Сортавала моей юности...

Сергей Груздев Валаамский
;;;;
Некоторые странички Сортавала моей юности.

Вот брожу сейчас по городу, (благо времени хватает - старик..) и вспоминаю, тот город, советский, в котором было мало магазинов и кафе, но много было различных предприятий и организаций : рыбозавод, пивзавод, мебельная фабрика, молокозавод, мясокомбинат, швейная фабрика и другие. В районе работали, в  посёлке Хелюля - СМЛКа(Сортавальский мебельно-лыжный комбинат), который выпускал лыжи, хоккейные клюшки, кое-какую мебель... Известен был на весь Советский Союз своей продукцией. Вяртсильский металлургический завод, Лесозавод, Рускеальский мраморно-известковый завод...
А сколько вокруг города прекрасных совхозов:
"Совхоз-техникум", "Большевик", "совхоз им. Тельмана" , "Зверосовхоз". В данный момент из названных практически ничего не работает. Всё - кануло в лету...Обьявили в стране капитализм.
Это был какой-то совершенно другой город. Со своими плюсами и минусами, но другой. С техникумом советской торговли, с медицинским училищем, с совхоз-техникумом - везде училась молодёжь, приезжающая из Карелии, и других республик Союза.  Сколько молодёжи в городе было! А это молодость, красота, настроение! Сейчас этого и в помине нет. Хожу и вспоминаю годы своей учёбы в школе-интернате под номером -2.
 Было написано не сегодня, но наверняка мало кто читал...
;;;
Сегодня  мне приснился Вовка Савельев. Валаамский наш паренёк.  С чего бы это подумал я. Сколько лет уже как его нет. Учились мы с ним вместе сначала в Валаамской  школе, потом в девятом,  классе в интернате называемом в местный кругах "инкубатором". Школа-интернат номер два города Сортавала.  (На Валааме была школа-восьмилетка). В интернате училось много детдомовских ребят, ну и мы то кучи... Жили в общаге, отдельно от здания интерната.
Семидесятые годы. В школе-интернате N2 г.Сортавала я учился в 9-м и10-м классах после окончания Валаамской восьмилетней школы. Учились вместе со мной в девятом классе с Валаама:Серёга Кекман, Володя Савельев, Люба Богданов и Маргарита Егорова. В десятом остались только мы с Сергеем. Здание интерната внешне не было привлекательным, зато здание школы было - загляденье. Старой финской постройки - Высокое, красивое и белоснежное с большими прозрачными окнами и высокими потолками. Сейчас в нём располагается городская библиотека, а в те далёкие годы, каждое утро по его каменным ступеням, гулко отзываясь  эхом, бегали наши ноги в интернатских ботинках.

В интернате было много интересного, после нашей островной тихой и размеренной жизни. Новые люди - новые знакомства. Сортавала хоть и небольшой, но все-таки город, причём необычайно красивый. Конечно и минусов хватало и не мало.  Случались и драки- разборки между мальчишками, особенно детдомовские досаждали.( Дело в том,  что в интернате учились много детей из детдома). Так где и когда их не было, перепалок, между пацанами?.. Часто к нам в общежитие наведывались городские пацаны, которые вели себя у нас, как дома.
Всем мальчишкам сразу вместо имен прилепили клички, порой обидные:"Амбал", "Сало", "Скот","Гера", "Финн", "Сухарик", "Колун" итд.
Среди городской детворы мы назывались"инкубаторскими", и это тоже было немножко обидно.
" Инкубаторские" как бы были людьми второго сорта.Это конечно больше относилось к детдомовским, "безродным", но и нас тоже также называли.
Вовка был долговязый красивый парнишка, внешностью чем-то похожий на актёра Юрия Никулина. У него и кликуха была : "Никулин", которой он скорее гордился, чем не любил.  Я же не выделялся ни ростом, ни силою. Был тихим и всего боялся, особенно девушек. Вовка с Кольком  Нестеровым "Нестером" были самыми бесшабашными в классе. Не то чтобы они были самые сильные, но достаточно  "наглые" и смелые и держались всегда друг за дружку,  и никого не боялись. Меня они физически не обижали, но дразнили  "сухариком" за мою худощавость и низкорослость. Другие ребята тоже подхватили противную  мне "кликуху". Особенно мне было неприятно когда они так ко мне обращались в классе при девушках. Вовка был сыном горповского возчика Валентина, про которого я уже не единожды вспоминал в своих рассказах. Про мать его ничего не знаю...У Валентина была новая семья и Вовка рос, как бы сам по себе, без какого - либо контроля и присмотра. Понятно, что ребёнок он был недолюбленный.  Да, почти все мы такими были - "недолюбленными". Некогда в те годы нашим родителям было, "пахали" все, чтобы семьи свои прокормить.
Девушки в нашем классе все были, за исключением пожалуй парочки, выше меня в начале обучения. Это уж потом, к окончанию десятого класса, я вытянулся и немножко стал похож на старшеклассника. Эх, какие были всё-таки  прекрасные годы!.. Наша юность. Романтическая и неповторимая.
Мальчишки, что посмелее, дружили с девушками. Мы ведь приехали в  интернат из разных пригородных сёл. Я -то не-е-е, в начале девчонок вообще чурался, потом осмелел постепенно, стал за косички даже дёргать впереди  сидящих, Наташку  Кирдиженкову, да Томку Седову.
Наташка всем девчонкам в классе говорила:"А, посмотрите, какие красивые голубые глаза у Сережки Груздева, в них же утонуть запросто можно"... Не скрою, мне это тогда очень нравилось, и я любил Наташу братской любовью.
А  На школьных вечерах танцевальных, которые устраивали довольно - таки часто, даже на медленные танцы стал приглашать "подружек".  А вот влюбиться  я не мог себе позволить, у меня сидела уже в сердце одна из Валаамских, как заноза. И не было ни желания, ни сил её оттуда вытащить.

Немножко о наших учителях:
У нас были прекрасные, знающие свои предметы, педагоги. Они учили нас постигать школьную науку. В памяти остались немногие. Мне почему-то запомнились в основном - мужчины. Учитель физики, Вилхо Петрович Каява, добродушный, всегда улыбчивый финн. Предмет свой он знал идеально. Уроки проходили всегда интересно, с юмором и легкой иронией.Казалось, что Вилха Петрович, не умел сердиться. В углу кабинета у него стоял старинный телевизор "КВН", настроенный на Финляндию. Наш физик очень любил и скучал по своей исторической родине, это было видно. Иногда во время урока он включал нам телевизор и мы с превеликим удовольствием всматривались и вслушивались в
"забугорную" финскую жизнь. "Ловелас" Вилхо очень любил прикасаться, как бы в шутку к нашим взрослеющих девчонкам. Обнимет, погладит по голове,
скажет что-тот шутливое... Девчонки не обижались, лишь смущенно улыбались.  Чувствовалось, что им это нравилось. Хотел бы и я в те годы прикоснуться к некоторым... В общем "классным мужиком" был наш Вилхо...  Каких только опытов не проводили мы на его  уроках. Крутили динамо-машину, вырабатывая электричество. Раскачивали маятник, взрывали магний и калий - алхимия да и только. Учителем физкультуры у нас был Федор Васильевич Каретин,
заслуженный учитель Карелии. Он был строг и требователен, и конечно справедлив. Я не отличался физическим здоровьем и был всегда отстающим. Таких, Федор Васильевич не очень жаловал, жалел маленько, но  нагрузки не уменьшал. Заставлял сдавать нормативы ГТО без всяких поблажек. Я очень благодарен
этому преподавателю.  Благодаря ему научился неплохо ходить на лыжах и бегать на длинные дистанции. Все-таки это благодаря его настойчивости и выучке, в армейской учебке по бегу я был вторым в батальоне.Помню еще директора школы, Дрызгова Виталия Павловича, который вел у нас историю. История, наряду с литературой, была моим любимым предметом.  Ходил он всегда в костюме и белой рубашке с галстуком, чем отличался от других мужчин- преподавателей, был всегда подтянут и интелегентен. В те годы мой товарищ Сортавальский, Володя, часто бывающий на Валааме, познакомил меня с Кронидом Александровичем Гоголевым. Несколько раз мы были в его мастерской, которая находилась где-то в районе нынешнего кафе "Крона".Что мне запомнилось, так это его сильное мужское рукопожатие. В те годы он только начинал свою художественную деятельность и не был ещё известен, не только в России, но и в Карелии. И конечно, никогда я не забуду нашу воспитательницу, Семенкову Тамару Савельевну, очень добрую, сердечную и красивую женщину, нашу "вторую маму".
В свободное время любил я гулять по Сортавала. Особенно часто посещал музыкальный магазин, в надежде, на сэкономленные деньги, купить пластинки популярных исполнителей советской и зарубежной(социалистической) эстрады. Очень я любил музыку!.. Любил купить конфет-ирисок и сосать их, гуляя по городу (дёшево и вкусно-сладко). Ребятам тоже приносил, угощал.
Помню Лёшку  Скотникова из Ланденпохьи. Он всё с рисунками ходил. Рисовал очень прилично всё больше обнаженные натуры.
Как все люди искусства, был слегка
" пришибленным"( с голубоватым оттенком), то волосы подкрасит, то бородку начнет отпускать...В отношении женщин был уже сформировавшимся "самцом". Говорил о них грубо и разговаривал вульгарно. Как-то много лет спустя приедет на экскурсию на Валаам из Ленинграда. Найдёт меня и мы будем до вечера пить вино у меня в коморке и вспоминать наши счастливые годы "Инкубатора". Это была единственная встреча.Толик Грачёв был круглым отличников и при этом  был своим" в доску," мог и выпить вместе со всеми и анекдот завернуть, да и музыкой современной увлекался, как и мы все. Особняком жил, мой сосед по парте, высокий парень из Рускеала, Серёжка Двойнишников. Я всегда списывал у него алгебру, так как не очень в ней "шарил". Он был очень способным в учёбе. На девчонок внимания не обращал. Ходил всегда в  помятом костюмчике и был каким-то по жизни неуклюжим. Каюсь, я над ним частенько подшучивал и получал  нередко за это  от него удары или щипки. Парень-то он был сильный. Знаю, что всю жизнь он проработал в оборонке... Немножко пробовали с ним  переписываться в "Контакте". Но быстро раздружились, так как я понял, что нет у него на это времени.
Да, много нас было, разных мастей и национальностей. С Валаама ещё Серёжка был, Кекман. Финн. Любил одиночество, всегда куда-то уходил, компаний не любил. Я к нему, как к отровитянину относился по братски. Однажды зимой он со знакомым мужчиной ушёл, в выходные, на остров на лыжах по льду. К вечеру мы узнали, что до острова они не дошли. Ох и переживал я, молился своими словами под одеялом и глотал слёзы. Всё закончилось благополучно, просто началась метель и мужики решили переночевать у костра на прибрежном острове.
А Лешка Обух называл себя поляком. Кучерявый такой паренёк... Был он с Лесозавода и конечно на самом деле  относился скорее всего к еврейскому сословию.( Это я сейчас так подумал).В то время на фоне существующего  в обществе "бытового" антисемитизма, мало кто открыто смел назвать себя евреем.  Особенно - " полукровки".  Обычно прятались, " косили" под русских, украинцев, поляков - да кого угодно...Но тогда мы и не "парились" над этим. У нас интернационал был - карелы, белорусы, евреи, украинцы, русские... "Каждой твари  - по паре." Потом на выпускной вечер пригласит он свой поселковый вокально- инструментальный ансамбль. Ох и отрывались мы на вечере, распив предварительно несколько бутылок водки( девчонки тоже пригубились). В спортзале играл ансамбль из Лесозавода. Я танцевал с Наташкой Кирдиженковой, симпатичной девчонкой с Рускеала.  И мы то и дело всем классом по очереди бегали в раздевалку, где Лёха Обух "начислял" каждому пятьдесят грамм, заранее купленной и припрятанной водки.
А славные у нас девчонки были - красавицы и  не" вертихвостки". Достойные жёны кому-то достались...
Расставались наутро и  думалось, что ещё встретимся... Не встретились.
Вовка после школы сразу стал жить гражданским браком с дом-инвалидовской медсестрой на Валааме. Не хотелось ему в новую папашину семью. А когда срок отработки у  супруги кончился, уехали они к ней на родину.
Вовка вскоре погиб, разбившись на мотоцикле где-то под Суоярви. Так случилось - детей они не родили.
Лёшка Обух  тоже недолго жил.  Серёга Кекман с семьёй уехал жить в Финляндию. Всех разбросало, кого куда ... Сейчас уже несколько лет, как нет в живых - онкология...
Помню,  один из наших "продвинутых" пареньков с выходных как-то приехал и давай хвастать, мол девчонка "С" уже не "девочка".
В интимных подробностях рассказывал, как в сарае  они "влюблялись"... И главное, так правдоподобно, что мы поверили...
Это было для меня необъяснимо и мучительно: " Как без любви такое возможно?.. Как у скота... И зачем об этом рассказывать?.." Было просто противно... Вот таким  "вывихом" я был воспитан в советской  семье.
У меня очень долго не было брюк расклешённых .  А тогда мода была, всё ходили в "клещах", и чем шире тем моднее. Один я ходил в брючках в " дудочку" и очень страдал от этого. Мама одна воспитывали нас троих и денег постоянно не хватало, жили всегда в долгах. Не хотел идти на выпускной -одеться было не во что.
Брюки с вставленными клиньями выделил мне одноклассник Володя
Герасимчик. Кое- что из мужниной одежды принесла наша воспитательница и любимица, Тамара Савельевна. Как она меня уговаривала - пойти. Милая, добрая женщина.Утром,  в день выпускного вечера, я обнаружил, что вся одежда пропала. Это был один из самых чёрных дней моей жизни - так мне тогда казалось.
Весь день я не мог сдержать слёз и никто не мог меня успокоить. Пожалуй тогда у меня впервые заболело сердце.
Детдомовцы сжалились надо мной  ( им тоже не чуждо всё человеческое) и вечером на спинке своей кровати я увидел брюки и водолазку, а рядом с кроватью - ботинки. Радости моей не было предела. Её я потом расплёскивал на выпускном вечере, танцуя до "упаду", обнимая таких красивых и милых одноклассниц(выпивка помогла раскрепоститься) ... Нарядные, мы гуляли по нашему городу до утра.
Утром мы расстались, чтобы со многими (большинством) уже никогда не встретиться. Ни - ког - да... А как бы хотелось...
Я здесь рассказал только о некоторых своих одноклассниках. Вообще-то класс у нас был большой, почти сорок человек... Где-то вы сейчас, мои однокашники?.. Кто и в каком мире?..

 
****
Я помню город, сквер и сад,
И цвета "хаки" интернат.
В нем я взрослел среди людей,
Терпя детдомовских детей.
 Несвеже-желтый интернат
Ты был на ласки не богат.
 Звучал  в тебе нередко мат,
Так много лет тому назад.
В нем - наша радость, наша боль
И город древний Сердоболь,
Хоть Сортавала он давно -
Перед глазами как в кино:
Что много лет тому назад,
Тебя любили - интернат.
Как были мы тогда бедны -
Опора будущей страны.
И жили светлою мечтой,
О счастье, Родина, с тобой.
И дети, милая жена,
Что так красива и умна.
И между нами вновь и вновь
Светит и здравствует любовь!
Что я учен, пусть не богат -
Судьбе своей   всецело рад!
Мечта советских давних лет -
В  неё  бронирую билет...
Жизнь корректирует мечты,
Но в душах хватит чистоты -
Быть человеком, нужным быть,
Людей и Родину любить!
Тебя я помню, интернат...
;;;;
Отцвела черёмуха,
Белый снег раскинула.
Время наше школьное
С этим снегом минуло.
Десять лет учились мы
В жизнь вникая светлую.
Десять лет дышали мы
Школьными предметами.
Сдали все экзамены -
Стали птицы вольные,
И остались позади
Годы, годы школьные...
Выпускной, наш вечер славный!
Вечер грусти и тоски.
Поднимали мы бокалы,
Чтобы жить нам по людски.
Чтобы в жизнь войти с разгону,
Чтоб рвануть бы, как с плеча.
Чтобы жизнь в рассвете нашем
Показалась горяча!..
Так рвануть, чтоб в мире скучно
Было всем нам тихо жить.
Обещали мы друг другу -
Вечно помнить и дружить...
И под тихий, нежный танец,
Что играл для нас ансамбль,
Мы девчонок приглашали,
Отдавая дань певцам...
В ритме "шейка" от угара
От тоски и от вина
Танцевали не по парам-
"Шире круг!" и "Пьём до дна..."