Ангел, Сын и подобие Божие

Игорь Устичев
           Как слуга отличается от сына, так Ангел отличается от человека. В Ангелах не заложено стремление к подобию Божьему, потому что они уже сотворены, как  служебные духи. "Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" (Быт1:26), - Бог говорит только о человеке. Поэтому Ангелы не имеют борьбы, не подвержены искушениям, значит и не получают венцы. Стремление уподобиться Богу  заложено только  в человеке. Борьба усыновляет его Богу, как возвращение блудного сына вновь делает его сыном отца. Когда Бог вдохнул в Адама Дух Свой, то «стал человек душою живою», т.е. душа приобрела все качества и свойства живого Адама. Кроме того, «живая душа» значит бессмертная, живущая всегда. Этим она отличается от души животных, которая есть «мертвая душа», т.е. умирающая вместе с телом. Образ Божий, который есть ум, слово, свобода выбора и совесть заложены в человеке при его создании, равно как и стремление к подобию Божьему, и это есть частица Бога в человеке. Любой человек – это образ Божий, но редко кто имеет в себе Его подобие. Подобие Божие можно уподобить семени, брошенному в землю. Одно прорастает и дает плод стократный, а другое так и умирает в земле, ничего не дав сеятелю и погубив труды его. Все зависит от произволения живущего.