Герман Селдерхёйс. Взгляд Кальвина на ангелов

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВЗГЛЯД КАЛЬВИНА НА АНГЕЛОВ
Герман Дж. Селдерхейс

Введение

Чтобы внести ясность с самого начала: взгляд Кальвина на ангелов не является чем-то впечатляющим. Возможно, именно поэтому на эту тему написано немного.1 Подход Кальвина к таким темам, как ангелология, характеризуется близостью к тому, что говорит Библия, и воздержанием от спекуляций в соответствии с его предостережением против «vanam curiositatem».2 Именно эту озабоченность он выражает, когда пишет об ангелах в своем "Наставлении". Он заботится о том, чтобы «держаться в пределах, которые предписывает благочестие, чтобы, предаваясь рассуждениям за пределами моей досягаемости, я не сбил читателя с толку и не увел его от простоты веры». Примером  такого подхода был Мартин Лютер. 4
Кальвин не был студентом ни одного из богословских факультетов, где каждый студент должен был ознакомиться с пособиями таких ученых, как Петр Ломбард и Фома Аквинский, в которых содержался обширный материал об ангелах, основанный на Библии, а также на историях и теориях, разработанных отцами церкви. средневековыми богословами и народными традициями. И из того немногого, что мы знаем о духовности, в которой он был воспитан, у нас складывается впечатление, что ангелы не играли существенной роли в юности Кальвина. Из отрывков, в которых он критикует то, чему учила церковь и что люди думали об ангелах, становится ясно, что он знал, что происходит в  в этой области веры, но столь же ясно, что в своих собственных взглядах он держался в стороне от того, что думали люди, и просто повторял то, чему учило Писание. Несмотря на все это, весьма примечательно, как много места Кальвин уделяет
ангелологии в своих проповедях, комментариях и других работах.5 В этой статье мы
можем лишь взглянуть на то, что Кальвин пишет об ангелах в «Наставлении» и в «
Комментариях к Псалмам, но очевидно, что эта тема заслуживает отдельного разбора.

Ангелы в "Наставлении"

Кальвин написал первое издание своего Institutio, опубликованное в 1536 году, как
своего рода катехизис для преследуемых реформированных верующих во Франции. Второе издание, опубликованное в 1539 году, было задумано скорее как пособие для студентов-теологов (6) В ходе богословских дискуссий и развития
собственных взглядов Кальвина на Библию эта книга превратилась в крупное последнее
издание 1559 года, о котором мы здесь говорим и. возьмем  его за наш источник. Основываясь на так называемом локус-методе, Кальвин обобщил в своем труде то, чему учила Библия по различным темам, а также то, что Писание говорит об ангелах. Итак, лучший способ узнать точку зрения Кальвина на ангелов — это сначала прочитать параграфы, которые он посвятил этой теме в своем Institutio. Мы можем найти это в самом начале этой работы, когда он имеет дело с ангелами в первой главе книги, где он пишет о Боге как Творце.
В 14-й главе I  книги Кальвин пишет, что Писание, говоря о сотворении
мира, отличает истинного Бога от ложного ясными признаками. Чтобы верующие не впали в заблуждение, Бог явил Себя в Своем Слове как Творец. Здесь нам не следует вдаваться в вопрос, который иногда насмешливо задают: почему Бог так
поздно начал Свое творение. В конце концов, Он позволил пройти неизмеримому количеству времени. Тем не менее, не законно и не полезно исследовать, почему Бог так долго откладывал творение. Бог хотел скрыть это от нас. Августин - любимый богослов Кальвина - предостерегает нас не интересоваться вопросами, выходящими за
пределы Слова. Он утверждает, что неверно также ставить вопрос о том, почему Бог создал в огромном пространстве только один мир и оставил такую большую часть пустой. Этот вопрос тоже глуп. Пусть наши вопросы остаются в пределах библейской ограды, и пусть наш разум будет ограничен Словом Божьим, чтобы мы не впадали в преднамеренные блуждания.

Сотворение

Этот подход также явно ведет Кальвина в его описании ангелов. Бог сотворил мир за шесть дней. В таком порядке вещей мы должны видеть отеческую любовь Божию. Прежде чем Бог создал Адама, который представлял весь человеческий род, Он обеспечил мир изобилием благ. Ибо Бог не поместил Адама на бесплодную, пустую землю без света, но создал его на полной земле, уже обеспеченной светом, водой, воздухом и всякими плодами. Но до этого Бог уже создал ангелов. Хотя Моисей не упоминал ангелов, когда описывал великие дела творения, он упоминает их позже, и мы также можем прочитать о них в других местах Писания. По мнению Кальвина, Моисей не написал об ангелах в своем отчете о творении: Прежде чем изложить то, что Писание говорит об ангелах, Кальвин довольно подробно предостерегает от тщетных спекуляций, которые кажутся привлекательными, но бесплодны7. Давайте не будем выходить за рамки того, что Бог открыл нам в Своем Слове. То, что ангелы — это небесные духи, которых Бог использует для исполнения Своего замысла, можно найти повсюду в Писании. Их еще называют армией, потому что они окружают своего Государя, как телохранители. Как воины, они всегда обращают внимание на знак своего капитана, чтобы выполнить его команды. К нашему утешению, Священное Писание учит, что ангелы служат Богу и работают на наше благо8. Они наблюдают за нашим спасением и заботятся о нашей защите. Ангелы охраняют Церковь как тело Христово: «Ангел Господень окружает боящихся Его» (Пс. 34:8). Но они также стояли рядом с Христом, Главой Церкви, во всех Его скорбях (Лк. 22:43). Ангелы сражаются против наших врагов. Таким образом, именно Ангел Господень убил за одну ночь 185 000 человек ассирийского войска (4 Цар 19:35). В ответ на распространенное мнение о том, что у каждого христианина есть личный ангел-хранитель, Кальвин заявляет, что не осмеливается утверждать это с уверенностью 9. Однако можно сказать, что не один, а все ангелы охраняют наше спасение, что, например, заключает Кальвин. из Лк. 15:7, где обо всех ангелах сказано, что они радуются, когда один грешник кается. Лк. 16:23 учит, что именно ангелы – а значит, их было больше, чем один – внесли душу Лазаря во чрево Авраама. .
Относительно порядка ангелов и количества ангелов Кальвин говорит, что
мы должны быть осторожны , потому что Библия мало что говорит об  этом. Михаил назван великим князем в книге Даниила (12:1), а Гавриил также является ангелом, упомянутым по имени. Христос говорит о многих легионах ангелов (Мф. 26:53), но это вся информация, которой мы располагаем. Мы также не знаем, как выглядят ангелы , поскольку они духи. Священное Писание описывает их в соответствии с тем, что может уловить наш разум, поэтому сказано, что у них есть крылья. Кальвин заключает из этого, что это сказано, «чтобы заверить нас, что, когда того потребует случай, они поспешат к нам на помощь с невероятной быстротой, пролетая к нам со скоростью молнии». Этот вывод примечателен, поскольку Библия не дает такого объяснения ангельским крыльям, а Кальвин, похоже, привносит здесь некоторую спекулятивную теологию. То, что ангелы являются реальными личностями, хотя и
обладают собственной природой, также ясно из Священного Писания.10 Саддукеи в то время отрицали это и видели в них силы Божьи, но в Писании для этого нет никаких оснований. Ангелы – реальные личности, потому что они счастливы, когда грешник кается. Согласно Стефану и Павлу, ангелы дали людям закон Божий (Деян. 7:53 и Гал 3:19). В послании к Евреям мы читаем что Христос славнее ангелов (Евр. 1:4; 2:16). Из этого можно сделать вывод, что они имеют свою отдельную природу. Чтобы предстать перед отцами, они облачились в человеческий облик.
Уже сейчас очевидно, что Кальвин не хочет выходить за рамки того, что Библия говорит об ангелах. Внимательно обращаясь к различным библейским текстам, он просто повторяет, обобщает и описывает содержание этих текстов, но не вдается в более систематические размышления о том, что означают эти библейские данные или к каким
дальнейшим открытиям или выводам они могут привести.

Ангелы и верующий

В абзаце 10 Кальвин продолжает говорить о том, как верующим следует относиться к ангелам. Мы должны противостоять суеверию, когда говорим, что ангелы служат нам и являются дарителями всех благ. Легко подумать, что из-за этого мы
должны воздать им какую-то честь, но Писание запрещает это. Павел противоречит
всякому почитанию ангелов, утверждая, что Христос превознесен над всеми ангелами и
что Он есть источник всякого добра для них (Кол. 1:16-20). Иоанн также хотел
почтить ангела, но ему это запретил сам ангел (Откр. 19:10; 22:8-9). Мы можем легко игнорировать эту опасность, если поймем, что для Кальвина Бог также может доказать Свое всемогущество и заботу. Поэтому Ему не нужны ангелы; но утешением верующих может быть то, что какая бы опасность ни грозила нам, у Бога есть бесчисленные возможности и слуги, которые могут помочь нам избежать опасности. И все же мы должны возлагать надежду на Бога, который является нашим единственным Помощником. Хотя ангелы сходят с неба и возвращаются на небо в том лице, которое видел Иаков (Быт. 28:12), по мнению Господа, они не делают этого без вмешательства Христа. Кальвин ссылается на Иоан. 1:51, где Господь Иисус утверждает, что ангелы спускаются и восходят к Сыну Человеческому. По этой причине Кальвин предостерегает от предполагаемой мудрости Платона, который утверждает, что у нас есть доступ к Богу только через ангелов.

Падшие ангелы

Кальвин почти столько же места уделяет описанию того, что Библия говорит о падших ангелах, бесах, которых, согласно Писанию, должны остерегаться верующие11. Сатана назван рыкающим львом, богом и князем века сего (Мф. 12: 29; Иоан. 12:31; 2 Кор 4:4; Еф 2:2 и 1 Пет 5:8). Петр изображает дьявола как рычащего и неистового льва, которому мы должны решительно противостоять верой. Сила падших ангелов – это повод призвать на помощь Бога, особенно в нашей слабости, поскольку Его работа – давать оружие для противодействия проделкам сатаны. То, что верующие должны активно бороться с этим врагом, подчеркивается в Священном Писании, ибо можно прочитать, что бесы образуют могучую армию. Говорят, что Мария Магдалина была избавлена от семи бесов (Мк 16:9). В другом месте Писание говорит о человеке, одержимом легионом бесов (Лк. 8: 30). Из этого мы узнаем, что имеем дело с бесчисленными врагами. Иногда Писание говорит о сатане в единственном числе, но, по мнению Кальвина, это означает главу всех падших ангелов, поэтому враг не один, а множество. Вот почему мы читаем в Писании (Мф 25:41): «Идите, проклятые люди, в огонь вечный, уготованный дьяволу и бесам.
 Все это должно вести верующих к постоянной борьбе с дьяволом. Поскольку честь Бога должна быть близка нашему сердцу, мы должны изгонять и противостоять всему, что выступает против нее (включая дьявола). Дьявол всегда хочет исказить и скрыть истину Слова Божьего. По этой причине он назван «человекоубийцей от начала» (Иоанна 8:44). Кальвин утверждает, что дьявол не был сотворен таким, а что он падший ангел. Следовательно, источник его проступков лежит не в Боге, а в самом дьяволе. По этой причине Христос (Иоан. 8:44) заявляет, что сатана, когда он говорит ложь, говорит о себе и добавляет следующее: «потому что он не устоял в истине». Это, по мнению Кальвина, показывает, что сатана был в истине, когда был создан Богом. Падение сатаны также учат Петр и Иуда (2 Пет. 2:4 и Иуды 6). Когда Павел говорит об избранных ангелах (1 Тим. 5:21), он молчаливо противопоставляет их отвергнутым ангелам.
Какой бы ни была сила сатаны, он все еще находится под властью Бога, как это ясно из истории Иова. Бог должен дать ему свободу действовать, иначе он ничего не сможет сделать (Иов 1:6; 2:1). По этой причине злой дух, мучивший Саула, назван духом Господним. Таким образом Бог наказывает злого царя за свои грехи (1 Цар. 16:14; 18:10). Итак, несомненно, что сатана подпадает под Бога. Конечно, сатана хочет только противиться Богу и поэтому делать только плохие вещи. Однако Бог сдерживает зло и использует его для осуществления наказания. Бог использует его в Своем устроении, и Бог использует сатану даже в своем правлении над верующими. Сатана борется с ними
, но он борется с ними так, чтобы они могли научиться практиковать свою веру. Верующие отвечают на увещевание: «Не давайте места диаволу» (Еф. 4:27).
Павел рассказывает, что сатана был лекарством, данным ему для обуздания гордыни (2 Кор. 12:7). Все дети Божьи получают это лекарство, но поскольку Христос, как
Глава Своей Церкви, сокрушил голову сатаны (Быт. 3:15), верующий никогда не сможет
быть побежден сатаной. Затем Кальвин начинает говорить о тех, кто видит в ангелах только хорошие импульсы или движения, а не как реальных личностей. Он пишет, что эту мысль нужно отвергнуть. Это также имеет значение для идеи о том, что бесы - это просто злые беспорядки. Иоанн упоминает, что дьявол согрешил с самого начала (1 Иоанна 3:8), а Иуда упоминает, что дьявол сражался с архангелом Михаилом. Петр отмечает о бесах (2 Пет. 2:4): «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но вверг их в ад, то они преданы узам тьмы, чтобы сохраниться для суда». Это показывает, что они настоящие личности, а не просто идеи.

Ангелы в толковании Псалмов

На протяжении многих десятилетий исследования Кальвина основывались главным образом на изучении его «Наставления». За этим стояла идея, что здесь мы найдем прекрасно собранную воедино всю его теологию, а другие его произведения, такие как проповеди, комментарии, лекции и трактаты, лишь подтвердят то, что уже было в Институтах. Тем временем ученые-кальвинисты обнаружили, что только что упомянутые
работы и, помимо обширной переписки Кальвина, содержат много такого, чего
нет в «Наставлении», и что чрезвычайно полезно покопаться в его «других» трудах, работая над тем, чтобы получить более полное и более сбалансированное представление о своем богословии. Я убежден, что это также имеет значение для его взгляда на ангелов, который уже был доказан Ричардом Штауффером в его замечательном анализе проповедей Кальвина на тему Бытия.12 Во второй части моей статьи я хочу описать то, что Кальвин писал об этом,  и внимательное прочтение этой книги, которая была опубликована в том же году, что и последнее издание «Наставлений», демонстрирует, что у Кальвина есть гораздо больше, чем часто думают, и это также имеет значение для его взгляда на ангелов.

Слуги

Вкратце, Кальвин описывает ангелов как слуг Царя и исполнителей его решений. Они обитают вокруг Бога, как спутники вокруг Солнца, и постоянно готовы подчиняться Его приказам.14 Таким образом, ангелы — это «небесные духи, наделенные божественной славой».15 В той степени, в которой они являются небесными силами, их можно назвать божественными.16 В них, говорит Кальвин, сияет нечто божественное.17 Они являются носителями славы Божией в том смысле, что Бог через ангелов сияет миру Своей славой.18 Высокая оценка Кальвином положения ангелов становится очевидной, когда он говорит, например, о сохранении чистой совести перед лицом Бога и перед ангелами, которые, как небесные зрители, наблюдают за нашими действиями.19 Однако Бог дал им такое место, чтобы они не мешали Его славе. 20 Они не имеют доли в существе Божием. Хотя их слава более великолепна, чем великолепие других творений, она не настолько велика, чтобы могла каким-либо образом затмить великолепие Божие. Кальвин предостерегает от дьявольских суеверий, стремящихся непропорционально повысить статус ангелов по отношению к Богу. Кальвин предполагает, что для такого повышения статуса нет веской причины, поскольку Библия говорит, что ангелы трепещут перед величием Бога.21 Мы поступили бы с ангелами неправильно, если бы предоставили им такое же величие, как Богу.22 Напротив, между величием Божьим и ангелами огромная дистанция; Бог имел бы право (suo iure) осудить их так же, как осужденных людей, если бы Он также не проявил к ангелам Свою отеческую заботу и не сошел к ним, чтобы позаботиться о них.23

 Задачи

Задача ангелов – славить Бога. Это высшая цель их существования.24 Однако у них есть и другие задачи. Кальвин говорит, что Бог использует ангелов, например, чтобы указать ветру путь.25 Несмотря на то, что Бог установил определенный
порядок в природе, иногда Он использует ангелов, чтобы гарантировать выполнение определенных повелений.26 Бог также привлекает Своих ангелов для исполнения Его суда над отвергнутыми. Кальвин отмечает, что некоторые считают неуместным, что ангелы, будучи просто слугами благодати и спасения, собираются для наказания
неверующих. Кальвин, однако, не удивляется этому, потому что ангелы могут
охранять верующих только тогда, когда они готовы сражаться за них, а ангелы
могут помочь верующим, только сопротивляясь их врагам в соответствии с замыслами Бога.27
Говоря о назначении ангелов, Бог очень обязывает нас. Кальвин указывает, что нашу веру должно значительно укрепить знание о том, что в распоряжении Бога есть бесчисленные ангелы, которые могут поспешить на помощь в любой нужный
момент28. Упоминанием о Своих ангельских слугах Бог оправдывает нашу слабую
веру в Его обетования, ибо было бы достаточно только знать, что Бог заботится о
Своей Церкви, но Он упоминает ангелов для нашего блага.29

Ангелы-хранители

Ангелы посланы Богом специально для спасения и защиты верующих. У Кальвина нет проблем с тем, чтобы признать это, но он предостерегает от  опасности того, что ангелам будет уделяться так много внимания, что не будет справедливого признания того
факта, что Бог является тем, кто спасает.30 Ангелы даны нам как слуги и защитники,31 и они стремятся охранять нашу жизнь, потому что знают, что это задача, которую Бог поручил им.32 Более того, они сознательно участвуют в событиях на земле и радуются спасению Церкви.33 Ангелы внимательно следят за каждым моментом нашей жизни. нашу жизнь, но всякий, кто живет легкомысленно или идет иным путем, чем тот, который желает Бог, не должен ожидать от них помощи.34 Однако это не означает, что Кальвину нравится представление о том, что у отдельных людей есть ангел-хранитель, который будет присматривать за ними; Кальвин считает, что это слишком ограниченное представление об ангельской помощи. Бог не назначает одного ангела, говорит Кальвин, но он приказывает целой армии ангелов охранять спасение каждого верующего.35
Библия говорит, что ангелы (он обращает внимание на форму множественного числа) окружают верующего. Это действительно утешение, ибо, как у нас бесчисленное количество врагов, так и у нас есть бесчисленное множество стражей. Таким образом , критики  этой концепции ангела-хранителя сталкиваются как с библейским, так и с пастырским аргументом: зачем довольствоваться ни одним ангелом или, возможно, только одним ангелом, когда человеку нужно много больше помощи от Бога и он действительно получает ее через эту армию небесных слуг? В то же время Кальвин указывает, что нам не следует пытаться выяснить, как именно ангелы выполняют свою работу. Достаточно знать, что они назначены служить нам.36 Между прочим, Кальвин указывает, что мы обязаны делу Христа тем, что они служат нам, ибо из-за падения ангелы не имели с нами ничего общего, 37 но именно Христос примирил с нами ангелов.38 Таким образом, свидетельства из его «Комментариев к псалмам» подтверждают мнение, что Кальвин отводит более важное место ангелам, чем часто отмечают ученые-кальвинисты.39 «Комментарий» также ясно дает понять, что по сути Кальвин говорит то же самое, что и в «Наставлении», но в соответствии со своей аудиторией делает все это более практичным.

Заключение

Я начал с того, что точка зрения Кальвина на ангелов не является впечатляющей, и я по-прежнему убежден в этом выводе, но «зрелищность» - это субъективная характеристика и, по сути, мало что говорит. Взгляд Кальвина на ангелов на самом деле не впечатляет в том смысле, что он предлагает новое и неожиданное понимание мира ангелов или представляет впечатляющую и новую, реформированную ангелологию. Но с другой стороны, это можно назвать зрелищным в том смысле, что, по мнению Кальвина, ангелы играют большую роль в жизни верующего, чем можно было бы извлечь из духовности среднего реформатского верующего. Таким образом, продолжение исследования его работ и особенно его комментариев и проповедей существенно расширит наши знания о богословских мыслях Кальвина об ангелах.

1. Об исторических и теологических предпосылках размышлений Кальвина об ангелах см., в частности, Susan E. Schreiner, The Theater of His Glory: Nature & Natural Order in the Thought of John Calvin (Grand Rapids, MI: Baker, 1991), 39- 53.
2.См.: Хейко А. Оберман, Contra Vanam Curiositatem: Ein Kapitel der Theologie zwischen Seelenwinkel und Weltall (Z;rich: Theologischer Verlag, 1974).
3.Инст. I.14.3 (цитаты взяты из Бевериджа).
4.И все же Лютер отвергает все средневековые спекуляции об ангелах и больше занят дьяволом. О Лютере и его отношении к средневековой ангелологии см.: Сэмюэл, Кристофер Дж., «Небесные теологи: место ангелов в теологии Мартина Лютера» (2014). Диссертации (2009-). Статья 5.Знаменитый ученый-кальвинист Франсуа Вендель, например, пишет, что «продолжительность его развития не перестает удивлять», Calvin: Sources and development of его религиозной мысли (Париж, 1950), 127.
6. Herman J.Selderhuis , изд., Справочник Кальвина (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 2009), 199–205.
7.Инст. I.14.4
8. Там же, I.14.6
9. Там же, I.14.7
10. Там же, I.14.9.
11. Там же, I.14.13-19.
12. Стауффер Р. Бог, творение и провидение в проповеди Кальвина (Берн: Питер Ланг, 1978).
13. Эта часть во многом основана на моем «Богословии псалмов» Кальвина (Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic, 2007),
136–138.
14. Пс 89:7 (СО 31, 814).
15. Там же.
16. Пс 135:5 (СО 32, 358-9).
17. «...в ком сияет некая особая божественность...» Пс 97:7 (СО 32, 45).
18. «...потому что Бог излучает через Ангелов всю вселенную..., Пс 96:4 (СО 32, 38).
19. «...потому что они хорошо знают себя пред Богом и ангелами, и весьма довольны небесным театром...» Пс
118:5 (СО 32, 217).
20. Пс 135:5 (СО 32, 358-9).
21. Пс 89:7 (СО 31, 814).
22. Пс 96:4 (СО 32, 38).
23. Пс 112:5 (СО 32, 178).
24. Пс 103:19 (СО 32, 83).
25. Пс 18:11 (СО 31, 176).
26. Пс 78:44 (СО 31, 737).
27. Пс 35:4 (СО 31, 348).
28. Пс 34:8 (СО 31, 339).
29. «...по мере грубости нашей...» Пс 34:8 (СО 31, 339).
30. Пс 18:17 (СО 31, 178).
31. «...но нам даны служители и стражи на время работы», Пс 103:21 (СО 32, 83).
32. Пс 34:8 (СО 31, 339).
33. «...Ангелы... с которыми общая радость и поздравление во спасении Церкви», Пс. 89:6 (СО 31, 814).
34. Пс 90:11 (СО 32, 6).
35. «...не только поручает Он каждому человеку по одному ангелу, но повелевает воинству своему небесному заботиться о безопасности каждого из верных», Пс 91:11 (СО 32, 5).
36. Пс 91:11 (СО 32, 5-6).
37. «...и они не имеют к нам никакого отношения», Пс. 91:11 (СО 32, 6)
38. «Solus ergo Christus est, qui sublato dissidio angelos nobis conciliat…», Пс 91:11 (СО 32, 6).
39. «Конечно, ангелы появляются в его произведениях гораздо чаще, чем указывается в большей части вторичной литературы», Шрайнер, Театр, 52. JBTM 69

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn