужасу увидели 20-ти метровую водяную стену, которая двигалась к ним с ужасной скоростью и в тот же миг накрыла их. Это было цунами. Оно добралось до центра города уже высотою 2 метра. Вода довершила разрушительную работу в некогда красивейшем городе, который был местом паломничества туристически настроенных людей.

   Пожары полыхали еще несколько дней. Министр иностранных и военных дел Себастьян Жозе де Карвалью явившись к королю Жозе1 в его загородную резиденцию, доложил об ущербе, произведенном землетрясением в столице:
   - Ваше Величество, Лиссабона больше нет.
   - Себастьян, неужели он так разрушен?

   Карвалью стал перечислять: Погибло около 100 тысяч человек. Разрушено 85% всех зданий, 32 церкви, половина монастырей, больше половины часовен. Королевского дворца больше не существует. Полностью погибла богатая королевская библиотека, уничтожены бесценные архивы с картами португальских мореплавателей и отчетами таких как Васко де Гама, Бартоломеу Диаш, безвозвратно уничтожены культурные ценности, накопленные за последние 200 лет, например, картны Рубенса, Тициана, Караваджо и др.
   Король схватился за голову и жалобно произнес, - что нам делать? – Он не привык трудиться, его голова в загородной резиденции была занята вещами, противоположными делам государственных. Но он вышел из положения - возвел своего министра в ранг маркиза де Помбал и поручил ему что-то сделать с Лиссабоном.
   - С чего вы начнете? - Спросил он.
   - Необходимо похоронить мертвых и накормить живых.

   Однако прежде всего маркиз отдал распоряжение военным оцепить город пунктами пропуска, которые должны были запрещать всем жителям покидать город, особенно здоровым и крепким мужчинам. В город потянулись обозы с продуктами, водой, лекарствами, теплой одеждой - пожертвования со всей Португалии.

   Маркиз объявил о вывозе трупов баржами и топить их в море. Но тут поднялись протесты священников, требовавшие по католическому обычаю отпевать погибших перед похоронами. Де Помбал попытался объяснить им, что тогда затянется время ликвидации трупов на неопределенные сроки, что чревато эпидемиями, но те стали упираться. Тогда глава города махнул на них рукой, и похоронные команды очистили город. Наступил черед вывозу мусора из города. Для этого привлекли армию и всех выживших жителей города, началось активное волонтерское движение. Вот почему маркиз приказал никого не выпускать из города.

   Стали поступать обозы со стройматериалами. По окраинам города возвели виселицы для устрашения мародеров, воров и частных бизнесменов, торгующих продуктами питания по завышенным ценам. Выглядели они пугающе, и редко кто решался нарушать дисциплину. Пойманных нарушителей сразу же вешали без суда и следствия.

   Себастьян де Карвалью с первых же дней после землетрясения по всему городу разослал опросные листы с 13 вопросами, которые жители города обязаны были заполнить и делиться своими замечаниями и видением чего-либо необычного, например, как вели себя домашние животные, птицы, измерения уровня воды в колодцах и т.д. Эти бесценные бумаги до сих пор хранятся в архивах Лиссабона, ими интересуются даже в настоящее время ученые всего мира. Например, на основе их изучения сейсмологами была определена сила землетрясения в баллах.


   Как только зачистили город, немедленно приступили к плановому строительству. Церемония приема построенных зданий происходила с участием полка солдат, который четким строевым шагом обходил готовое здание. Если оно разрушалось при резонансе, никого не наказывали, не ругали, строители молча приступали к работе по-новому с учетом сейсмоустойчивости. Считается, что  с этих дней в мире появилось данное понятие.

   Маркиза спрашивали, почему в Лиссабоне строят такие широкие улицы, ведь раньше были нормальные, а он отвечал, что наступит время и эти будут считаться узкими. В Лиссабоне да и в других городах Европы поползли разговоры о странном божественном наказании богомольного населения столицы Португалии: именно в праздничный День Всех Святых разрушены почти все храмы, погибло почти треть жителей города, и вообще весь город разрушен, кроме квартала Руа Формоза, где практически не было разрушений, и который был оккупирован девицами и женщинами легкого поведения, там днем и ночью шумели веселые оргии.
 
   После Лиссабонского землетрясения просвещенная часть народов Европы стала задумываться, есть ли на самом деле Бог? Не дурят ли людей религиозные деятели ради наживы? В самом деле, другие города Португалии, где население было не столь богомольным как в столице, пострадало гораздо меньше. Так появился в мире атеизм - отрицание божества.

   Лиссабон спустя 5 лет снова хорошо тряхнуло, разрушались исключительно невосстановленные  руины от предыдущего землетрясения. В общей сложности он отстраивался почти 15 лет, на это ушли громадные средства, казна значительно оскудела. Колонии воспользовались ослаблением метрополии и превозгласили себя независимыми государствами.

   Король Жозе1 таки и не вернулся в свой дворец в городе, а до самой смерти жил в предместье в своей резиденции. Горожане поставили на центральной площади памятник любимому руководителю восстановления замечательного города. Туристы всего мира приезжают сюда полюбоваться красотами города и посмотреть в том числе на развалины монастыря кармелитов, не восстановленного, а специально оставленного как память о трагедии для будущих потомков.

               
                08.09.2023г.