В поисках себя. Глава 6

Олимпия Янковская
Я никогда не задумывался над тем, что я из себя представляю. Просто потому, что всегда знал, что я – ничтожный человек. Вы, может быть, удивитесь, что я так спокойно говорю об этом, но моё спокойствие связано лишь с тем, что я, ничего собой не представляя, знаю об этом и не пытаюсь восхвалять свою выдуманную значимость. Да, я – ничтожный человек. Ни больше, ни меньше. Почему ничтожный? А как можно назвать человека, не способного сделать в своей жизни ничего, даже сделать эту жизнь такой, какой хотел бы её видеть, если бы что-то хотел вообще.
О! То, что я не хочу ничего – тема для отдельного разговора. Впрочем, отсутствие желаний, которые другие люди вполне осознанно называют мечтами, – это, судя по всему, еще одна черта, говорящая о моей ничтожности. И я никак не могу вспомнить, когда наступил тот момент в моей жизни, в который я уже не хотел ничего. Также спокойно я могу признать, что я неудачник. Вы, может быть, спросите, как можно быть неудачником, когда ты и не пытался что-либо сделать? Разве это так называется? Да, вы правы, я просто ничтожный человек, не имеющий цели и мечты, проживающий отмерянное время, может быть даже занимающий чужое место на планете.
Но, и понимая это, я никак не могу что-либо изменить просто потому, что менять-то, по сути, и нечего. Вам интересно, как я стал таким? Вы, верно, по доброте своей или наивности полагаете, что это жизненные обстоятельства или какая-то душевная травма сделали меня таким? О, я вас уверяю, даже если я имел когда-то душевную травму, то она была не больше, чем у любого подростка, сталкивающегося с ситуацией неприятия или непонимания. Я думаю, что я просто родился таким. В час моего рождения Господь Бог решил, что должен родиться ничтожный человек, и вот он я – во всей красе, недовольно хмыкнувший и смотрящий полуслепыми еще глазами на новый мир, к приходу в который я оказался не готов. Впрочем, миру было абсолютно безразлично, поэтому дальнейшее моё существование мало чем отличалось от жизни миллионов таких же детей, родившихся в тот год, да и годом позже.
Я мог бы придумать бесконечное число причин, чтобы оправдать себя. Только зачем? Люди вообще имеют склонность обвинять кого-то в своих бедах – правительство, соседа, плохую погоду, да, мало ли что ещё взбредёт им в голову, ведь найти виноватого – первое дело в осознании проблемы. Будто, если мы найдём виноватого, проблема исчезнет или решится сама собой. Но это уже как въевшаяся в мозг привычка – ах, я опоздал на работу, виноваты все, кроме самого человека, который просто не встал на двадцать минут раньше. Но эта жертвенность, она умиляет. Чем бы ещё занимались люди, если бы не имели привычки искать виноватых?
Вот вы, например, тоже наверняка хоть раз в жизни, но занимались этим благодарным делом, очищающим душу от скверны, которую можно переложить на кого-то другого с чистой совестью? Улыбаетесь? Так я попал в точку? Впрочем, это случайность, так как я не умею судить о людях, не имею склонности, так сказать, а может быть, таланта. У меня есть знакомая – такой доморощенный психолог, которая умеет рассмотреть в человеке бесчисленное число признаков, причинно-следственных связей и обосновать все его поступки от рождения. И она так упивается этим своим талантом, будто это помогает ей не связываться с откровенными мошенниками или не окружать себя исключительно мелкими людишками с мелкими душонками, хотя, вполне вероятно, что такое окружение помогает ей оттачивать психологический талант на практике. Да, люди в большинстве своём противоречивы – говорят одно, а делают совершенно другое. Я даже думаю иногда, что люди – самые отвратительные создания на Земле. Да, в том числе и я. А что во мне хорошего?
Знаете, я мог бы записать в свои активы хотя бы то, что смотрю на себя без лишней экзальтированности, как бывает иногда, человек делает что-то, а потом упивается содеянным, хвалит себя, создавая в своей голове эдакий образ порядочного и хорошего человека, который способен на Поступок. А я вот совершенно не уверен, что я – хороший человек. А как мы можем это проверить? Вот, например, этот прохожий, что помогает перейти старушке через улицу – благородный рыцарь, а он всего лишь хочет покрасоваться перед той немолодой мамашей, которая пытается поучать своего сына, для чего, с минуту пошарив глазами по полупустой улице, быстро находит пример в виде стареющего и лысеющего Айвенго. Все эти поступки в большинстве своём не идут от чистого сердца, как мне кажется. Но, может быть, я ошибаюсь, и этот хороший человек в полинялом плаще действительно хочет помочь старушке. В этом мире всё так обманчиво – одни люди убивают других ради торжества справедливости, конечно же, в их понимании, поэтому могу ли я удивляться тому, что этот 50-летний рыцарь пойдёт, наконец, на свидание сегодня вечером, потому что старушка успешно перешла с одной стороны оживлённого бульвара на другую – видите, какие закономерности иногда возникают в этом мире.
Но более всего мне нравится то, как люди оправдывают себя – да, им мало найти виноватого, им требуется ещё и обелить себя, чтобы предстать перед всем светом безгрешным ангелом с совершенно потерянной, блуждающей улыбкой, подтверждающей их правоту. Люди вообще эгоистичны по своей природе. Вот вы, например, знаете хоть одного альтруиста? Того, кто бы сделал что-нибудь не ради себя, а ради другого? Вы вот задумались сейчас. Впрочем, и я не знаю. Все, абсолютно все поступки продиктованы собственным интересом – даже быть нужным кому-то – чем не интерес? Но особенно любят свою исключительность и значимость – Я играю важную роль. О, с какими словами, с каким выражением лица это произносится, даже с придыханием, кто-то играет важную роль в жизни другого, кому-то что-то доверили. Но ради чего? Этот прогнивший насквозь мир не доверяет кому-то что-то просто так, тебе доверили нести этот сосуд только потому, что ты на это только и способен, тебя нужно занять, отвлечь, найти то, что поможет тебе провести Время. И каждый с удовольствием бросается в этот омут исключительности и значимости, самообмана, так как люди предпочитают быть слепыми.
Впрочем, стоит ли рассуждать о человеческих пороках в такой прекрасный день. Не желаете ли сыграть в шахматы? Знаете ли, я всегда ношу с собой, так как никогда не знаю заранее, где и с кем меня сведёт судьба, может быть, даже удастся сыграть партию. Почему чёрные? Редко бывает так, что человек предпочитает уступить ход другому – это или от скромности, или от глупости, или от хитрости. Вот у вас, например, какая причина? Ну, право же, не стоит обращать большое внимание на мои слова. Мало того, что мы с вами застигнуты обстоятельствами в весьма сомнительном месте, так к тому же я вас ознакомил с моей натурой, которая заслуживает лишь лёгкого презрения, а то и вовсе равнодушного созерцания. Хотя, равнодушно созерцать можно какое-нибудь чудо природы, к коим я никак не отношусь, ибо представитель моего вида – довольно распространённое явление, только вот многие мимикрируют. Знаете, как рыбки под цвет кораллового рифа – вот он я, и, раз, нет меня, затерялся среди толпы, слился с толпой, стал толпой. Но таких большинство, они, что я вполне допускаю, и не осознают даже свою ничтожность, так ведь легче, не правда ли. Вы представьте только какого-нибудь обычного клерка, каждый день спешащего на работу, живущего по распорядку – дом, работа, отход ко сну в одно и то же время, потому что вставать приходится рано, чем-нибудь разукрашенные выходные, отпуск в одном и том же месте. А если он ещё отягощён женой и детьми – так это просто песня, здесь всё расписано по годам, начиная от первого дня рождения и заканчивая получением университетского диплома младшим сыном – да, да, непременно университетского. Вы думаете, наверно, что я циник. Может быть, но это, тем не менее, не мешает мне любить детей, они ещё не знают, что после получения этого самого университетского диплома они превратятся в клерков. Они столь чисты и непосредственны, что мне жаль, когда я представляю себе их взрослую жизнь. Вы думаете, что я – один из таких клерков? И вы правы, впрочем, что можно было ещё ожидать от ничтожного человека. Вы съели мою пешку, мне приятно, что я имею достойного соперника.
Вы думаете, у каждого человека есть таланты? Да, вы идеалист, хотя я тоже был когда-то идеалистом. Довольно размытое понятие, я вам скажу. Но особенно неприятно становится, когда отчётливо понимаешь, что всё это пшик. Колосс на глиняных ногах. Крепкое здание, возведённое на ломком фундаменте. В этом мире можно и нужно быть циником и реалистом, чтобы не было больно от осознания того факта, что то, во что верил всю жизнь, растоптано и сметено слишком быстро. Да, разочарования – это больно. Особенно я любил когда-то наделять людей несуществующими качествами – добротой, миролюбием, пониманием, честью и совестью. Мне кажется только, что в процессе эволюции человечество с лёгкостью избавилось от них, как затрудняющих дальнейшее развитие. Но, самое интересное, что под развитием понималось исключительно личное обогащение, для которого все эти качества оказались просто ненужными атавизмами.
Вообще, люди – довольно занятные создания. Так уж вышло, что я каждый раз сталкиваюсь с ними при разных обстоятельствах, но какой это богатый материал для изучения, вы даже представить себе не можете. О, да вы делаете успехи, скоро мне будет поставлен мат, но сейчас вы подставили под удар своего коня, видимо, намеренно, но я, конечно же, не без умысла, съем вашего коня с превеликим удовольствием. Так о чём мы говорили? О том, как интересно изучать людей? Да, да, мне даже кажется иногда, что наша планета – это чей-то виварий, и мы все здесь подопытные, а кто-то сверху под лупой рассматривает этот человеческий муравейник каждый день и делает записи о том, как же развивается этот непонятный организм. Мы – колонии бактерий для кого-то с огромным микроскопом. И, как мне кажется, этот кто-то видит только, как эти колонии становятся многочисленней, убивая отходами своей жизнедеятельности то тело, в котором они живут. Уж для меня совершенно точно, что люди – это колонии стафилококков в организме нашей планеты. Вы не видели никогда стафилококки под микроскопом? Они удивительно красивы, напоминают гроздья винограда, и при этом выделяют смертоносный токсин. Ничего не напоминает?