Отец Владимир

Михаил Илекский
   На Михайлов день в Старом Соборе Архангела Михаила, что стоит в старой части города Уральска, называемой «Курени», проходила служба. Людская волна то колыхалась, то замирала и, с какой-то скромностью, начинала креститься.

   Здесь были старые и молодые, мужчины и женщины; все стояли и слушали священника отца Владимира, проводившего службу. Погода была холодной, а внутри собора душно и жарко. Не все желающие вместились в собор, а тем, кому не хватило места, стояли на улице у входа, пытаясь увидеть, услышать, понять, о чем говорит священник.
   
   Настрой у меня праздничный: в святой день Архангела Михаила, мы возрожденцы казачества будем участниками освещения знамени Уральского казачества и атаманской булавы.
   
   В первых рядах перед аналоем, где лежала праздничная икона Архистратига Михаила, стояла группа Уральских казаков во главе с атаманом Александром  Андреевичем Качалиным. Лица казаков, одетых в форму, светились. И представилось мне, что современный мир растаял, а я нахожусь в старом дореволюционном времени среди истинных казаков, которые вот так же стояли в соборе, полностью отдаваясь Богу. И только запевший хор, привел всех в сознание, очнувшись, я огляделся: все было по-прежнему, и мои брать казаки, и современный мир.

   После службы отец Владимир и атаман о чем-то поговорив, разошлись. Атаман направился к нам. Он объявил, чтобы все, кто имеет хоть один элемент одежды казака, собрались во дворе при Соборе. Люди выходили из Собора, крестились и кланялись. Все это напоминало прежние времена, которые вернулись к нам, заполнив пустоту нашей души. Объявив веру в бога вне закона, Советская власть пыталась привить безбожие, вели идеологическую войну с верующими. Но маленькая искорка разгорелась, давая людям веру и надежду.

   Служба закончилась, но люди не спешили расходиться. Стояли за оградой и наблюдали за происходящими во дворе действиями. Товарищ атамана построил нас в шеренгу лицом к Собору. Из боковых врат Собора вышли атаман Качалин Александр Андреевич и отец Владимир. Еще раз, поздравив нас с праздником, отец Владимир пропустил вперед атамана. Александр Андреевич Качалин торжественно объявил по, какому поводу здесь собрались. Сообщение мы встретили радостными криками «Любо!», «Любо!», «Любо!»

   Походный атаман крикнул «Смирно» и казаки, многие служившие в Армии и знавшие, что это такое, в точности выполнили команду. Походный продолжил: «Знамя Уральских казаков и булаву вынести из строя!» Два казака один со знаменем, другой с булавой (он нес ее, держа горизонтально) вышли из строя и подойдя к тому месту, где стояли атаман и отец Владимир, повернулись лицом к казакам. Знаменосец наклонил знамя вперед, а казак с булавой вытянул руки вперед. Вся эта церемония заняла минут 10-15. Отец Владимир освятил благословением божьим знамя и булаву, после чего он поздравил казаков с приобретением этих символов. Мы криками «Любо! » благодарили священника. Казаки, стоящие за оградой поддерживали нас, как бы участвуя в освещении. Крики «Любо! » летели и отзывались эхом в Куренях. Мы ликовали, ведь в день Святого Архангела Михаила произошло такое грандиозное событие: Уральское казачество вновь приобрело знамя и булаву символы казачества. Это еще одна частичка для возрождения Уральского казачества.

   Атаман выступил с краткой речью, поздравил всех с днем Архангела Михаила, затем сказал о возрождении, и эту нелегкую ношу, казаки решили нести на своих плечах. Затем он взял булаву (как символ власти) и, встав на одно колено, приложился устами к знамени Уральских казаков. За атаманом стали подходить казаки и целовать знамя, выражая тем самым свою готовность служить делу возрождения казачества.

   По окончании церемониала атаман поблагодарил отца Владимира, пожелав ему здоровья. И попросил его дать согласие быть священником и наставником Уральского казачества. Отец Владимир обещал подумать, но прежде нужно получить согласие в епархиальном управлении Архиепископа Алма-Атинского и Казахстанского Алексия.

   Отец Владимир был люб Уральским казакам, и они только его видели своим наставником.

   Отец Владимир (в миру Владимир Корчажников) из Уральских казаков, и многие помнят его, обращались за советом еще тогда, когда он проводил богослужения в Преображенской церкви, которая стоит на Старом кладбище.

   В период начала перестройки был возвращен верующим Собор Архангела Михаила, в который и перевели служить отца Владимира.

   Архиепископ Алексий узнав, что отец Владимир позволил себе во дворе при  Соборе Архангела Михаила провести освящение знамени и булавы Уральских казаков, прислал предупреждающее письмо (мы то понимали, откуда ветер дует, и кто вынудил Архиепископа написать письмо).

   «Мною получено обращение заместителя председателя Н.П.Мордасова, в котором излагалась противоправная ситуация, сложившаяся в связи с освящением булавы и знаменем Уральского казачьего движения…

   …в ограде Собора проведен несанкционированный митинг (никакого митинга не было!), в котором участвовало 300-400 человек ….Было проведено построение молодых людей в форме Уральских казаков, отдавались военные команды, исполнялись гимны (ни воинских команд, ни гимна тогда не было),… Вы являетесь клириком Михайло - Архангельского Собора города Уральска, но ни как не походным войсковым священником. По нашему уставному благословению, Вы, как член казачьего общества, можете осуществлять особое пасторское попечение над его членами, воспитывая их в традициях и уставах Русской Православной Церкви…. Вы не в состоянии провести … Грань между … гражданской позицией и долгом пастыря ….Вы ставите под удар…  Церковь, …предупреждаю, если и впредь Вы будете не в состоянии разделять понятия … Гражданской и политической позиции с пониманием пастырским, то мною….  Будет предложено или оставить священство и заняться общественно-политической деятельностью, или оставить членство в казачьем движении и заняться только пастырской деятельностью…..
                Алексий, Архиепископ
                Алма-Атинский и Казахстанский»


   Об этом письме мы узнали после того, как вернули Православным христианам Храм Христа Спасителя. У Валерия Курохтина я прочел интересное высказывание: что, мол, многим приходила на ум мысль – «А что если это была договоренность между церковью и властью? Власти отдают Храм, а Церковь не помогает казачьему движению! » Да, нет, вряд ли казаки могли тогда об этом догадываться. Письмом конечно казаки разочарованы, а когда отдали Храм верующим, радости было через край. Ведь что-то добиться у власти, это хоть маленькая, но победа, победа возрождения, победа казаков, мы живем и, слава богу, что мы есть.

   Казаки на такое письмо отправили свое, в котором изложены правдивые факты. Алексий Алма-Атинский и Казахстанский дал полное согласие и благословение отцу Владимиру на духовное попечение Уральскому казачеству.

   Был теплый солнечный день, когда мы получили это радостное сообщение. Отслужив службу, отец Владимир вместе с прихожанами выходил из Собора, когда атаман подошел к нему. О чем-то поговорив, они разошлись, и атаман, сообщив нам о письме, попросил почитать отца Владимира как казачьего священника. Хотя после освящения знамени и атаманской булавы казаки, и так относились к отцу Владимиру с почтением.

   Было тихо, лишь слегка доносились звуки проезжающих машин. Вышедшего из Собора отца Владимира, обступили казаки. Они поздравляли священника, благодарили за то, что он не отступился и был с казаками в трудную минуту. Отец Владимир слушал, опустив голову, но когда он поднял ее и увидел нас такими счастливыми, улыбнулся. А казаки увидели, что его развивающие рыжие волосы как бы образовывают сияние вокруг головы. Казалось, что это небеса благословляют отца Владимира на дальнейшую работу.

   «Спаси Христос Вас казаки, и Вас атаман» - сказал отец Владимир.

   «Я буду вашим наставником и буду нести свой крест до конца жизни! »  Вдруг заскрипели и закрылись ворота старой оградки Собора. Отец Владимир ушел. В дальнейшем все круги, проводимые Уральскими казаками, благословлялись отцом Владимиром.

   На протяжении прошедших лет (а минуло более 20 лет) казаки часто вспоминают отца Владимира, никто не забыл его. Бывает, нет, нет, да и зайдет разговор в казачьей среде о его отцовском попечении.

   Вот только Казахстанская Церковь, оторвав отца Владимира от казаков, отправила служить все дальше и дальше в глубинку областного края. Но куда бы его ни направляли, отец Владимир останется первым уважаемым священником Уральского казачества на начальном этапе возрождения и непримиримого сопротивления.

   Сейчас, когда Казахстанская власть стала более лояльной к Церкви и казачеству, все равно ощущается ее контроль и негласное влияние на ту или иную ситуацию в жизни казаков. Хочется верить, что казаки придут к духовности и создадут крепкую общность под названием УРАЛЬСКОЕ КАЗАЧЕСТВО.