Трудные дни

Борис Силуанов
 
                Христиане служат отечеству в бесконечных войнах (конечно, возлагая надежду только на Господа Бога). Иоанн Кронштадтский, благословлявший воинство на Русско-Японскую войну, в то же время понимал, что героям придётся проливать кровь за грехи народа, для его вразумления, чтобы люди всегда помнили своего Создателя, трезвились и не погрязали в грехах. Молясь о даровании победы, Батюшка призывал к непрестанной молитве воинов в походе, на отдыхе, идущих в бой и после боя. Также просил, чтобы воины сохраняли душевное равновесие, принимали и неудачи в бою как повод задуматься о воле Божией и утвердиться в Вере.

  А в мирное время Иоанн записал в дневнике: "Даруй мне, Господи, доброе сердце, добромилующее к врагам моим и России..." - понимая, что полезнее, чем ненависть, сознание, что самый злой враг его - он сам.

  Во время несчастья люди горячо и покаянно просят о прекращении беды, о смыслах, о Божьей милости. Прошение "помилуй меня" оправдано, потому что в первую очередь человек должен отвечать за своё собственное спасение. Молитва о себе ставит лицом к лицу с Господом, освобождает от грехов, приводит в порядок душу, готовит её к молению о других.  Иисусова молитва о себе творится весь день, и человек не смеет просить за других.
  Но смиренному человеку Господь даёт и молитву за других. Тогда она может твориться со словами "помилуй раб Твоих". Хоть, по идее, рабы Божьи - это только верно служащие Богу люди, и не скажешь о злодее: он раб Божий; нет, конечно, нет; но для Господа всё создание - рабы Его, хоть мы и не называем злых рабами Божьими. Ведь Бог несколько по-другому видит и знает людей, Он один знает времена и сроки, только у Него ключи от ада. В молитве не получается выделять злых, правильнее молиться либо об известных нам благочестивых людях, нуждающихся в помощи, либо в общем за людей, называя всех рабами Божьими, и Милостивый Бог знает, к кому относится наша молитва. Ведь, в Иисусовой молитве главное - это само призывание имени Христова с вниманием и великой любовью, без помыслов, и призывание имени Божия предельно близко соединяет дух молящегося с Иисусом Христом. А когда бывает соединение ума с Духом Божьим, то не получается делить людей на категории. Ум в молитве Богу просто не способен выделять злых из числа людей, и только у Господа совершенный взгляд и перед очами Его, безусловно, предстоят все живые. Мне кажется, что молиться, имея в себе хоть ничтожную часть капли гнева, невозможно. В прошении "помилуй" подразумевается, прежде всего, чтобы люди пришли к почитанию Бога.

  Молитвенник просит за своих благочестивых близких, знакомых, а разогревшись в духовном чувстве к Иисусу Христу, переходит к молитве за всех в общем; переходит умом и сочувствием к разным категориям людей - сначала благочестивым, готовым воспринять молитву за них, затем всем младенцам, молодым, старым, больным, обижаемым, не имеющим средств к существованию, попавшим в плен и так далее. Зная своё недостоинство вследствие только что исповеданных грехов и при этом моля себе милости, как можно в этот миг ещё просить наказать, например, злого, разве сам судья не видит его пред собой? Лучше просить в целом о сокращении или искоренении зла, о просвещении злых, говоря о них в общем, о том, чтобы они прекратили творить зло, покаялись, обратились к Богу.

  Просить о наказании злых в сердечной молитве невозможно ещё и потому, что тогда придётся их представлять, а это будет некоторое соединение с ними в духе, но разве возможно одновременно держать в одном уме Свет и тьму? 

  У Иоанна Кронштадтского есть запись в дневнике, где у него как бы вырвались слова, чтобы Бог забрал поскорее из жизни Л. Толстого, когда тому и так предстояло вскоре умереть по возрасту, при том публиковать статьи против Церкви великий писатель не собирался прекращать. Но это вряд ли можно назвать молитвой, просто запись в личном дневнике. В то же время Паисий Святогорец говорил о политиках, которые делали зло греческому народу: «Со спокойной совестью я прошу Бога дать этим людям покаяние и забрать их в иную жизнь, чтобы они не успели сделать большего зла и чтобы Он восстановил Маккавеев». Но сии святые в молитве не знали гнева.   
 
  В то же время о. Паисий объяснял, что когда в псалмах Давид говорит "истреби", или "да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, яко же не быти им", - имеется в виду "не то, чтобы грешники погибли, а чтобы покаялись, и не было бы грешников на земле".

  Но зато можно просить защиты! Хоть мы её и не достойны. 
 
  Давно не было такого несчастья. Весь мир в беспокойстве от возможных угроз. Но у Бога-то план есть. Чего Ты хочешь от нас, Господи?  И все знают, чего хочет Бог, потому что Закон Божий написан в душе. Чтобы знали и помнили, что Иисус Христос от самого рождения человека живёт в глубине его сердца и никогда его не покинет. Все народы изначально призваны быть святыми.

 Тогда Бог благословит и исполнит благие пожелания людей. Труды человека будут угодны Богу. Всё удачно сложится у людей, творящих доброе, и будут они как плодоносящие деревья при исходищих вод. Господь тогда воспрепятствует лукавому действию бесов и недобрых людей. Сохранит благонравных людей от ловушек людей лукавых, пользующихся простотой и добротой людей Божиих. Если кто-то станет просить у Господа чего-то хорошего, тогда даст ему. Бог искоренит вражду после обид и ссор. Сохранит людей от всякой опасности. Они смогут сосредотачиваться во время молитвы, и ум их всегда будет соединяться с Богом.
 
  Например, могут быть такие смыслы молитв: Помяни, Господи, рабов Твоих, находящихся на войне.

  Когда мы смотрим телевидение, обязательно нужно тренироваться и одновременно влиять на мир, говоря "Господи, Иисусе Христе, помилуй его, чтобы этот человек смог сделать больше добра". Или "Господи, помилуй этого, чтобы он хоть сколько образумился, хоть немного просветился и отстал от своего делания зла. Ведь он может прийти и к покаянию и познанию Бога". Это очень сильные молитвы. Ведь мы видим живых людей, возможно, в прямом эфире. Тогда же можно молиться и об упокоении почивших ветеранов и разных людей прошлых лет, которых показывают в документальных лентах.

 Это что-то вроде непрестанной молитвы в наше время.

И трудно и легко посмотреть на своего домашнего не с помыслом, а обратиться к Богу с мольбой о даровании ему милости, чтобы он близко познал Бога, получил любовь к Богу, стал счастливым. Ведь наш близкий задевает наши чувства, и нам легко попросить за него, а затем сразу перейти к молитве за других подобных ему - или детей, или стариков, или больных, или молодых, или находящихся на войне. Господи, Иисусе Христе, помилуй раб Твоих! При определённом усилии, понимании и сострадании такие молитвы быстро приводят к частым и постоянным прошениям за самых разных рабов Божьих, нуждающихся в это мгновение в помощи. Сосредоточенная Иисусова молитва при сочувствии сердца благословлена всем людям на земле. Её могут укрепить 15-30-минутные молитвы в одиночестве, и тогда она будет совершаться после покаяния Богу, в памяти о своих грехах, и должна совсем освободить от эгоизма.

  Молитвы могут быть, по святому Паисию Святогорцу, такими: чтобы Бог защитил солдат, идущих на войну. Чтобы Бог защитил  жителей от вражеских военных отрядов, чтобы не причинили зла людям и не разорили хозяйство. Чтобы смирил Бог врагов, когда они окружают населённый пункт и угрожают жителям, чтобы ниспроверг их злые намерения.
  А о тех, которые убивают невинных женщин и детей, просят, чтобы Бог их разгромил и смирил их дерзость.
  Господи, по Твоему Божественному разуму вмешайся в планы безумных, заражённых злобой, которые делают зло людям.
  Есть старинное моление к Богородице:  «Безбожных агарян стрелы сокруши, Владычице, и всякое наваждение бесовское отжени, люди христоименные покрывая и сохраняя, да любовию Тя славим».
 
  О народах:  Господи, приведи к познанию истины не знающие Бога народы. — Помяни, Господи, все народы, держи их в Своих объятьях, покрывай их Своим святым покровом и храни их от всякого зла и от войны. И нашу возлюбленную родину держи в Своих объятиях день и ночь, покрывай ее Своим Святым покровом и храни её от всякого зла и от войны.
Боже, просвети народы, и примири их между собой, чтобы был мир между людьми. (Все молитвы по Паисию Святогорцу.)

  Достаточно большое число людей, так сказать, критическая масса, а вернее весь народ, должны оставаться в постоянном единстве с Богом умом и сердцем. Тогда они не дадут целому народу быть ввергнутым в несчастье. Такой народ не позволяет даже мелкому постороннему помыслу проникнуть в себя, и внимает только Иисусу Христу в глубине очищенного непрестанным покаянием сознания.

  Господи, Иисусе Христе, помилуй раб Твоих! Пресвятая Богородице, помози рабом Твоим!
...
Богу нашему Слава, ныне и присно и во веки веков! Аминь.