Из Севастополя с любовью

Дмитрий Кашканов
Маскировочные сети и каши в банках, окопные свечи и шоколад, крупы, сахар, макаронные изделия, детское питание… а еще детские коляски, игрушки и даже свадебные платья. Это лишь малая часть того ассортимента, который доставляется адресно и бойцам на передовой, и в руки людей, выживающих в городах и поселках, по которым прокатилась война.

В центре города располагается вполне серьезное предприятие, специализирующееся на изготовлении маскировочных сетей. Начиналось оно просто как пункт сбора пожертвований, среди которых были те самые сети, которые тогда плели на дому. Потом оказалось, что узкая специализация позволяет работать куда эффективнее. Тем более, появилось понимание, что дешевыми маскировочными сетями можно спасать от поражения людей и дорогущую военную технику. Дело встало на поток.

Администрация города выделила «кружевницам» достаточно просторное помещение, обеспечила расходными материалами, не требует оплаты за использованные свет и тепло.

Работают в основном женщины. Руководитель коллектива Ольга Михайловна Коваленко о своих коллегах говорит, что за время работы они сроднились, живут и работают как одна семья. Никого не надо подгонять или упрашивать. Все понимают, чем больше их продукции попадет в войска, тем меньше будет наших потерь. А ведь у многих «за ленточкой» воюют родные и близкие люди. За прошедшие месяцы технология отработана настолько тщательно, что поставщики стали плохо успевать предоставлять исходные материалы для плетения и Ольге Михайловне пришлось объявить, что во избежание бесполезных простоев, лучше пусть один день будет выходным. «Кружевницы» повозмущались, но смирились и сейчас ждут, когда поставщики наконец раскачаются и можно будет выпускать все больше и больше защитной продукции.

Среди добровольных «плетильщиц» защитного кружева представлены все возрасты. Попадаются даже вкрапления мужчин. Как правило, это происходит, когда приходят семьями. Например, очень активно работает семья Вальчиков Демьян и Любовь, не отстает и семья Шпаковских. Приходят совсем юные девушки, много взрослых женщин. Но есть даже весьма пожилые бабушки. Одна из них, Алла Васильевна Красюк, улыбчивая симпатичная женщина, выглядящая намного моложе своих лет, приезжает ежедневно с Максимовой Дачи. Такое стремление помочь нашим воинам уже само по себе достойно всяческих похвал. Но она еще и работает полный день. Трудится в Совете ветеранов и потом по четыре часа ежедневно плетет маскировочные сети. Годы своей молодости Алла Васильевна отдала работе по проектированию электрических сетей для школ и детских садиков. Те сети защищали детей от темноты и холода. Нынешние масксети защищают тех выросших детей, чтобы на многострадальной земле Донбасса больше никогда не было темноты и холода.
Русская Православная Церковь активнейшим образом поддерживает нашу армию. Но, пожалуй, даже большее участие церковь принимает в жизни людей, волею судеб, оказавшихся в прифронтовой полосе. 

По благословению руководителя Севастопольского благочиния Сергия Халюты организована большая работа по сбору пожертвований на нужды воинства и страдающих жителей Донбасса, Херсонской и Запорожской областей. На склад, аренду и содержание которого взял на себя бизнесмен и меценат Сергей Николаевич (свою фамилию он просил не упоминать), ежедневно приходят и приезжают севастопольцы, принося свой скромный вклад в победу над врагом.

Далее начинается сложная и кропотливая работа по формированию адресных посылок. Этим занимается большая семья протоиерея Андрея Кривониса с женой Тамарой и тремя сыновьями: Иваном, Михаилом и Тихоном. Вещи надо осмотреть, разложить, найти на складе прочее, что просили привезти. Потом все это упаковать, уложить в коробки, надписать адреса и цветной лентой нанести маркировку в зависимости от населенного пункта, куда посылка отправляется. И так по сто раз на дню. У Ивана и Михаила, взрослых и крепких парней, работа больше физическая. Зато у десятилетнего Тихона работа почти творческая. Мальчик – большой специалист в подборе игрушек и детских книжек для детей, оказавшихся в трудной ситуации. Тихон отлично знает, что именно нужно положить в посылку своим маленьким адресатам. Он доброй детской душой «видит» мальчика или девочку, лишившихся любимых игрушек и старается подарить им то, что сможет хотя бы частично вернуть ощущение покоя и радости, дать надежду на то, что кошмар войны скоро закончится.

Помогать в сортировке приходят неравнодушные люди. Некоторые из них отдают работе, а вернее сказать служению на складе почти все свое свободное время. Неоценимую помощь оказывает Татьяна Соболева. Ее аналитический ум позволяет организовать работу так, чтобы процесс шел быстрее и эффективнее, чтобы горы пожертвований как можно скорее превращались в аккуратные коробки и мешки с адресами и именами получателей. Алла Преображенская, профессиональный провизор, помогает раскладывать лекарства, быстро и привычно ориентируясь в ярких коробочках и баночках, проверяя состояние и сроки реализации.

К сожалению бывает так, что люди приносят вещи, руководствуясь принципом «возьми Боже, что мне негоже». Или, вроде бы из лучших побуждений, везут домашние закрутки в стеклянных банках. А когда им объясняют, что их соленья-варенья не совсем то, что можно проверить на предмет качества, безопасности, да и перевозить это крайне неудобно, обижаются. И вот в такой ситуации и Кривонисам, и работающим на складе волонтерам приходится становиться еще и психологами и конфликт-менеджерами.

Примерно раз в месяц собирается достаточное количество груза для заполнения семи-восьми грузовичков размерности Газели-фургона. Этот конвой выдвигается на север в зону бедствия, неся из Севастополя людское тепло, надежду, а порой и просто спасение.

Некоторые имена изменены по просьбе их обладателей.