2. Глаза зверей

Таис Никольская
1.Птичье молоко
по ссылке
http://proza.ru/2023/09/06/1214



2 Ушастик


Холодный ночной ветер в занавесках осенних дней
(Автор)



Ушастик достался маме  уже со своим нелепым именем "Мурзик",вместе с бабушкиной квартирой по завещанию.

Её любимую кошку Муську и весь приплод пристроила мамина младшая сестра Ирина,но сама кошка непредвиденно «ушла за радугу»,вскоре после родов .Всех котят,за исключением одного,сразу раздали знакомым.Таким образом Ушастик совсем недолго находился у тёти.
 По семейным обстоятельствам(мужа Ирины направили в другую воинскую часть),потому вся семья переехала в  город N.
 Ушастика пришлось забрать маме.
Почти все свободное время от учебы мы проводили вместе.Каждый раз,когда Ушастик смотрел на меня,я  абсолютно точно понимал о чём он в этот момент думает.
Скорее всего это свойство  связано с интуицией и присутствует почти у всех и людей и зверей.
Животные ничего не зная о человеке могут ощущать его отношение,иногда даже себе во вред.Чаще всего по доверчивости,либо по  безысходности(от голода или болезни,например),они  становятся жертвами живодёров.
Во взгляде животного нет изначальной агрессии,их  мимика и поведение - всего лишь-самозащита.

В глазах преданного питомца не прочесть:  осуждения,лжи или лицемерия.Животное не пойдет доносить или высмеивать своего хозяина.
Не так давно учёные определили что улыбка кошки- это прищуривание и медленное мигание.

«Холодный ночной ветер в занавесках осенних дней»*
По-моему это слова из песни.
В тот день,когда Ушастик не вернулся всё было именно так.

К счастью,мы вновь встретились с ним на следующую ночь и это он привел меня в город,где сейчас происходят важные события.

Вот и сейчас мы спускаемся в подземелье расположеное прямо под торговыми рядами у крепостной стены. Электричества здесь,конечно же нет,но глаза Ушастика сияют подобно прожекторам,кажется они освещают весь мир ,который я,кстати вижу,только благодаря ему. Именно через его зрение и восприятие,то есть его глазами.

Мы идём по земляному туннелю,здесь влажно и присутствует слабый запах  серы свойственный петрикору.
Петрикор - это название сырой земли.
«Мать сыра земля» ведёт нас к реке,в самом конце  мы идём по скользкой,илистой почве,если точно такая же на дне реки,то Вельяминов навряд ли стал бы там прятать свое золото.
Это сейчас есть возможность имея специальное оборудование и снаряжение извлечь со дна что-либо,в те времена подобный трюк навряд ли бы сработал.Течение ,рельеф и донный состав  русла,всё способствует тому,чтобы утратить безвозвратно нажитое «непосильным трудом»

Ушастик смотрит на меня вопросительно.
-Продолжим прогулку?
-Конечно,отвечаю я мысленно.
-Послушай ,-он кивает в сторону дороги.

-Сокровища боярина здесь,в городе,я это нутром чую!
Вначале я слышу только голоса,позже вижу дорогу и двух всадников.Их неясные силуэты едва различимы вдали и почти сливаются с ночной темнотой.
-Слыхал Никитку уже допрашивают,- сообщает один из них.
-Сознался поди?- интересуется другой
-Куда там,намедни царь пригрозил на кол посадить.
-Знать скоро доложит сам, где воз схоронили.

В ту зиму Иван Грозный выбрал себе самых лихих пособников из опричников ,по их наводке без жалости истреблял он всех неугодных.
Никита Вельяминов на тот момент был объявлен первым врагом государя.
Сам Новгород в ту пору представлял опасность,много свободолюбивых и зажиточных жителей являли собой явную угрозу Московскому княжеству.

Новгородская знать во время смекнула что от Ивана пощады ждать не имеет смысла,ровно как рассчитывать на его милость.
Вельяминов- самый богатый господин,потому первым попал в число недругов.

Все же он сумел прочувствовать настроение царя,отправившись по водному пути пресловутого маршрута «из варяг в греки»
Ценный обоз с имуществом  тщательно скрыт под пеньку.
Справка из истории
Вот что можно прочесть в
 «Вельяминовском хронографе»:

«Обозную поклажу составляли погруженные на сани две дюжины сундуков с золотой и серебряной утварью, драгоценными фамильными украшениями Вельяминовых, неограненными изумрудами и сапфирами,древними книгами и кожаными кошелями с иноземными монетами. Все это замаскировали под партию пеньки.»

Однако даже историки недоумевают по сей день,  отчего Вельяминов не  двинулся в братскую(на тот момент),Литву.
Но здесь можно понять ,что и сама попытка бежать стала бы причиной для того чтобы не допустить этого.
Облаву Иван Грозный учинил заранее.
Царь готовился к походу на Новгород и собрал вокруг себя достаточное число опричников.
Возможно это известие застало боярина врасплох.
И он успел добраться до  небольшого селения Клин в районе Московско-Тверского пограничья.

Мы входим в лес,тот самый «дремучий ,сказочный и непроходимый».
Ушастик находит ему одному известные тропинки.
Вокруг меня высокие, величественные ели в  пушистых зимних уборах,белоснежную тишину изредка нарушает только лёгкий хруст ветвей.
Я вижу неподалёку от нас,мелькнувшую огненно- рыжим хвостом лисицу ,очевидно охотясь за кем-то,она ныряет в глубокий снег.

-Котя,вставай,пора собираться!
От лёгкого прикосновения маминой руки я просыпаюсь.
Из кухни доносится запах свежеиспеченных блинчиков.
Я так и не успел ничего сказать Ушастику.

Есть такие тайны которые нельзя никому доверять.
Маме,например, я не могу сказать о том,что больше всего не хочу,чтобы она вышла замуж.
Я знаю что не смогу даже смириться с мыслью о том,что у нас в доме может поселиться чужой, посторонний мужчина.
Отец погиб в автокатастрофе когда мне исполнился год,поэтому я его не помню.
Через три года после его смерти у мамы появился  жених (об этом ей всегда намекает в разговоре тетя Ира)
-«Я,честно говоря не  совсем понимаю тебя.Был ведь Андрей,симпатичный добрый вроде бы,главное что
он по-своему любил тебя» .
-Ир,прости,ты много не знаешь,а мне сказать неудобно,не вышло у нас ничего,я в то время ещё сравнивала всех с Юрой.
-Ясно.Все твои сравнения были не в пользу Андрюшки,а жаль!
Все последующие кандидатуры оказались гораздо хуже.
А время - то летит ,посмотри Костик уже в шестом классе,дальше будет сложнее,при его-то специфике.
-Ира,умоляю,ни слова  более о специфике,иначе мы серьёзно поссоримся.

Что за «специфика»,я до сих пор не понял.Но я слышал это слово всего два раза,и то случайно.
Первый раз когда вернулся домой раньше обычного,«физ-ру» отменили сразу два урока,а второй-когда тебя Ира у нас ночевала .
Мама осторожно целует меня,почти не касаясь щеки.
Мне хочется думать что её губы беззвучно шепчут какое-то волшебное заклинание,хотя на самом деле это скорее всего это молитва.
Я выхожу во двор,слышу позади,за спиной топот и чувствую прерывистое дыхание Ленки возле уха.
Она сегодня необычная,в новом розовом плаще и поэтому,скорее всего,не жуёт на ходу.
-Ты не забыл что сегодня контрольная по математике?
-Нет
-У нас один вариант с тобой,не забывай обо мне!
-Напомнишь.
-А если не смогу?
-Постараешься...
- Тебе не жалко меня?
Я удивлённо смотрю на неё и не понимаю-« С какой стати ? Это же ей нужно,а не мне»
Но ничего не говорю.
Ленка вздыхает
-Вот так всегда...
Дальше мы идём молча.

Урок рисования один из моих любимых,здесь можно выражать свои мысли свободно никто не удивится и точно не засмеётся.
Говорят у меня талант,но я точно не Васнецов и даже не Врубель Вот он,кстати на мой взгляд настоящий не превзойдённый художник, а кто я на самом деле,это пока  неизвестно.Уверен,посвящать всю свою жизнь художественному творчеству у меня навряд ли получится,хотя я рисовать люблю,но в основном по настроению.
На уроке мы учимся изображать людей,это весьма скучное занятие потому я смотрю в окно и вспоминаю как мама  накануне вечером с кем-то тихо разговаривала по телефону на кухне,когда мне захотелось выпить воды,она быстро попрощалась:
-«До завтра,прости, не могу сейчас »
А потом задумавшись долго молчала.
После занялась приготовлением супа.

Вспоминаю как в детском саду не любил вермишель.
Мне казалось что это белые червячки,а меня уговаривали есть и я плакал.
Учительница выходит из класса ,к ней кто-то пришел мгновенно наступает хаос,все кричат ,смеются и визжат одновременно.
Ленка и Таня смотрят на мой пустой лист:
-Тебе двойку поставят!
Таня примерная ученица,у неё короткая стрижка,милое лицо, тёмные глаза.
Ленка тут же за меня отвечает:
-Не поставят,он быстро всё успеет.
- Как художник? - недоверчиво улыбается Таня 
-Наверное,- Ленка пожимает плечами и быстро бежит на своё место,Анна Романовна вернулась.
-Продолжаем урок,громко объявляет она и проходит по рядам .
-Костя,тебе помочь?
-Можно,я дома нарисую?
-Хорошо ,- отвечает Анна Романовна.
-Домашнее задание для всех: -Попробовать нарисовать портрет того кто вам нравится,используя моё сегодняшнее объяснение по этой теме.

Пока мама не вернулась с работы,освободившись от основного домашнего задания я достаю альбом ,краски,кисточки,наливаю воду.
Мне хочется рисовать Ушастика,но он ведь не человек.

Дымчато-серая шубка,жёлтые глаза,Ушастик внимательно смотрит на меня с альбомного листа.
Стук в дверь,(Ленка не дотягивается до звонка)
-Костик,открывай!
Она настойчиво стучит ногой .
-Что ещё?
-Я тебе что-то покажу
Я открываю,волосы у Ленки растрёпаны,и вся она вся какая-то помятая.   
-Я не утюженную надела...
На ней серая кофта с капюшоном от "треников".
-Какой котик,супер!,-восклицает она восхищённо,её глаза блестят.
-Подари!
Я успеваю опередить её движение в сторону листа.
- Не обсуждается,иначе не видать тебе математики.
-
-Нарисуй мне такого же!- она умоляюще складывает ладони в её взгляде и в голосе- одновременно мольба и отчаяние.
-Ничего не обещаю.
-Пожалуйста, - робко просит она.
-Ты математику уже сделал?
Она достает из-под  мышки тетрадь.
-Да.

Её родители переехали в наш дом когда Ленка собиралась в первый класс.
Она подошла ко мне во дворе,тогда ещё она казалась полнее и выглядела смешнее, из- под мышки у неё так же выглядывала (только не тетрадь по математике),а книжка- «Муха Цокотуха».
Она открыла её не глядя,вверх тормашками и принялась громко декламировать:
-Муха,муха,Цокотуха!
-Думаешь не умею?- возмутился я тогда.
-Что?- удивилась она
-Читать!
-А!
Так мы с ней и познакомились.
Другом её,конечно не назовешь,но иногда она умеет иногда быть  полезной.

Мама в этот раз почему-то задержалась,Ленка уже  ушла,она принесла мне книжку "Моби Дик", вот в этом и заключается её самое главное полезное качество.
Входит мама.
-Леночка уже ушла?
-Давно.
-Прости,на работе задержалась,отправили подозрение на менингококк. 
Пока мама выгружает из пакета продукты в холодильник я достаю с верхней полки(пришлось прятать от Ленки)свой рисунок.Ушастик удался точь-в -точь.
-Ты без меня ужинал?
-Нет.
-И чай не пил?
-Нет
А давай-ка  я быстро приготовлю омлет с помидорами,у нас есть рыбка.
-Да
После ужина мама приносит мне в комнату виноград «Дамские пальчики»
Ну разве их можно есть?

Я открываю Ленкину книжку уже в постели и  незаметно погружаюсь в сон.

Сновидение почему-то возвращает меня на прежнюю позицию,к той же самой двери в подземелье.
Неужели я не выполнил необходимое задание?
Самое интересное что дверь открывается,но я не вижу Ушастика.
Выбор не прост: идти без британца или не ходить никуда.
Пока я об этом размышляю ,неизвестно откуда появившийся порыв ветра хлопает дверью.
Вокруг меня темно и пусто.

И вот из темноты прямо передо мной возникает увеличенное во сто крат изображение Ушастика,каждая чёрточка проступает настолько явно что даже становится не по себе. Особенно поражают глаза,его глаза-моего Ушастика.
Затем я слышу внутренним слухом громкое мурчание,на объемной картинке он прищуривается и медленно моргает.
И тут я начинаю понимать
-Это улыбка благодарности!
Вот это да!
Необычайное ощущение,но волна счастья захлёстывает меня и я плыву по неведомому океану куда-то ввысь!
Я начинаю понимать что зрение животных в основном такое же внутреннее,как и мой слух в этот момент.Душа не имеет глаз и ушей,но она видит и слышит лучше, обладая качествами, превышающими  способности телесных органов зрения и слуха.
Получается Ушастик рассказывает мне историю произошедшего с ним после его исчезновения?
Невероятно!Как он попал в шестнадцатый век?

И тут же,незримая вселенская лавина бережно опускает меня на землю с небес.
Рядом со мной Ушастик,мы идём по заснеженной дороге к лесу.

Справка из истории:
Древнее клинское городище: «...одно из тех, кои сама природа для населения предопределяет и с высоты которого в около лежащие стороны приятный вид простирается...» (Описание Московской губернии 1781г.)
По одной из гипотез, в начале IX века, князь Гостомысл (упоминается в древнейшем Новгородском своде 1050 года, во всех Новгородских и северных летописях, а также в западных хрониках.(Кузмичев И.К. «Лада», "Молодая гвардия)», 1990.), родившийся примерно в 760 - 770 годах, (был сыном князя Буривоя, упоминается в "Иоакимовской" летописи) объединил словен, русов (от легендарных Словена и Руса), кривичей, чудь, мерь,дреговичей и племя весь. Он дал отпор викингам и образовал союз этих племен. Союз племен не распался, а сложился в государство, где каждый народ имел своих вождей, князей, над
которыми стоял князь Гостомысл; сейчас такое государство можно было бы назвать федерацией. Столицей княжества была древняя Ладога. Гостомысл - "каган", то есть- великий. Не просто государь, но и правитель над несколькими народами (племенами), объединенными в
единое государство. Государство было сильное и обширное. Не подчинялось Хазарскому каганату, в отличие от Киева.
Оно включало в себя территорию, на которой в настоящее время расположены Ленинградская, Новгородская. Псковская, Тверская,Ярославская. Смоленская области и часть Белоруссии,Карелии.»

Таким образом небольшое поселение, на природной возвышенности окружённое рекой и лесом,в котором скорее всего можно было так спрятать обоз с золотом,что найти его и самому впоследствии невозможно.
Как шутили в свое время «Самый лучший партизан это тот который утратил память» ,он бы и рад выложить всё при допросе,но это уже невозможно.
Так же и с лесом,яма выкопана ,лес огромен,стало быть место отыскать и поныне нельзя.

Ушастик глядит на меня одобряюще.
Ясно что всю лесополосу нам не одолеть.
Я наклоняюсь к нему ближе и он продолжает рассказ:
 
-В тот ветреный, осенний  день дождя не было,иначе бы я замёрз.
Ты же знаешь как я люблю тепло.
Я проводил тебя до школы ,потом отправился в сторону пришкольного участка,на тропинке  заметил яркую птичку с повреждённым крылом,она пыталась взлететь но не могла подняться.После очередной попытки каждый раз опускалась на землю.
Птичка интересная,красные цвета я плохо различаю,а она была такая ярко-синяя и крылышки маленькие,не то что у чайки или сороки.
Да...и с сороками у нас вечная война.Они же проходу не дают.Стоит только появится рядом с их гнездом,тут же все дружно нападают,но ты об этом почти ничего не знаешь,это наши,кошачьи тайные дела.   
 И вот,пока я,увлекшись необыкновенной птицей,медленно подкрадывался к ней,так что сам не заметил как очутился в удивительном месте.



3.Мамины тайны
Продолжение по ссылке
 http://proza.ru/2023/09/10/1491