Жажда души человеческой

Валентина Ульянова
Задумывались ли вы когда-нибудь, отчего наши желания никогда не кончаются и не утихают? Отчего жаждущие богатства не могут остановиться в своём стяжании денег, но всё им кажется мало? Почему коллекционеры поглощаются этой страстью, как одержимые? Почему искатели власти неудержимы на своём пути? Почему сластолюбцы ненасытимы?

Почему любая страсть, будь то любодеяние, чревоугодие, гордость, абсолютно любая страсть – не знает меры и снова и снова мучает нас бесконечными требованиями всё нового насыщения? И напрасно мы думаем успокоить её, уступая ей…

Св. Феофан Затворник открывает нам, что «ничем неудовлетворимость» - это свойство духа человеческого, образа Божия в нас:

«В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества - совесть и ничем неудовлетворимость. - Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа - низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого же чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетания с нею духа. Дух из Бога сочетавшись с душою животных возвел ее на степень души человеческой».

Св. Феофан Затворник объясняет безмерность наших страстей тем, что после грехопадения, когда из-за греха расстроилась первозданная гармония в человеке, мы пытаемся удовлетворить духовную жажду бесконечного не стремлением к Богу, а следуя требованиям страстей:

«И стал человек двояк. Одно тянет его горе, - другое - долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т.е. страхом Божиим водится, и совести слушает, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, - и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится, и крушится. Дух тут как пленник в узах, - находится в услужении у варваров, страстей похотных. - Сам он не удовлетворяется, и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив. От чего животные потребности у животных все в своей мере: а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? - Эту безмерность сообщает им дух, попавшийся в плен к ним; а дух сею безмерностью чает затушить свою жажду бесконечного, по образу Коего создан, и в Коем едином благо его». (Письма. Письмо 1462)

Итак, человек запутался. Мы заблуждаемся постоянно, ища утешения в том, что, возрастая в душе, убивает её, - в страстях. Но сколько их ни тешь, - они обманут, не утолят нашей жажды, оставят нас во мраке, в пустоте, в безутешности. Любое мирское сокровище, будь то власть, или богатство, или слава, или даже земная любовь, мирские знания, талантливое, но бездуховное искусство, - всё обернётся призраком и суетой. Только Божественная благодать дарит душе и жизнь, и мир, и радость, и свет.

Святитель Тихон Задонский поэтически пишет об этом:

"Душа человеческая есть дух. Поэтому ничем иным, как только единым Богом удовольствоваться не может, будучи создана по образу Божию (Бог же есть Дух).

От Бога произошла — Богом и довольствуется. Нет такой вещи, которой бы удовольствоваться могла, кроме Бога. …

Солнце, луна, звезды и все небо хороши и прекрасны, но тело увеселяют. Земля со всеми плодами и украшением своим хороша, но тело довольствует. Вода хороша, но тело прохлаждает. Сладко пение птиц, но для тела сладко. Приятна музыка, но телу приятна. Пища и питье хорошо, но то и другое тело насыщает и прохлаждает. ...

Но души никакое создание удовольствовать, насытить, прохладить, утешить и возвеселить не может. Есть иной покой, которым упокоевается, есть пища, которой питается, есть питье, которым прохлаждается, есть свет, которым просвещается, есть красота, которой увеселяется, есть центр, к которому стремится и, достигнув того, ничего более не ищет.

Бог и Божественная Его благодать — для души все: покой, пища, питье, свет, слава, честь, богатство, утешение, радость, веселье и все блаженство, которым тогда удовольствуется, когда отыщет Его. И чем более ныне ищет Его, тем более желает Его, и до тех пор будет желать и желаемого искать, пока лицом к лицу не увидит. И тогда чем более будет пить от сего живого и приснотекущего Источника, тем более будет жаждать Его, без болезни и сытости, через всю вечность.

Ибо Бог чем более видится, тем более желается. Отсюда бывает, что души, духовно печальной, ничто не может утешить, кроме Бога и святого слова Его.

А из того, что миром этим душа удовольствоваться не может, можно познать, что миролюбцы чем более здесь ищут сокровищ своих, тем более желают их и насытиться не могут. Сребролюбцу недостаточно никакого богатства: чем более собирает его, тем более желает. Желающие чести чем более возвышаются, тем выше подняться хотят, так что многие, не довольствуясь высоким царским титулом, богами себя повелевали называть, как читаем в историях о царях-язычниках. Любители роскоши и сластолюбцы сколько выдумывают прихотей к удовольствию своему, сколько брашен и напитков приятных и прочего, известно всякому, но удовольствовать себя и души своей не могут.

Причина этому в том, что хотят душу свою удовольствовать тем, чем она не удовольствуется. Ибо дух есть бессмертный, и потому не тленным и смертным веществом, но живым и бессмертным Божеством удовольствуется.

Так бедный человек, потеряв живой воды Источник, Бога, копает мутные кладези в созданиях и от них ищет для своей души прохлаждения! Но копай, копай сколько хочешь, бедная душа, кладезей этих, жажды твоей от них не утолишь, еще и еще будешь жаждать.

Знаешь ли где отыскать живую воду? Слушай, вот призывает к Себе живой Источник: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин 7:37); и еще: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:14). От этого Источника черпает душа и прохлаждается, напаивается и увеселяется, так что «не будет жаждать вовек». (Письма келейные)

Св. Феофан Затворник вторит ему, говоря, что ничем земным не насыщаемая душа удовлетворяется только верой и богообщением:

«Относительно души … Она … обнаруживает высшие стремления, ничем земным не удовлетворяемые. ... Если не удовлетворяется душа земным; то следует удовлетворять ее неземным. - И осмотритесь, не было ли прежде, нет ли и теперь лиц, которые находят высшие свои стремления удовлетворяемыми. - Если увидите таких, разберите, чем удовлетворяется их ничем ненасытная душа. - Наперед вам сказываю, что вы найдете и удостоверитесь, что они удовлетворенною имеют душу свою потому, что веруют в Бога, ищут Его и имеют свидетельство, что Бог благоволительно принял их искание и общится с ними».

Итак, наше подлинное сокровище – Божия благодать, богообщение. Об этом хорошо бы нам вспомнить, когда возникает желание, по образному выражению св. Тихона, «искать для своей души прохлаждения» в «мутных кладезях» мира, - там, где ей нет прохлаждения. Как часто мы забываем об этом, любя свои немощи, склонности, страсти, словно это наше сокровище…

Но каждому из нас, о любой нашей немощи, сказал Господь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).

Сокровище христианское – Божия благодать, богообщение. Ища его, не обманешься приманками страсти. Вспоминаются тут дивные слова из 7-го икоса акафиста Пресвятой Богородице: «радуйся, любы, всякое желание побеждающая!».

Такая любовь ко Господу, которая в Пречистой Деве победила всякий грех, для нас, конечно, недостижима, но Она показывает нам путь. Страх Божий, благоговение перед Ним, боязнь удалиться от Него из-за греха, - это тоже любовь к Нему, и это посильно для каждого. И это – тот кладезь, в котором жажда нашего духа найдёт утоление – радостное и вечное. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:14).