Это было недавно, это было давно

Лидия Нарицына
     Многие любят отдыхать в палатке, в лесу, в горах с костром. В далёком августе 1972 г. я испытала такую "радость" и убедилась, что это "не моё". Гораздо приятней отдыхать в красивом месте,желательно возле моря, но в цивилизованных условиях. Мы со старшей доченькой прилетели к моему брату Володе в г.Усть-Каменогорск за 1000км от Омска на пассажирском "истребителе",как его тогда многие называли, ЯК-40. Полёт осуществлялся всё время вдоль  Иртыша. "Как карта видна Земля с самолёта", - писала в сентябре моя 8-летняя дочь в школьном сочинении о летних каникулах.
      Мы - я со своей дочкой и брат со своей 7- летней Ритой, сразу отправились с палаткой на берег прозрачного Голубого залива, рукотворного моря, образованного от запруженного Иртыша. Жили в маленькой палатке, девочки спали в серединке, а мы с братом по краям.Брат всю свою жизнь был  радиолюбителем, до ночи он слушал по своему транзистору  разные радиостанции: "руна Рига", "элехтармы бухтармы Алма-Аты", вообщем все которые вещали в эти часы, моя Алёнка, молчаливая днём, чего то бормотала по ночам, а Рита ворчала,что она не может спать в такой обстановке. К тому же через матерчатые "стены" были  слышны все внешние звуки: что-то шуршало, бродили и переговаривались рыбаки, гуляли отдыхаюшие из расположенного рядом дома отдыха...Никаких торговых точек рядом не было, что взяли с собой, то я и варила на костре, хлеб Володя брал в доме отдыха,где раньше отдыхал, да ещё те,кто уезжал отдавали друг другу неиспользованные припасы. А Володя с Ритой, любители-рыбаки и моя Алёна с ними ловили рыбу...Вечером ходили на танцы на площадку дома отдыха...Я кое-как выдержала  неделю такого отдыха, и мы решили плыть в город на катере,ибо никакого другого транспорта  не было.
      Переправились на рыбацкой лодке на место, где приставал к берегу катер,шедший с озера Зайсан. Народу скопилось уйма, первый прибывший катер всех забрать не мог, мы на него тоже не попали...Народ сильно возмущался, капитан катера сказал, что свяжется с начальством и пришлют ещё один.Ждать пришлось целый день: продукты съели, деньги есть , а купить на них негде и нечего, нет никаких торговых точек...Дети очень хотели есть, особенно Рита, моя Алёна могла долго без еды находиться, правда рядом была не очень высокая гора с поспевшей земляникой, паслись на ней... Наконец пришёл катер. Сели, плывём, буфета нет, но все  "едущие"сверху,с озера Зайсан пассажиры что-то жуют. Рита надулась и пытается не смотреть на жующих...Я разговорилась со старым казахом "за жизнь", он рассказал мне,как воевал во время ВОВ и о том, что граница с Китаем почти не охраняется и тамошние уйгуры и здешние казахи пасут скот не считаясь с границами и сдают мясо и покупают продукты и в Китае и в СССР. Я рассказала ему о наших "злоключениях" и о том,что дети голодают почти целый день. Он принёс детям еду. Брат Володя мне сказал: " О чём это ты разговорилась с этим казахом?" Я  поблагодарила казаха за еду, деньги брать он отказался... А брату я сказала:" Ты больше 10 лет живёшь в Казахстане и не очень уважительно отзываешься о местных жителях. Это не хорошо".
       Приплыли в Усть-Каменогорск. Риточка сразу попросила кушать. Её мама Лиля к нашему приезду наварила борщ. А моя доченька первым делом пошла смотреть вновь родившихся хомячков в клетке. Сейчас уже из всех упомянутых в моём рассказе родных людей живы только я и Рита. Моя доченька Алёнушка скончалась в январе 2019 года от тяжёлой онкологии. Братик мой Володя умер в августе 2021 года, а его жена Лиля, с которой они прожили в Усть-Каменогорске 57 лет, через 2 недели после него в сентябре 2021 года. А события тех далёких августовских дней  1972 года у меня в памяти, как будто это было вчера. А жизнь продолжается...