Неверие в Святого Духа

Ангелина Кныш
Все попытки самостоятельно разобраться в окружающем нас жизненном водовороте, полном хаоса, опасностей, кажущейся бессмысленности, страданий и т.д. отдельным человеком, отбрасывающим при этом вероятность того, что всем этим процессом управляет некая высшая сила, или БОГ – обречены на провал.

Но даже если человек допускает существование Бога, это ничуть не приближает его к постижению скрытых механизмов управления Богом этим водоворотом, и он не сможет ответить на вполне закономерные, на его взгляд, вопросы: «Почему я по большому счету не грешу, а моя жизнь полна скорбей и несчастий?» или «Почему тот или иной явный грешник живет в безнаказанности и процветании?»

Упрощенный ответ на эти вопросы будет таким: Бог изначально, с момента сотворения душ знает неизменную «цену» каждого из нас, то есть, потенциальную нашу склонность к добру или злу. Отправляя и тех, и других для прохождения «испытательного срока» в земную жизнь, ПЕРВЫМ Господь дает шанс стать детьми Божьими, наделяя их начатками Духа, веры и другими дарами, а ВТОРЫЕ (как свидетельствует Священное Писание, они неисправимы!) предсказуемо в дальнейшем становятся сторонниками сил зла, или «детьми дьявола».
 
И если ПЕРВЫМ Господь по жизни посылает немало испытаний и искушений для пробуждения в них веры, проверки на преданность Богу, искупления грехов и т.д. («Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» - Евр. 12:6), то НЕИСПРАВИМЫХ ВТОРЫХ (явных и убежденных грешников) никакие земные наказания не образумят, поэтому они ПОСЛЕ СМЕРТИ сразу последуют в ад, как богач из притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31).
 
Так вот, главная неожиданность для человека, упорно пытающегося постичь вышеуказанные «скрытые механизмы», заключается в том, что ИСТИНА СОКРЫТА БОГОМ не только от недостойных, рационально настроенных людей, к которым, безусловно, относятся «дети дьявола», но и от детей Божьих, которым она открывается лишь тогда, когда они настойчиво ищут Бога, и после ПРОБУЖДЕНИЯ В НИХ ВЕРЫ, твердо и последовательно ведут благочестивую жизнь, в смирении во всем полагаясь на волю Божью (в частности, меняя свою жизнь в соответствии с попускаемым свыше поворотными событиями и знаками) и ПОСТЕПЕННО ВЫТЕСНЯЮТ ДЛЯ СЕБЯ МИРСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПОЛЬЗУ ДУХОВНЫХ.

«Если и закрыто благовествование наше, то ЗАКРЫТО ДЛЯ ПОГИБАЮЩИХ, ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2Кор. 4:3-4); «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» (Исаия 28:10).

В современных условиях есть только один надежный способ постичь истину – РЕГУЛЯРНО подпитываться богодухновенным Священным Писанием (в частности, Новый Завет нужно читать ЕЖЕДНЕВНО всю жизнь, оптимально по три главы в день). Если этого не делать, то бесы рано или поздно соблазнят, охмурят человека и совратят его с праведного пути.
 
Никто не станет отрицать, что все Священное Писание написано ПО ВДОХНОВЕНИЮ СВЯТОГО ДУХА пророками и святыми людьми, поэтому в отсутствие их, а также Самого Христа рядом с нами в нынешних условиях именно Священное Писание, особенно Новый Завет – это безусловный источник приобщения к Святому Духу, постижения истины и Божьей премудрости, очищения от грехов («Вы уже очищены чрез СЛОВО, которое Я проповедал вам» - Ин. 15:3), наставлений с целью осуществления благополучной и безопасной жизни и т.д.

Почему же многие люди не только не воспринимают, но и игнорируют сказанные Самим Христом слова на Тайной вечере: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины. …Утешитель же, ДУХ СВЯТЫЙ, Которого пошлет Отец во имя Мое, НАУЧИТ ВАС ВСЕМУ и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:16-17, 26).

Эти люди, ежедневно читая в молитвах: «Во имя Отца и Сына и СВЯТОГО ДУХА», как правило, низводят роль Святого Духа в своей жизни к некоей обрядовой формальности, не оказывающей влияния на что-либо, в том числе на постижение ими истины и сути христианства.
 
Хотя не нужно много ума, чтобы понимать: не явится к нам обещанный Христом Святой Дух в виде ЧЕЛОВЕКА ИЗ МИРА, ЛЕЖАЩЕГО ВО ЗЛЕ (Ин. 5:19), чтобы «научить нас всему», а посетит и просветит Он нас МИСТИЧЕСКИ лишь тогда, когда мы усердно начнем вникать в слово Божье (и следовать ему!), подобно сестре Лазаря Марии, которая предпочла мирским заботам СЕСТЬ У НОГ ХРИСТА И СЛУШАТЬ ЕГО СЛОВО. При этом Спаситель ответил ее сестре Марфе, занятой приготовлением угощений и обиженной тем, что Мария ей не помогает: «Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала БЛАГУЮ ЧАСТЬ, КОТОРАЯ НЕ ОТНИМЕТСЯ У НЕЕ» (Лк. 10:41-42).

Аналогично нужно лишь внимательно читать Новый Завет, чтобы уразуметь, что не кто-то из мира научил христианским истинам Павла, ставшего после явления ему Христа верным Ему апостолом, а мистически действующий Святой Дух, о чем Павел сказал так: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11-12).

Точно также апостол Иоанн в Откровении неоднократно предваряет открывшиеся ему явления будущего словами: «Я БЫЛ В ДУХЕ…» (Откр. 1:10; 4:2 и т.д.).

Однако обо всем этом мало кто задумывается. Многие верующие, прочитав раз-другой Евангелие, откладывают его на дальнюю полку, убежденные в том, что в целом смысл христианства им понятен, а объяснение всему неясному  в нем можно почерпнуть где угодно: в литературных трудах других людей (в том числе различных философов, эзотериков и т.д.), а также исходя из собственных рациональных размышлений, наблюдений за окружающей действительностью и т.д., не допуская при этом и мысли о возможности с этой целью более углубленного изучения самого Священного Писания, которое далеко не так примитивно, как кажется на первый взгляд.

Причиной этого является ОТСУТСТВИЕ ИСТИННОЙ ВЕРЫ (в том числе в действие Святого Духа, без Которого, безусловно, не осуществится сказанное в Новом Завете: «Вложу законы Мои в мысли их и напишу их в сердцах их» - Евр. 8:10); а также зашкаливающая гордыня, превозносящая собственные умственные способности; и, разумеется, незримое, постоянное и мощное воздействие бесов, которое многие просто не воспринимают всерьез.

Если проанализировать жизненный путь тех святых подвижников, которые изначально посвятили свою жизнь служению Богу и в дальнейшем сверяли свой поиск истины ЛИШЬ СО СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ, то можно заметить, что их жизнь протекала в соответствии со сказанным в 90-м псалме: «За то, что ты избрал Всевышнего прибежищем твоим, не приключится тебе зло, ибо ангелам будет заповедано охранять тебя на всех путях твоих. … За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его, и прославлю его; долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Наряду с этим хотелось бы привести другой пример, когда явно потенциальный избранник Божий – щедро наделенный литературным и проповедническим даром, целеустремленный, не побоявшийся в годы махрового атеизма в СССР принять священнический сан, вдруг решил докопаться до истины не путем научения Духом Святым из Священного Писания, а путем «перелопачивания» не только основ разных религий, но и штудирования разноплановых трудов людей, многих из которых Святой Дух явно обходил стороной.
 
Протоиерей Александр Мень родился в 1935 году в Москве в еврейской семье интеллигентов, был тайно крещен матерью в полугодовалом возрасте и вскоре вместо букваря получил для изучения Библию.

Уже в шесть лет мальчик написал свою первую книгу, состоящую из нескольких тетрадей и трактовавшую смысл Евангелия. В школе он учился с Андреем Тарковским и Андреем Вознесенским, уже к 10 годам почувствовал себя диссидентом, чуждым идеалам коммунизма, и отказался вступать в пионеры.

В 1953 году Александр стал студентом Московского пушно-мехового института, из которого был отчислен, когда утвердительно ответил на экзамене по марксизму-ленинизму на вопрос: «Вы верующий?». Вскоре он был рукоположен в сан диакона, а после окончания в 1960 году Ленинградской духовной семинарии стал священником.

В 1965 году отец Александр заочно окончил Московскую духовную академию и в 1970 году был определен на службу в Сретенский храм в Новой деревне близ города Пушкино Московской области (позже он стал там настоятелем), в котором и служил до конца своей жизни.

Церковная карьера отца Александра, несмотря на диплом духовной академии, дальше настоятеля провинциального храма не продвинулась. Однако он начал активно реализовывать себя на поприще литературной и проповеднической деятельности.

Много сил он отдал написанию своих известных литературных трудов, среди которых основные: семитомник «История религии», «Сын человеческий», «Таинство, слово, образ» и других (все они в то время были изданы за границей). С середины 1980-х годов отец Александр становится одним из самых популярных христианских проповедников.

Вместе с тем, Мень являлся также духовным наставником, а часто и крёстным отцом многих диссидентов 1970-х и 1980-х годов, хотя сам воздерживался от активной правозащитной деятельности, видя свою миссию в духовном просвещении. Он, как священник, не боялся ходить в больницы к тяжело больным и умирающим, хотя это было запрещено строжайшим образом; не боялся проповедовать и, более того, говорить о вере с детьми, практически открыто нарушая советское законодательство. Поэтому всю сознательную жизнь отец Александр был под надзором КГБ. Его регулярно обыскивали, вызывали на допросы, запрещали проповедовать и публиковаться.
 
В мире религии он также слыл диссидентом. Наряду с христианской литературой штудировал труды Канта, Спинозы, Декарта, Гарнака, Джеймса, Бергсона, Гегеля, Фрейда. Интересовал его даже чуждый всем верующим Дарвин. Чтобы лучше понять христианство, отец Александр изучал Древний Восток и всерьез интересовался конфуцианством.

Когда еще в прошлом веке мною была приобретена его книга об Иисусе Христе «Сын человеческий», я была поражена чрезвычайно обширной библиографией, которую сам автор привел в конце произведения – она насчитывает 669 изученных ним произведений разных авторов!
 
Неужели мимо внимания Александра Меня прошла евангельская фраза Спасителя: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына и КОМУ СЫН ХОЧЕТ ОТКРЫТЬ» (Мф. 11:27)? Разве для того, чтобы познать суть христианства, нужно было изучить 669 (цифра-то какая символическая!) произведений в большинстве своем МИРСКИХ и, безусловно, РАЗНОПЛАНОВЫХ по смыслу и выводам их трудов авторов?!

В дальнейшем отец Александр начал отстаивать идеи экуменизма (идеологии всехристианского единства). «Я пришел к убеждению, что Церковь едина, и разделили христиан их ограниченность, узость и грехи», – писал он в одном из своих трудов.

Многие коллеги-богословы критиковали его произведения, считали его еретиком, обвиняли в симпатиях к католицизму, каббалистическому учению, магии, экстрасенсорике и во многих других грехах.

Кончина отца Александра, исходя из его творческого потенциала, была явно преждевременной и отнюдь не «тихой, христианской, мирной», как у многих угодников Божьих.
 
Он был убит ударом топора сзади по голове неизвестным, когда утром 09.09.1990 года (в возрасте 55 лет) направлялся из дома по лесной дороге в  храм на службу. Преступление так и осталось нераскрытым до сего дня.

Казалось бы, он претерпел мученическую кончину, достойную прославления в лике святых. Но была ли его кончина мученичеством ЗА ВЕРУ, что обязательно для такой канонизации? Возможно, его убили за политическое диссидентство или по какой-то другой причине?

Как утверждает знаменитый верующий ученый Блез Паскаль: «Случай – это Псевдоним, под которым Бог действует в мире». И если в смерти Александра Меня Господь не пожелал прояснить нам ситуацию, значит не все там так просто.

Ведь если три года спустя, в 1993 году в Оптиной пустыни были убиты три инока, то ситуация всем была предельно ясна – это произошло на праздник Пасхи, преступник-сатанист, убивший иноков ножом с пометкой «666», был пойман и сознался в содеянном. Канонизация убитых монахов еще не состоялась, но идет подготовка к ней – уже документально зафиксировано немало чудес, явленных по молитвам к новомученикам.

А что касается протоиерея Александра Меня, то к нему, судя по всему, остается немало вопросов относительно веры во Христа не только у ЗЕМНЫХ православных богословов…