Спиноза

Леонид Лялин
      На эскадренном миноносце с эпическим названием «Небздящий» со спардека, средней части палубы корабля ни с того, ни с чего пропал командирский баркас.
      Что загадочно, корабль бы не в доке судоремонтного завода, где можно было флотским умникам втихаря подцепить его краном и спрятать на соседнем корабле в пустой контейнер крылатой ракеты, а все случилось в открытом море. Видимость была «миллион на миллион». На небе ни облачка, ни пылинки.  Волнение моря почти нулевое. А баркас - тю-тю.
      Что бы его найти Старпом - старший помощник командирах быстро построил экипаж. Весь вид его показывал, главное, мол поручите мне дело, а сделать его бессмертным, то есть завалить его я и сам смогу.
      Поставил всех в позу бегущего египтянина и доходчиво назвал вещи своими именами, а зам командира загнул тираду в три переверта с гаком в морскую душу, командирскую бабушку и всех святых. Вспомнил добрым словом двенадцать апостолов, каждого по одиночке и с иже херувимами, загробные рыданья Иуды и пресвятую деву Марию. Не забыл Веру, Надежду, Любовь и их маму Софью.
      В конце воспитательной словесной клизмы приказал:
      - Горячку не пороть, но через час баркас должен стоять на прежнем месте и сиять, как яйца у корабельного кота. Иначе у всех отрублю «гвардейцев» по самое «нехочу»!
      Чайка, сидящая на леере борта, утвердительно махнула головой баклану и прокаркала: «Они это могут. Им это как два пальца обслюнявить!»
      - Зачем надо так много людей для поисков одного баркаса? – удивленно спросил молодой Лейтенант старшего офицера.
      Старпом посмотрел на Лейтенанта, как пришельца из других миров. Снял фуражку, протер внутреннею поверхность околышка от пота и сказал:
      - Запомни, карась, на всю свою службу! Для выполнения любой задачи, ты должен перво-наперво привлечь к ее выполнению как можно больше посторонних, не причастных к этому делу людей, - офицер перевел дыхание и продолжил. - Закрутить их до состояния водоворота, придать им своим интеллектуалом направление и энергию. Влить в голову подчиненных убежденность в неправоте своих действий, что бы все закрутилось и заработало, как мотор.
      Здесь Старпом, сделал воспитательную паузу и продолжил:
      - Почувствовав, что твои подчиненные набрали нужные «обороты» и их уже ничем не остановить, ты… должен сделать четкий шаг в сторону. Дело, как торнадо, сметая все могучим ураганом, начнет носиться по морю, сметая всё на своем пути! После этого главное - наказать невиновных и наградить непричастных. Правильно я изложил принцип Николы Мирликийского? – вопрос был задан баклану на леерах.
      Баклан солидно кивнул головой и взмахнув крыльями и беспрекословно полетел искать баркас.
      В это время Экипаж, недолго думая спустил шлюпки, попрыгал в них горохом и поплыл искать командирское добро. Час искали, два искали. Результата нет.
      - Отыскали баркас? - спросил Старпом у Боцмана, когда шлюпки вернулись на борт.
      - Нет! Пропал баркас, будто его кашалот языком слизал, -  ответил Боцман.
      - Почему не нашли?
      Боцман был не менее мудр, чем Старпом, поэтому начал нести свою пургу:
      - На морской дороге по которой мы шли, чтобы найти баркас, как в нашей жизни  было много развилок. Выбрав новый путь на очередной развилке, мы доходили до другой. Так продолжалось бесконечно. Мы не знали, по какой дороге после развилок баркас мог уплыть, поэтому и вернулись
      От огорчения Старпом изменился в лице и надолго задумался. За весь день он ни разу не улыбнулся.
      Удивившись, ЗАМеститель КОМандира ПО МОРским Делам, кратко - Замком по морде спросил:
      - Почему ты перестал говорить и улыбаться? Ведь баркас корабельное имущество. Он тебе не принадлежит. За него отвечает боцман! Вычтем в тройном размере за утерю с его денежного довольствия и пусть потом доказывает, что на морской дороге не было указателей, кюветов, светофоров и дорожной разметки.
      - Да дело не в баркасе, а в словах Боцмана, - ответил Старпом. - За многие годы я слышал много оправданий человеческой бестолковости. У меня был даже Лейтенант, у которого «отмазка» за опоздание на службу была проста – «квартиру залили соседи сверху», хотя он жил на последнем этаже. Наш Боцман– тянет на философа.  Одним словом – Спиноза.
      Мораль притчи: На флоте много хороших и разных моряков, но «спиноз» – больше.

2023