Марфа и Фёдор

Марина Мальцева 3
Четыре часа по утру. Скоро Марфа проснётся, домашние проблемы, корову подоить и проводить скотину на пастбище. Точнее на место сбора, которое назначил пастух Дмитрий, а он щепетильный. Не то, чтобы бросить коровку в деревне, он не успокоится, пока все не выгонят скотину со двора. А сейчас жена спит, беспокойно ворочаясь. Вон, сопит рядом с мужем в кровати. Только Фёдору не до сна. Устал от такой жизни. У бабки разве отдохнешь, ага, не даст Марфа дома заниматься тунеядством. Ещё с вечера сказала, надо картофель окучивать.
   -- Ты, Фёдор, совсем обленился. Хватит. Завтра только петухи пропоют, я тебя подниму.
   Марфа спит чутко, но сегодня старуха не слышала, как муж перелазил через неё. Наверное, вчера уработалась в огороде на своих любимых грядках. Выйдя на улицу, дед присел на завалинку. Пёс учуял хозяина, тихонько заскулил, прыгая у ног.
   — Тихо, Дружок. Народ ещё спит. Нам бы с тобой на охоту убежать. Тебе за дичью погоняться, а мне сто грамм где-нибудь пропустить. Да, разве Марфа позволит, когда в доме работы много. Некому ей помогать, кроме меня никого не осталось. Есть у меня, Дружок, одна хорошая идея. Я вот что тебе скажу. Мне сейчас помощь твоя нужна. Я пока тяпки спрячу за твоей будкой на время. Старуха ни за что не догадается их возле тебя искать. Авось, пронесёт. Только она ведь пойдёт к  соседке, попросит у нее. Это не выход из положения, но попробовать можно. Ты главное, пёсик, меня не выдавай.
   Поговорив с собакой, Фёдор сделал своё дело, и отправился в дом продолжать спать. Но уснуть не дал бабкин храп. «Сколько же можно издеваться над мужиком», -  подумал дед. Пришлось ткнуть её тихонько в спину. В это время Марфа чуть не упала. Дед успел её поймать, но не ожидал, что жена сходу отвесит ему оплеуху. Потирая щеку, он задумался. А потом, громогласно заявил.
   — За что? Ты здесь храпишь, и не знаешь, что творится у нас в доме.
   — Интересно, что у нас может твориться. И вообще, который час?
   — Ещё петухи спят, и ты тоже спи. Вот только мне сегодня не спалось, я решил приготовить инструмент на завтра, или, теперь уже, на сегодня. Захожу в сарай и вижу. Ни одной тяпки нет на месте. Не веришь, можешь сама прогуляться до сарая. Во всём убедиться.
   — Знаю я, дед, твою натуру. Никак отдохнуть захотел. Не выйдет у тебя ничего. Я чутко сплю, мимо меня муха не пролетит. Кому надо к нам во двор заходить. У нас Дружок лает, если чужой идёт. Не одному твоему слову не верю. Да и ты никуда не отлучался, я бы услышала, как скрипнет кровать.
   В это время во дворе заголосил петух.
   — Ну, вот, пора и мне просыпаться. Что, Фёдор, картофель полоть будешь или как? У меня по дому дел много. Или ты сегодня святым духом будешь питаться? Завтрак сам не сварится.
   Дед хотел сказать, я сегодня буду бить баклуши. Мол, я вам не батрак. Но вовремя осекся. Уж что, а еда у старухи была отменной, и покушать Фёдор любил. Делать нечего пришлось доставать инструмент. Приговаривая: «Подожди, женушка, будет и на моей улице праздник». Дед не заметил, как сзади подошла жена. Она всё слышала.
   — Федя, что я слышу. Интересно, где эта твоя улица находится? Я-то думала, она у нас с тобой одна. А вижу, ты, оказывается, переехал. Э-хе-хе, говорила мне мать, не делать аборт, рожай для себя. Так, нет же, тебя послушала. Что мы нищету будем плодить? Так, оглянись, живут люди в деревне, и не жалуются. Сам-то не из князей будешь. Отец твой всю жизнь на земле работал. Мать, тоже. Иди уж в поле, пока солнце не взошло. А то потом с давлением сляжешь. Придётся тебя травой отпаивать.
   Делать нечего Фёдору, пришлось взять тяпку, и ковылять в поле. Да, в чём-то Марфуша права. Но ведь и она тоже не ангел. Ребёнок, говорит. Знаем мы, чей это отпрыск. Чужого растить не всем дано. На свое чадо и прикрикнуть можно, а на чужого и язык не поднимется. Кто ж знал, что больше  ей детей не иметь. «Конечно, не Марфина вина в том, что ее парень бросил, и я оказался рядом», - размышлял мимоходом Фёдор. До поля путь неблизкий. Фёдор с женой жили на одном конце деревни, а делянка с картофелем на другом. За небольшим леском. Можно было взять машину и съездить. Но Фёдор любил ходить пешком, это даже полезно. Всего-то четыре рядка, но они длинные. Куда столько картофеля. Им на двоих много ли надо. Но скотину кормила бабка на убой. Вернее, она готовила, а дед выносил. У деда в хлеву всегда на всякий случай бутылочка припрятана. Кормить поросят
Пойдёт, стопку пропустит. Убираться тоже, ну, как без этого. Глядишь, к вечеру навеселе. Пусть не каждый день, но бывало.
   Фёдор шёл вразвалочку, никуда не спешил. Пёс ковылял рядом.
   — Что, дружок, ты меня лучше всех понимаешь, —  старик потрепал пса за холку. —  На днях выберу время, свожу тебя в лес. Будет раздолье, —  пёс будто понял, о чем говорит хозяин. Сразу начал скулить и прыгать у его ног.   — Всё, Дружок, хватит, рядом.
   Проходя мимо дома Егора, старик решил заглянуть, узнать, как тот поживает. Недавно мужчина похоронил жену, и жил один в своё удовольствие. Егор не страдал по своей Светлане. Всегда говорил, померла, туда ей и дорога. Слишком уж она была сварлива. И не только с мужем. На всю округу славилась за свой язык. Но, что теперь об ней говорить. Открыв калитку, и входя во двор, Фёдор велел псу ждать его на улице.
   -- Не ходи за мной, я недолго, поговорю, и пойдём. Карауль наше имущество, - дед оставил тяпку у забора, и вошёл во двор. Недолго затянулось до обеда. За выпивкой и разговором время летит незаметно. Говорили про всё, что надо и не надо. Егор, как обычно ругал свою старуху. Потом, вдруг перешёл на Марфу.
   -- Твоя-то что, лучше моей. Все бабы одинаковы. Вот ты сейчас сидишь со мной, - пьёшь. Мирно, так сказать, отдыхаешь. А ей что от тебя нужно? Только то, чтобы ты пахал, как ломовая лошадь. Что, Фёдор, молчишь, или ты со мной не согласен? - старик хотел что-то сказать, да не смог связать двух слов. Перепил. Попытался встать со стула, как тут же рухнулся рядом и захрапел.
   -- Ты что, Фёдор! Ну-ка, вставай! Совсем пить разучился. Вот, то ли дело..., - но, не успев договорить, рухнул, лицом ударился о стол, и тоже захрапел.
    Марфа управилась по дому, наварила сытных щей. Скоро муж должен прийти с поля. Он у неё мужчина работящий, когда на него повлияешь. Откуда ей было знать, что он спит, и в ус не дует, что его ждут дома. Солнце перевалило за полдень. Припекать стало сильнее.  Где-то дед пропал. В прихожей на скамье лежала фуражка Фёдора. Господи, забыл. Голову напекло, наверное, давление поднялось. Старуха минут десять охала да ахала. Потом пошла к соседу со своей проблемой. Объяснив Николаю, что, да как, Марфа упросила отвезти её к Фёдору. И вот они на мотоцикле по дороге вдоль домов. И у одного из них Марфа заметила своего пса.
   — Стой, Николаша, кажется, приехали, - мужчина не успел остановить мотоцикл, пришлось ехать назад. — Подожди пару минут, я сейчас.
   — Может, мне с тобой?
   — Нет, не надо. Я сама, узнаю, если что, позову.
   Пёс, увидев хозяйку, подбежал, и радостно завилял хвостом.
   — Дружок, где хозяина потерял.
   Пёс лаял не унимаясь. Думал, что старуха разрешит ему пойти за ней. Но Марфа велела ждать. Войдя в дом, она увидела двух пьяных лоботрясов. Одним из них был её муж. Мать честная. Так и знала, нельзя Фёдор тебе важное дело доверить. Женщина попросила Николая помочь погрузить деда в люльку.
   — Ни стыда, ни совести, - не унималась Марфа. Дома Николай помог уложить деда на диван в летнюю кухню.
   — Спасибо, Николаша. Сегодня моему оболтусу придётся здесь ночевать. Ни зима, не замёрзнет.
    Ночью непогода разгулялась, по крыше барабанил дождь. Да так, что разбудил старика. Фёдор не сразу понял, где находится. А когда вышел на улицу, и услышал знакомый лай Дружка, понял, что дома.
   — Как я Марфе в глаза посмотрю. Интересно, как я до дому добрался? Не знаешь, дружище. Ох, и влетит мне с утра от старухи. Придётся всё-таки картофель окучить. Иначе мне конец. С этими словами дед вернулся в летнюю кухню.


      Марина Мальцева,
   гКрасноярск,08.09.2023г