Борьба за живучесть не привилегия только военных

Дмитрий Кашканов
Суда вспомогательного флота (несмотря на такой расслабляющий термин) - не есть что-то второстепенное по отношению к боевому флоту. Без их каждодневного содействия невозможно было бы представить продолжительного выполнения задач боевыми кораблями. Погрузка боезапаса, ремонт в море и у причалов, заправка топливом и расходными материалами, доставка много чего туда, где это необходимо. Все это задачи вспомогательного флота.

На флоте, и на боевых кораблях, и на вспомогательных, и в мирное время, и особенно в условиях проведения СВО, пристальное внимание уделяется умению экипажа в условиях вероятного вражеского воздействия поддерживать рабочее, непотопляемое, пожаробезопасное состояние судна.

Чтобы этого достичь, используются регулярные тренировки экипажа по борьбе за живучесть, по использованию определенных важных систем и даже по выполнению безопасной эвакуации и спасения экипажа в случае, когда все средства борьбы использованы, но в силу масштабности разрушений, экипаж физически не в состоянии бороться с пожаром, с водой, с потерей остойчивости.

На большом вспомогательном судне КИЛ-158 специализированные и комплексные тренировки проводятся почти еженедельно. Бойцы аварийной команды обязаны мышечной памятью знать выполнение необходимых операций. Поэтому, руководствуясь правилом «Повторение – мать учения», моряки в десятый и в сотый раз «тушат пожар» в отсеках, вооружают эжекторы и шланги для откачки воды из трюмов, по командам с ходового управляют рулем судна из кормового румпельного отделения, выбегают к шлюпкам и плотикам, имитируя сброс плавсредств и эвакуацию команды с «тонущего» судна.

Руководит аварийной командой второй помощник капитана Жильцов Владимир Васильевич. Молодой и энергичный. Знающий судно и уверенный в своих знаниях. Он рассказал, как проходят тренировки на примере борьбы с пожаром.

По судну объявляется учебная аварийная тревога. Имитируется возгорание в одном из помещений. А дальше все происходит как в бою. Пока аварийная команда одевает специальные огнеупорные костюмы, пока собирает и транспортирует к месту возгорания необходимые средства и оборудование, к месту пожара высылаются «разведчики». Они точно оценивают обстановку на предмет - где горит, что горит, как интенсивно. На основании их доклада командир аварийной команды принимает решение какие именно средства задействовать, распределяет роли и докладывает капитану фактическую обстановку и принимаемые действия.

Нередко на тренировках используется усложненный сценарий. Например, в процессе тушения пожара водой, аварийная команда может столкнуться с появлением кренов, которые надо парировать или перекачкой топлива с одного борта на другой, или организацией откачки воды из аварийного отсека. Или ставится вводная, что при применении фреоновой системы объемного тушения отравились газами дизелисты и им требуется срочная медицинская помощь. Или в борт ниже ватерлинии ударила вражеская торпеда и в тех помещениях и пожар, и поступление воды, и наличие раненых, нуждающихся в срочной помощи.

В общем, подобные комплексные сценарии не редкость и их насыщенность событиями зависит только от широты полета фантазии руководителя аварийной команды. А фантазия у него, просто поверьте, весьма обширная, если дело касается защиты судна от негативных событий и факторов.

Пожар на судне очень опасен и с ним ведется бескомпромиссная борьба. Но моряков поджидают и другие опасности. Например вода – антагонист огня. Она носит судно на себе, она держит судно на курсе и позволяет маневрировать, но вот при появлении пробоин ниже ватерлинии всё норовит попасть внутрь и натворить бед. Тогда в деле борьбы за остойчивость и непотопляемость (и собственно в тренировках БЗЖ) используются насосы, эжекторы, деревянные чопы, распорки и клинья. И аварийная команда борется с этой напастью не менее отчаянно и умело, как и в случае борьбы с огнем.

А если всё вместе валится на голову моряка, то спасает только натренированность, смелость, умение правильно использовать имеющееся аварийное оборудование и грамотное руководство действиями. На том и стоим.