Общество памяти декабристов

Владимир Митюк
Признаться, до недавнего времени, а именно пятого октября, я и не знал, что такое общество существует. Был в курсе, что есть учёные и писатели, занимающиеся декабристской тематикой. Много тем, много секций, кружков, клубов – а вот об «Обществе памяти декабристов»   и не узнал бы, если бы ни письмо от замечательного писателя Татьяны Ильиничны Солодовой из Тобольска.

Она сообщила, что у неё в Санкт-Петербурге есть хорошая знакомая, занимающаяся декабристской тематикой, и спросила, смогу ли  ей передать сборник, где напечатана статься самой Татьяны Ильиничны: «Тобольский декабрист П.Н.Свистунов и его потомки». (Девятый  выпуск  декабристе сборника «Невская перспектива», СПб, 2023, к которому я имею некоторое отношение). Написала, что её знакомую зовут Камилла Эдуардовна Кузнецова, и ей в этом году исполнилось 90 лет (девяносто!) лет. Дала телефоны для связи.

Почтенный возраст! И если человек к этому времени сохранил здоровье и ясность ума, остаётся только позавидовать.
 
Набираю номер, слышу спокойный уверенный голос, представляюсь. Мол. я такой-то и звоню по поручению Татьяны Ильиничны. А сам думаю – было бы здорово, чтобы она жила не в отдалённомм районе! Оказывается, мы почти соседи, что в большом городе редкость. И мне удобно заехать после работы по прямой сетке метро на «Ленинский проспект». А домой – по Ленинскому минут десять до метро «Московская» и я практически дома. Это упрощает дело.

  Договариваемся встретиться на выходе метро в половине седьмого. Вечером подбираю номера альманаха «Двойной тариф» (я редактор), где были напечатаны статьи Татьяны Ильиничны, «невскую перспективу» и на следующий день мы встречаемся у метро. На всякий случай надеваю т1и=мные очки и сообщаю, что у меня будет чёрный же рюкзак. И слышу – я Вас узнаю и Вы меня тоже. Мне проще – не так много девяностолетних в Питере.

Узнаём друг друга без проблем, идём в находящуюся рядом садик, усаживаемся на скамейку, благо вечер тёплый, и увлечённо беседуем. Поражает ясность мысли Камиллы Эдуардовны, чёткие формулировки – так бы молодым! Она говорит фразу на немецком, я случайно понимаю – учителя были хорошие, но мы их, увы, не ценили. КЭ много лет проработала в школе и преподавала немецкий язык! Она успела окончить 1-й институт иностранных языков в Ленинграде – последний выпуск, если не ошибаюсь, в 1956 году. После чего его закрыли, а студентов перевели в ЛГУ (Ленинградский Государственный Университет). И находился институт, а хатем и АКУЛЬТЕТ, НА УЛИЦЕ Смольного, дом 6. Вы будете смеяться, что именно в этом здании позже располагался факультет прикладной математики – процессов управления, на котором му учились с моей женой Александрой Николаевной более 50 лет тому назад….

Родилась Камилла Эдуардовна в 1933 году, я не переспрашивал, где. Но она сказала, что её отец служил недалеко от Феодосии в Якорной бухте! Воистину, мир тесен! И я был восьмидесятых годах в посёлке Орджоникидзе в командировке, а в прошлом году во время отдыха в Крыму мы с супругой уже не в первый раз посетили посёлок. За последние годы он преобразился, но завод закрыт, если не ошибаюсь, в девяностые.

Мало того. в своё Время Камилла Эдуардовна жила с родителями на Кузнецовской, рядом с Московским проспектом! И я знаю этот дом. Вот такие пересечения. Моно сказать, что я работал на острове Декабристов, и это не притянуто ха уши, так и есть.

А Камилла Эдуардовна занимается декабристами более 35 лет! К этому юбилею декабристское общество выпустило книгу «Общество памяти декабристов. Нам 35 лет». Через Общество прошло более 250 человек! Хорошо, что нашлось место, где можно встречаться и проводить заседания.  Сначала это был Государственный музей истории Ленинграда, но несколько лет назад пришлось переехать, если не ошибаюсь, на Большой Казачий переулок. Но общество функционирует, есть много планов на будущее. Надеюсь, мне удастся познакомиться ближе с его деятельностью, если позволит работа и здоровье.

Знакомство с Камиллой Эдуардовной, полной молодого задора, само по себе вдохновляет, вне зависимости от интереса к декабристам. Она подарила мне книжку, и я, пролистав её, обратил внимание, что много места уделено судьбам простых участников восстания.  Ведь мы привыкли со школьной скамьи к «Во глубине сибирских руд… ». Кто бы спорил, судьбы руководителей восстания – высший свет. Как никак, более привлекательны для экранизаций, постановок, написано много книг. А судьбы простых людей мало кого интересуют. Впрочем, почти за двести лет мало что изменилось.
   
***
Примечание.
Вообще-то Википедия сообщает: «Общество памяти декабристов» — российская общественная организация, созданная в Петрограде в марте 1917 года сразу после Февральской революции по инициативе группы видных представителей творческой интеллигенции и революционеров, поддержанных авторитетом А. М. Горького,

На фото – Камилла Эдуардовна Кузнецова и обложка книги…