Русская идея по Бердяеву

Анатолий Обросков
То, что называли у нас двоеверием, т. е. соединение православной
веры с языческой мифологией и народной поэзией, объясняет
многие противоречия в русском народе. В русской стихии всегда
сохранялся и сохраняется и доныне дионисический, экстатический
элемент...
...
С этим связана огромная сила
русской хоровой песни и пляски. Русские люди склонны к оргиям с
хороводами.
...
Россия всегда была полна мистикопророческих сект. И в них всегда была жажда преображения жизни.
Это было и в жуткой, дионисической секте хлыстов.
...

Россия единственное православное царство и в этом смысле царство вселенское, подобно первому и второму Риму.

...

Московские цари считали себя преемниками византийских императоров. Преемство доводили до Августа Цезаря. Рюрик оказывался потомком Пруста, брата Цезаря, основавшего Пруссию. Иоанн Грозный, производя себя от Пруста, любил называть себя немцем, Царский венец переш`л на Русь.
Преемство вело ещ` дальше, доводило до Навуходоносора. Есть
легенда о пересылке Владимиру Мономаху греческим императором
Мономахом царских регалий. Из Вавилона регалии на царство
достаются православному царю вселенной, так как в Византии
было крушение веры и царства.

...

Православное царство уходит под землю. Истинное царство есть Град Китеж,
находящийся под озером. Левое крыло раскола, наиболее
интересное, принимает резко апокалиптическую окраску. Отсюда
напряженное искание царства правды, противоположного этому
нынешнему царству. Так было в народе, так будет в русской
революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже
уверенно, что злые силы овладели церковью и государством, тоже
устремленной к Граду Китежу, но при ином сознании, когда
"нетовщина" распространилась на самые основы религиозной
жизни. Раскольники провозгласили гибель московского
православного царства и наступление царства антихриста. Аввакум
видит в царе Алексее Михайловиче слугу антихриста. Когда Никон
сказал: "Я русский, но вера моя греческая", — он нанёс страшный
удар идее Москвы, как Третьего Рима. Греческая вера
представлялась не православной верой, только русская вера —
православная, истинная вера. Истинная вера связана с истинным
царством. Истинным царством должно было бы быть русское
Царство, но этого истинного царства больше нет на поверхности
земли. С 1666 г. началось в России царство антихриста. Истинное царство нужно искать в пространстве под землёй, во времени —
искать в грядущем, окрашенном апокалиптически. Раскол внушал русскому народу ожидание антихриста, и он будет видеть
явление антихриста и в Петре Великом, и в Наполеоне, и во многих
других образах. Образовались раскольничьи скиты в лесах. Бежали
в леса, горы и пустыни от царства антихриста. Стрельцы были
раскольники. Вместе с тем раскольники обнаружили огромную
способность к общинному устройству и самоуправлению. Народ
требовал свободы земского дела, и земское дело начало развиваться
помимо государственного дела. Это противоположение общества и
государства, столь характерное для нашего XIX в., мало понятно
западным людям. Очень еще характерно для русского народа
появление самозванных царей из народа и пророков-исцелителей.
Самозванство — чисто русское явление. Пугачев мог преуспеть,
только выдав себя за Петра III.
...
Раскол подорвал силы русской церкви, умалил авторитет
иерархии и сделал возможной и объяснимой церковную реформу
Петра. Но в расколе было два элемента — религиозный и
революционный. Значение левого крыла раскола — беспоповства
— в том, что он сделал русскую мысль свободной и дерзновенной,
отрешённой и обращённой к концу. И обнаружилось
необыкновенное свойство русского народа — выносливость к
страданию, устремленность к. потустороннему, к конечному.

Реформа Петра Великого была и совершенно неизбежна,
подготовлена предшествующими процессами и, вместе с тем,
насильственна, была революцией сверху. Россия должна была
выйти из замкнутого состояния, в которое её ввергло татарское иго
и весь характер Московского царства, азиатского по стилю, и выйти в мировую ширь.

...

Историки, не интересующиеся духовной стороной вопроса,
достаточно выяснили, что без реформ Петра самое русское
государство не могло бы себя защитить, и не могло бы развиваться.
Славянофильская точка зрения на реформу Петра не выдерживает
критики и совершенно устарела, как и чисто западническая точка
зрения, отрицавшая своеобразие русского исторического процесса.
При всей замкнутости Московского царства, сношения с Западом
начались еще в XV в. И Запад всё время боялся усиления Москвы.
В Москве существовала немецкая слобода, и немецкое вторжение в
Россию началось до Петра. Русская торговля и промышленность в
XVII в. были захвачены иностранцами, вначале особенно
англичанами и голландцами. Уже в допетровской России были
люди, выходившие из тоталитарного строя Московского царства.
...
Предшественником же славянофилов был хорват Крижанич.
...
В Петре были черты сходства с большевиками. Он и был большевик на
троне. Он устраивал шутовские, кощунственные церковные процессии, очень напоминающие большевистскую антирелигиозную пропаганду.
...
Московское царство не осуществило мессианской
идеи Москвы — Третьего Рима.
...
Западные влияния, приведшие к замечательной русской культуре XIX в., не были благоприятны для народа. Возросла сила дворянства, которое стало
совсем чуждо народу. Самый стиль жизни дворян-помещиков был
непонятен народу. Именно в Петровскую эпоху, в царствование
Екатерины II русский народ окончательно подпал под власть
крепостного права. Весь петровский период русской истории был
борьбой Запада и Востока в русской душе.
...
Петру приходилось работать и производить реформы в страшной
тьме, в атмосфере обскурантизма, он был окружён ворами. Было бы
несправедливо во всем винить Петра. Но насильнический характер
Петра ранил народную душу. Создалась легенда, что Пётр —
антихрист. Мы увидим, что интеллигенция, образовавшаяся в
результате дела Петра, примет универсализм Петра, его
обращенность к Западу и отвергнет империю.

...

Ломоносов был гениальным ученым, предвосхитившим многие открытия XIX
и XX вв. в физике и химии, он создал науку физической химии.

...

Необыкновенную честь русскому дворянству делает то, что в своём верхнем аристократическом слое оно создало движение декабристов, первое освободительное движение в России, открывшее революционный век. XIX век будет веком революции.
Высший слой русской гвардии, наиболее культурный в то время, проявил большое бескорыстие. Богатые помещики и гвардейские офицеры не могли примириться с тяжёлым положением крепостных крестьян и солдат. Огромное значение в возникновении движения имело пребывание русских войск за границей после 12-го года. Многие декабристы были люди умеренные и даже монархисты, хотя и противники монархии самодержавной. Они представляли самый культурный слой русского дворянства. В восстании декабристов участвовали имена русской знати.
...

Кроме масонских лож, Россия была покрыта тайными обществами,
подготовлявшими политический переворот. Таким первым тайным
обществом был "Союз спасения". Были "Союз добродетели", "Союз
благоденствия".
Влияние оказывали Радищев, стихи Рылеева.
Сочувствовали французской революции и греческому восстанию.
Но среди декабристов не было полного единомыслия, были разные
течения, более умеренные и более радикальные; Пестель и южное
общество представляли левое, радикальное крыло декабризма.
Пестель был сторонник республики через диктатуру, в то время как
северное общество было против диктатуры. Пестеля можно считать
первым русским социалистом; социализм его был, конечно,
аграрным. Он — предшественник революционных движений в русской интеллигенции. Указывали на влияние на Пестеля "идеолога" Дести де Траси. Декабрист Лунин
лично знал Сен-Симона.

...

Пушкин, единственный русский писатель ренессанского типа, свидетельствует о том, как всякий народ значительной судьбы есть целый космос и потенциально заключает
в себе все. Так, Гёте свидетельствует об этом для германского
народа.

...

Русская интеллигенция есть совсем особое, лишь в России
существующее, духовно-социальное образование. Интеллигенция
не есть социальный класс, и ее существование создает затруднение
для марксистских объяснений. Интеллигенция была
идеалистическим классом, классом людей, целиком увлеченных
идеями и готовых во имя своих идей на тюрьму, каторгу и на казнь.
Интеллигенция не могла у нас жить в настоящем, она жила в
будущем, а иногда в прошедшем. Невозможность политической
активности вела к исповеданию самых крайних социальных учений
при самодержавной монархии и крепостном праве. Интеллигенция
была русским явлением и имела характерные русские черты, но она
чувствовала себя беспочвенной. Беспочвенность может быть
национально-русской чертой. Ошибочно считать национальным
лишь верность консервативным почвенным началам. Национальной
может быть и революционность. Интеллигенция чувствовала
свободу от тяжести истории, против которой она восставала. Нужно
помнить, что пробуждение русского сознания и русской мысли
было восстанием против императорской России. И это верно не
только относительно западников, но и относительно славянофилов.
Русская интеллигенция обнаружила исключительную способность
к идейным увлечениям.

...

Психологически
она наследие раскола. Только потому она могла выжить при
преследованиях. Она жила весь XIX в. в резком конфликте с
империей, с государственной властью. В этом конфликте права
была интеллигенция. То был диалектический момент в судьбе
России. Вынашивалась русская идея, которой империя, в своей воле
к могуществу и насилию, изменяла.
Родоначальником русской интеллигенции был Радищев, он
предвосхитил и определил ее основные черты. Когда Радищев в
своем "Путешествии из Петербурга в Москву" написал слова: "Я
взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества
уязвлена стала", — русская интеллигенция родилась. Радищев —
самое замечательное явление в России XVIII в. У него можно,
конечно, открыть влияние Руссо и учение об естественном праве.
Он замечателен не оригинальностью мысли, а оригинальностью
своей чувствительности, своим стремлением к правде, к
справедливости, к свободе. Он был тяжело ранен неправдой
крепостного права, был первым его обличителем, был одним из
первых русских народников.

...

Радищева можно считать родоначальником радикальных революционных течений в русской интеллигенции. Главное у него было не государство, а благо
народа.

...

Судьба его предваряет судьбу революционной
интеллигенции: он был приговорен к смертной казни с заменой ссылкой на десять лет в Сибирь. Поистине необыкновенна была восприимчивость и
чувствительность русской интеллигенции. Русская мысль всегда
будет занята преображением действительности. Познание будет
связано с изменением. Русские в своем творческом порыве ищут
совершенной жизни, а не только совершенных произведений. Даже
русский романтизм стремился не к отрешенности, а к лучшей
действительности. Русские искали в западной мысли прежде всего
сил для изменения и преображения собственной неприглядной
действительности, искали прежде всего ухода из настоящего. Они
находили эти силы в немецкой философской мысли и французской
социальной мысли. Пушкин, прочитав "Мертвые души",
воскликнул: "Боже, как грустна наша Россия!". Это восклицала вся
русская интеллигенция весь XIX в. И она пыталась уйти от
непереносимой грусти русской действительности в идеальную
действительность. Этой идеальной действительностью была или
допетровская Россия, или Запад, или грядущая революция.

...

Интеллигенция была поставлена в трагическое положение между
империей и народом. Она восстала против империи во имя народа.
Россия к XIX в. сложилась в огромное мужицкое царство,
скованное крепостным правом, с самодержавным царем во главе,
власть которого опиралась не только на военную силу, но также и
на религиозные верования народа, с сильной бюрократией,
отделившей стеной царя от народа, с крепостническим
дворянством, в средней массе своей очень непросвещенным и
самодурным, с небольшим культурным слоем, который легко мог
быть разорван и раздавлен. Интеллигенция и была раздавлена
между двумя силами — силой царской власти и силой народной
стихии. Народная стихия представлялась интеллигенции таинственной силой. Она
противополагала себя народу, чувствовала свою вину перед
народом и хотела служить народу. Тема "интеллигенция и народ"
чисто русская тема, мало понятная Западу. Во вторую половину
века интеллигенции, настроенной революционно, пришлось вести
почти героическое существование, и это страшно спутало ее
сознание, отвернуло ее сознание от многих сторон творческой
жизни человека, сделало ее более бедной. Народ безмолвствовал и
ждал часа, когда он скажет своё слово. Когда этот час настал, то он
оказался гонением на интеллигенцию со стороны революции,
которую она почти целое столетие готовила.

...

Многие замечательные учёные-специалисты, как, например, Лобачевский или Менделеев, не могут быть в точном смысле причислены к интеллигенции, как и, наоборот, многие, ничем не ознаменовавшие себя в интеллектуальном труде, к
интеллигенции принадлежат.

...

И наша историософическая мысль будет протекать в атмосфере глубокого пессимизма в отношении к прошлому и особенно настоящему России и оптимистической веры
и надежды в отношении к будущему. Такова была философия
истории Чаадаева. Она была изложена в знаменитом философском
письме к Ек. Дм. Панковой в 1829 г., напечатанном в "Телескопе".
Это было пробуждением самостоятельной, оригинальной русской
мысли.

...

Для истории русской мысли, для её нерегулярности
характерно, что первый русский философ истории Чаадаев был
лейб-гусарский офицер, а первый оригинальный богослов Хомяков
был конногвардейский офицер. Пушкин писал о Чаадаеве: "Он в
Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, у нас он офицер гусарский".

...

Он ищет Царства Божьего на земле. Он передаст эту тему Вл. Соловьеву, на
которого имел несомненное влияние.

...

Ошибочно думать, что Чаадаев перешёл в католичество, как
это неверно и относительно Вл. Соловьева. Но он был потрясен и
пленен универсализмом католичества и его активной ролью в
истории. Православие представлялось ему слишком пассивным и не
историчным. Несомненно, некоторое влияние на Чаадаева имели
теократические идеи Ж. де Местра и де Бональда, а также
философии Шеллинга. Для Западной Европы это были идеи
консервативные, для России они казались революционными. Но
Чаадаев мыслитель самостоятельный, он не повторяет западные
идеи, он их творчески перерабатывает.

...

Парадоксально было то, что он перешёл в католичество из
либерализма и любви к свободной мысли.

...

Чаадаев и Печерин представляли у нас религиозное западничество, которое предшествовало самому возникновению западнического и славянофильского направлений.
Но у этих религиозных западников были и славянофильские
элементы. Печерин верил, что Россия вместе с Соединёнными
Штатами начнёт новый цикл истории. Споры западников и
славянофилов заполнят у нас большую часть века.
Славянофильские мотивы были уже у Лермонтова. Но он думал,
что Россия вся в будущем. Сомнения о Европе у нас возникли под
влиянием событий французской революции.

Спор славянофилов и западников был спором о судьбе
России и её призвании в мире.

...

Чернышевский ещё может сказать о славянофилах: "Они принадлежат к числу образованнейших, благороднейших и даровитейших людей в русском обществе". Но
его уже нельзя себе представить в споре с Хомяковым.

...

Огромность свободы есть одно из полярных начал в русском народе, и с ней связана русская идея.
Противоречивость России отразилась и в самом Хомякове.
Он менее всех идеализировал древнюю Россию и прямо говорил о
ее неправдах. У него есть страницы, напоминающие Чаадаева.





Н. Бердяев "Русская идея"