Реальность

Игорь Клюев 2
«То, что мы зовем реальностью, есть определенное соотношение ощущений и воспоминаний, одновременно обступающих нас, единственное подлинное соотношение, которое должен уловить писатель, чтобы суметь навеки связать своей фразой два его различных элемента. Можно в нескончаемых описаниях перечислять имеющиеся в данном месте предметы, но правда начнется, только когда писатель возьмет два разных предмета и заключит их в неотменимые оковы своего искусства, или даже когда, подобно самой жизни, сравнив сходные качества двух ощущений, он заставит проявиться их природную сущность, соединив их в одной метафоре, чтобы избавить от случайностей времени, и свяжет их с помощью вневременных слов» - так определял реальность Марсель Пруст.

В сборнике статей «Духовная энергия» Анри Бергсон раскрывает этот механизм - как длительность восприятий прошлого, накопленная памятью определяет видение настоящего.

По опыту жизни мы знаем, как отличается реальность для разных людей. Полученный человеком опыт в прошлом определяет видение настоящего. Удивительно не то, что люди не понимают друг друга, а то, что иногда понимают.

Ведь это же загадка, как люди с разным прошлом, вдруг, видят что-то созвучно.

Как это вообще возможно?

Разве что, если видеть мир как неоплатоники - как единую душу с разными вариациями в виде как будто бы отдельных личностей. Что разделённость людей - иллюзия мы понимаем в опыте любви, реально объединяющей тела, разделённые в пространстве, в общую душу.

Мы чувствуем это единство по одновременно приходящим мыслям, по внутреннему знанию, что происходит с человеком, находящимся за много километров  от нас.

И наоборот - как далеки бывают слипающиеся в близости тела людей с разных планет. Не только близи, но и дали есть в реальности отношений.

А писатель, обобщающий в метафоре воспоминания и ощущения, словно погружает их в янтарную смолу вечности.