Мой Асадов

Игорь Квасов
               
                К 100-летию Эдуарда Аркадьевича Асадова

               
            Как-то на одном из заседаний кимрской литературной группы «Вдохновение», Надежда Титова предложила каждому участнику прочитать несколько стихотворений своего самого любимого поэта.
            Сама Надежда прочитала стихи Эдуарда Асадова. В зале сразу же начались обсуждения. Выяснилось, что Асадов чуть ли не у каждого в списке одного из самых любимых.
            Я тоже хотел прочитать стихи Асадова. Но к своему стыду, наизусть ничего не помнил. (Стихи Эдуарда Аркадьевича очень длинные). А его книги у меня с собой не было. Дома книга Асадова у меня, конечно же, была. Я её купил, чуть ли не самую первую, как только у нас в стране книги  стали продаваться свободно. А Эдуард Асадов стал моим одним из самых любимых поэтов с четырнадцати лет.
             Это случилось в 1979 году, когда я учился в седьмом классе, на уроке литературы. Надо заметить, что время тогда было непростое. Время было идеологическое.  Страна семимильными шагами шла в светлое будущее… Программа по литературе была составлена в основном из произведений писателей и поэтов, которые в своём творчестве идеализировали революцию и советский строй. И бедные школьники вынуждены были изучать эту белиберду.
                Так было, наверное, во всех классах?! Кроме нашего. Нашему классу просто очень повезло с учителем литературы. Мы её очень любили и оберегали… Это была очень красивая  женщина, похожая на актрису. Одевалась она всегда изящно, всегда была в украшениях и золоте. Никогда на нас не орала, постоянно шутила и ставила всегда всем хорошие оценки.       Но не в этом было её главное достоинство. Она была женой парторга совхоза. Её никто не смел контролировать: ни директор школы, ни завуч, ни инспекторы РОНО, т.е. она была неприкасаемая… И она была пьющая…
             Бывало, она могла позволить себе прийти на урок подшофе. В таких случаях, зайдя в класс, всегда обращается к Гале (Галя, сидела на первой парте прямо перед учительским столом. Её мама работала заведующей в одной «конторе», и у неё был блат в книжном магазине. У Гали всегда в портфеле были какие-нибудь новые  книжки, которые не продавались свободно):
            - Принесла што-нибудь?
            - Да.
            - Почитай.
            Учительница плюхалась на стул. А Галя доставала книгу, и весь урок читала нам вслух. Вот это были уроки! Вот это была литература!! Не то, что тухлая, заунывная школьная программа…
             Таким образом, я познакомился с творчеством братьев Стругацких, Ильфа и Петрова, О.Генри, Брэдбери, Голон и других замечательных писателей.
             Однажды Галя сказала:
             - Сегодня я вам почитаю стихи Эдуарда Асадова.
             Стихи?..
             Я не любил стихи ещё с садика, когда меня заставляли учить наизусть какую-нибудь чепуху к очередному утреннику. Ну что делать, стихи так стихи… Уж лучше стихи какого-то Асадова, чем школьная программа…
             Наши мальчишки, похоже, тоже стихи недолюбливали. Галя начала читать, а ребята стали заниматься кто чем: кто-то стал играть в «крестики-нолики», кто-то стал перешёптываться.
             И вдруг, буквально со второго стихотворения, в классе воцарилась тишина! Все-все сидели и слушали. Что это были за стихи! Это были изумительные стихи! О Любви! О Дружбе, Преданности и Предательстве! Даже стихи о Войне были не такими, как в учебнике…
             Недавно я перечитал  Асадова и  нашёл те самые стихи! С некоторыми из них  я хочу с вами  поделиться:






ПЕРВЫЙ ПОЦЕЛУЙ

Мама дочь ругает строго
За ночное возвращенье.
Дочь зарделась у порога
От обиды и смущенья.
А слова звучат такие,
Что пощечин тяжелей.
Оскорбительные, злые,
Хуже яростных шмелей.
Друг за другом мчат вдогонку,
Жгут, пронзают, как свинец…
Но за что клянут девчонку?!
В чем же дело, наконец?
Так ли страшно опозданье,
Если в звоне вешних струй
Было первое свиданье,
Первый в жизни поцелуй!
Если счастье не из книжки,
Если нынче где-то там
Бродит он, ее парнишка,
Улыбаясь звездным вспышкам,
Людям, окнам, фонарям…
Если нежность их созрела,
Школьным догмам вопреки.
Поцелуй — он был несмелым,
По-мальчишьи неумелым,
Но упрямым по-мужски.
Шли то медленно, то быстро,
Что-то пели без конца…
И стучали чисто-чисто,
Близко-близко их сердца.
Так зачем худое слово?
Для чего нападок гром?
Разве вправду эти двое
Что-то делают дурное?
Где ж там грех? Откуда? В чем?
И чем дочь громить словами,
Распаляясь, как в бою,
Лучше б просто вспомнить маме
Сад с ночными соловьями,
С песней, с робкими губами —
Юность давнюю свою.
Как была счастливой тоже,
Как любила и ждала,
И тогда отнюдь не строже,
Даже чуточку моложе
Мама дочери была.
А ведь вышло разве скверно?
До сих пор не вянет цвет!
Значит, суть не в том, наверно:
Где была? Да сколько лет?
Суть не в разных поколеньях,
Деготь может быть везде.
Суть здесь в чистых отношеньях,
В настоящей красоте!
Мама, добрая, послушай:
Ну зачем сейчас гроза?!
Ты взгляни девчонке в душу,
Посмотри в ее глаза.
Улыбнись и верь заране
В золотинки вешних струй,
В это первое свиданье,
В первый в жизни поцелуй!



НОЧЬ

Как только разжались объятья,
Девчонка вскочила с травы,
Смущенно поправила платье
И встала под сенью листвы.

Чуть брезжил предутренний свет,
Девчонка губу закусила,
Потом еле слышно спросила:
— Ты муж мне теперь или нет?

Весь лес в напряжении ждал,
Застыли ромашка и мята,
Но парень в ответ промолчал
И только вздохнул виновато...

Видать, не поверил сейчас
Он чистым лучам ее глаз.
Ну чем ей, наивной, помочь
В такую вот горькую ночь?!

Эх, знать бы ей, чуять душой,
Что в гордости, может, и сила,
Что строгость еще ни одной
Девчонке не повредила.

И может, все вышло не так бы,
Случись эта ночь после свадьбы.



ЧУДАЧКА

Одни называют ее чудачкой
И пальцем на лоб - за спиной, тайком.
Другие - принцессою и гордячкой,
А третьи просто синим чулком.

Птицы и те попарно летают,
Душа стремится к душе живой.
Ребята подруг из кино провожают,
А эта одна убегает домой.

Зимы и весны цепочкой пестрой
Мчатся, бегут за звеном звено...
Подруги, порой невзрачные просто,
Смотришь - замуж вышли давно.

Вокруг твердят ей: - Пора решаться.
Мужчины не будут ведь ждать, учти!
Недолго и в девах вот так остаться!
Дело-то катится к тридцати...

Неужто не нравился даже никто? -
Посмотрит мечтательными глазами:
- Нравиться нравились. Ну и что? -
И удивленно пожмет плечами.

Какой же любви она ждёт, какой?
Ей хочется крикнуть: "Любви-звездопада!
Красивой-красивой! Большой-большой!
А если я в жизни не встречу такой,
Тогда мне совсем никакой не надо!


Стихи о рыжей дворняге

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: — Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!


ПИСЬМО С ФРОНТА

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую — слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры —
Все — сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры —
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
1943 г.


Россия начиналась не с меча

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.
А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!
Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить — вот это уже дудки!
Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой — озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!
И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой — города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!


             Вот какие замечательные стихи Эдуарда Асадова! И почему бы их не включить в школьную программу?! Именно такие стихи нужны четырнадцатилетним!!
            Я писал выше, что ещё с садика терпеть не мог стихи. А в какой-то момент сам стал сочинять стихи!..
                Предпосылок было много… А самая первая, быть может, это тот незабываемый урок литературы! Это творчество Эдуарда Асадова!!