Москва - ссср - Россия

Лидия Калашникова
МОСКВА - СССР

Шли пятидесятые годы 20 века.

Впервые в Москве я оказалась лет десяти. Мы приехали с тетей Аней на пути к родным в город Калинин (ныне Тверь).
Приехали на поезде на Казанский вокзал. Воспоминания о поездки были яркими. Мы ехали в плацкартном вагоне, паровоз частенько гудел, в окна залетали частички угля, от чего на наволочках  оставались черные следы. На некоторых станция он останавливался не только для посадки и высадки пассажиров, но и по техническим нуждам. Заливалась вода, возможно и уголь пополнялся. В те годы еще на платформе были краны с кипятком, как в годы прошлые, знакомые по фильмам. В поезде был вагон-ресторан, где можно было покушать разные блюда, к тому же периодически через все вагоны проходили официантки, которые разносили еду (это были и супы, и второе и все прочее), что расфасованы были в специальную, не одноразовую посуду. Посуду позднее собирали и уносили мыть. А кондуктора угощали всех желающих чаем в стаканах с подстаканниками. Но зачастую пассажиры ехали со своими продуктами, а еще на стоянках жители тех городов и станций, что проезжали что-то-то продавали свежее. Горячая картошечка отварная и укропчиком, овощи, фрукты, пирожки с разной начинкой.
Поезда ехали дольше до Москвы, чем сейчас, но это не пугало. На вокзале мы с тетей перекусили. Она купила мне торт Наполеон. Очень было вкусно, но я смущалась от того, что он сыпался на мою одежду крошками. В зале ожидания, где мы сидели было не так, как сейчас, а более уютно и красиво. Сейчас мне совсем не нравится внутри Казанского вокзала. К счастью он так же красив, как прежде, а еще если выйти, то можно рядом покушать вкусно и удобно, как в Вареничной легендарной.
Выйдя с вокзала, мы записались на автобусную экскурсию по городу. Вот это у меня особых впечатлений не оставило, как это было бы сейчас. Просто помню, что были мы на Красной площади. Насколько помню, в ГУМе мы тоже были, это было не забыть, так как подобных торговых центров у нас на Алтае не было.
Возвратившись на Комсомольскую площадь, мы отправились на пригородном поезде в Калинин к родным.

1965 год
В 1965 году я тоже была проездом в Москве. Останавливались у знакомых в районе Кузьминок. Семья была интересной, гостей из Сибири привечали, что хозяин Батанин дядя Саша, как мы его знали, был родом из Новосибирска. Он был профессиональным художником, реставратором, после войны участвовал в реставрации Сикстинской мадонны и других картин. Жена его Татьяна, была его фронтовой подругой. Их дочь завершала учебу в институте с профессией по микроэлектронике. Зная это, мне удивительно, что упустили мы эту отрасль промышленности.
Мне нравилось ходить по Москве пешком, и эти прогулки запомнились своими ощущениями иной Москвы, которой мне сейчас не хватает. Я не имею в виду центр Москвы в районе Арбата.
Самые прекрасные впечатления – это московское метро. Эти подземные дворцы мне нравились и нравятся сейчас, вызывая восхищение.

1975-1977 годы
В 1975 и в 1977 годах я тоже была проездом в Москве на пути в Командировку в Ростов-на-Дону, на повышение квалификации в Серебряный бор и на отдых в Геленджик. Тут уже на самолетах стали летать.
Такие остановки не давали возможности достаточно познакомиться с Москвой и оставляли не те впечатления, потому что была одна забота, что-то купить домой, а потому путешествовала по ГУМу, Детскому миру и другим местам, где моно сделать нужные покупки.
И все же где-то я бывала и что-то увидела.
Я побывала в Третьяковской галерее, где картины из тех, что мы знали по школе. А я сама любила рисовать, потому, кое-что, я знала, любила и хотела увидеть. Наверняка и в Кремле была, так как помню, что хотелось попасть в Оружейную палату, но летом было закрыто. Побывала на ВДНХ. Впечатления были такие, что хотелось туда еще.
Но каждый раз, когда я бывала в Москве,  старалась побывать у родных в городе Калинине. Хотя бы ночку провести там, пообщаться с сестрами.

1978 год
Однажды повезло побыть в Москве дольше. Я была в командировке на повышении квалификации целых две недели. Со мной была дочь, которой тогда было лет 12. Мы жили в общежитии в Филях на улице Барклая де Толли, спали на одной кровати, хотя, конечно, посторонним быть в общежитии не разрешалось. Обошлось. В комнате нас было человек десять, наверное. Кушали чаще в комнате. Был у нас электрический чайник, в котором можно было сварить яйца, можно даже пельмени, но каждый раз мыть чайник и пить из него чай.
В свободное время нам организовывали экскурсии, и сами мы куда-то отправлялись. Дочка побывала в музее имени Ленина, но особых впечатлений не осталось от этого посещения, у нее спустя годы. Сходили мы в этот раз в Мавзолей В.И.Ленина. Длинная очередь и быстрый проход у гроба в полутемном помещении. Нужно ли это? Благо, что место это ниже уровня земли, а то хорошего мало. Сейчас могу вспомнить о Тамерлане и легенду, связанную с его походом до Ельца на пути в Москву и вскрытием его могилы перед войной 1941-45 года.
Конечно же, мы были в Кремле и на ВДНХ, такие места показать дочке я должна была обязательно.
Зато мы побывали на Бородинской панораме. Впечатлений от этого было столько, что остались и сейчас. Бывали мы в театрах наверное пару раз, ходили купаться и загорать где-то поблизости от того места, где жили.
Как обычно ездили в выходной в Калинин, где нам в тот год устроили небольшую экскурсию по городу. Мы вместе с родными побывали на набережной, фотографировались возле памятника Пушкину, побывали у мемориала ко Дню Победы, который тогда был еще новый. Там звучала музыка, и впечатления она увеличивала.

1987 год
В 1987 году тоже проездом с покупками и за покупками. Потому все эти годы Москва казалась суетной и красот особых не замечали. Пели о ней песни, знали, что Москва – столица, моя Москва и отношение было скорее дежурное какое-то к ней. Наверное, и у других, живущих от Москвы далеко, было примерно такое отношение к ней. Остановиться, и пожить в ней дольше не было, потому, наверное, и по Золотому кольцу не ездили достаточно часто.
А вскоре нагрянули тяжкие 90-е годы, когда мы не ездили по разным причинам куда-то, включая Москву, да и не тянуло. Письма тоже стали писать реже. Рвались связи между людьми. Москва жила, регистрируя бизнес у себя и получая налоги, а в Сибири завод за заводом переставали работать, использовались лишь их площади.

2012 год
В декабре 2012 мне досталась командировка в Тверь, а иначе чем через Москву никак, но опять же проездом от аэропорта до Комсомольской площади, чтоб с Ленинградского вокзала отправиться на электричке в Тверь. Обратно так же. Получилось, что мне удалось побывать в Твери, где не была более 30 лет, не видела своих родных, которые там живут... Рада случившемуся безгранично, так как поездка туда - моя мечта... и вот... она осуществилась!!! Кроме прогулки по Твери, я еще встретилась с другом по интернету Сергеем Можаевым, замечательным человеком.
Так что и конец света 21 декабря 2012 года был там, и это событие стало для меня знаменательным... был ли конец... не знаю, но было новое начало, ведь конец и начало... как лента фотоальбома... плавно перетекают друг в друга...

2013 год
Я запланировала поездку в Европу, мою первую заграничную поездку. Договорилась с подругой московской Иришкой Ермаковой встретиться и ночевать у нее в Чертаново. Так я смогла увидеть другую Москву.
Но началось все с того, что друг по Интернету Сергей Скала встретил меня в аэропорту и мы с ним покатались по центру Москвы, по набережным, нашли место стоянки в переулках Арбата, где гуляли, пока Иришка была на работе. Я этому была рада - просто нет слов таких... моя благодарность и радость встречи была просто огромной... была и есть и будет!!! Люблю я своих друзей... а они порой такие настоящие!!!! Самые настоящие!!!!
Мы гуляли по Арбату... пускали самолетики у стены Цоя, фотографировалась с Окуджавой, Пушкиным с Натали и еще много где, ходили и ездили по набережной... были в музей Пушкина на Арбате... Пушкин был все время рядом во время моего отпуска... почему-то...
Когда освободилась Иришка Ермакова, мы отправились к ней домой на Чертаново... двигались по карте и связи по навигатору... Захватили вина и торт для нас с Иришкой, чтобы мы могли отметить нашу долгожданную встречу. Вечером мы все гуляли в парке, что рядом...
О чем мы все говорили??? О разном... о дружбе реальной и виртуальной, о поэзии и всем что с этим связано... о жизни... Вечером пришел сынок Иришки Саша... ночью мы делили с ним одну комнату))))
Когда все разошлись, поболтали с Ирочкой, секретничали... утром она накормила меня на дорожку и отправила меня в аэропорт, где меня ждал тур по Европе... новые встречи с друзьями... Тогда я еще не знала, что не все они случатся... но полна была надеждами ожиданиями сбычи моих мечт)))

2014 год
На следующий год у меня был тур в Скандинавию, и я поехала через Москву поездом.
В Москву приехала рано утром и сразу уехала в Тверь, к сестрам, а когда вернулась 2 мая вновь, чтобы продолжать свой тур-вояж, то стала ждать на московском перроне Женю Шарову, с которой тоже созвонились. Она прибежала с мужем, Федором, который нас фотографировал, помогал мне перенести вещи и обустроиться в вагоне! Это - такая замечательная супружеская пара, о которой можно говорить и говорить, ведь так здорово, быть одной командой, иметь общие интересы и понимание!!! Надеюсь, что мы еще встретимся при моей очередной поездке в Москву.

2015 год
Летела через Москву в Симферополь, ведь Крым уже был наш, надеялась в Шереметьево с кем-нибудь из друзей встретиться – не случилось. Город встретил меня ливнем.
Так вот много раз бывала в Москве, ничего не видя, или глядя в окно поезда или иллюминатор самолета.

2016 год
Годы идут, и решила, что пора по Золотому кольцу проехать, повидать древнюю нашу Русь-Россию.
А было так... прилетела в Домодедово и оттуда отправилась на площадь 3-х вокзалов... Комсомольскую, где забронировала место в хостеле (оно позади гостиницы Ленинградской), что в одной  высоток... Позднее я узнала об экскурсия, которая есть туда со Светланой Килиной, но я вряд ли пошла бы – дорого.
Немного об этой знакомой мне с детства площади, самую чуть, ведь здесь железнодорожный вокзал, куда прибывают поезда из Барнаула (Казанский) и здесь Ленинградский, откуда можно уехать в Тверь, где живут мои родные, рядом Ярославский...  Добавить могу лишь, что когда-то давно этот вокзал назывался Рязанским.
На площади можно познакомиться с историей железных дорог в России, с архитекторами, что приложили свою талантливую руку к строениям. Есть Бюсты архитектора Тон К.А. (Ленинградский, Ярославский), Щусева А.В. (Казанский вокзал), есть памятник одному из министров, как оценка его значительного вклада в создание железных дорог Мельникова П.П.
Сюда я возвращалась всегда и всегда любовалась красотой Казанского вокзала.
Отсюда я отправлялась в путь по Москве... И прежде всего я отправилась через метро, краше которого, думаю, нет... в сторону Кремля.
Выйдя из метро, встречаюсь с Достоевским. Он рядом с библиотекой им. Ленина... Да, там, в центре все рядом, не так важно куда прошел, а оттуда отправляюсь к Александровскому саду, через который попадаю на территорию Кремля и, конечно, встречаюсь с радостью с Александром 1, Благословенным... Вообще гулять по Александровскому сады - удовольствие... делаю много фоток, но больше для себя...
Успенский собор 1475г... важное место России с давних времен... Благовещенский собор... в каждом свои реликвии... Церковь Ризоположения 1485г. Колокольня Василия Великого.

Важных, интересных мест здесь много... но не могу не показать лестницу с моими львами... мы видим ее по ТВ пушки, Царь-колокол... все это на месте и я в этом убедилась, только я подросла с тех пор, как впервые здесь побывала... доросла до обломочка Царь-колокола (1733г. весом 200т.)...
Прошлась, поглядела, как выглядело в этот день место, где когда-то были разрушенные после революции монастыри в Кремле. Грустно. Но сейчас это место музейное.
Волей случая я попала на выступление президентского полка... Оно бывает по субботам в 12 часов. Зрители ждали... москвичи и туристы... стала ждать и я. Вначале вышел оркестр с музыкой... и остановился в нужном месте, затем знаменная группа... а дальше конные и пешие... президентский полк...
Церемониальный развод конных и пеших караулов Президентского полка. Маршировали, перестраивались, играли оружием... пешие и конные... Это надо видеть...
Я поглядела на Москву-реку сверху... полюбовалась цветами, цветущими кустами... куполами храмов на территории Кремля, побывала в самих храмах, куда был допуск... Вышла на Красную площадь через Спасские ворота... впервые... Сейчас надвратные иконы установлены, надо было бы и надо будет креститься, проходя под башнями Кремля. Но я заметила, что креститься начали раньше, Шойгу перед парадом, проезжая там крестился.
Не могла не отправиться к красе нашей этому храму, родившемуся в 1555г., к памятнику, что все мы видим и олицетворяем с Москвой... Покровский собор или Храм Василия Блаженного, как чаще называют, я очень люблю. Любоваться храмом можно бесконечно... с разных точек - свой вид... Внутри много чего интересного, но там я снимала мало... Он – филиал Исторического музея. Очень понравилось мне в зале скульптуры деревянной..., некоторые композиции оставили сильнейшее впечатление.
Дальше я отправилась в сторону Зарядья... где история города... к улице Варварка, места, откуда Москва и началась... Там стройка всюду... но есть что увидеть, при желании!
А отправилась я, чтобы увидеть палаты, связанные с Домом Романовых... первых Романовых... Оказалось, что это не так просто... вход был рядом с храмом святого Георгия... воссоздана обстановка этого дома...
где-то можно было посидеть на лавке... прочувствовать... Я посидела в столовой... А это из комнаты сыновей пару снимков... Мне там понравилось очень, т.к. я люблю музеи именно такого рода. Такие музеи называют атмосферными, дающими возможность отправиться в другое время, в прошлое.
Дальше путь мой лежал в Китай-город... со снятыми мной отдельными домами... храмами, Синагогой... местом обитания каких-то министерств, администрации Президента РФ...
Здесь памятник, который обошла со всех сторон, он в честь победы над Плевной... во славу русского оружия.
Погуляла по это старой части города, я поняла, что хочу туда возвращаться еще и еще. Неслучайно там снимают фильмы, показывая нам прошлое Москвы.
Усталая после бессонной ночи и впечатлений от прогулки по Москве, я отправилась отдыхать в хостел...
Вечером первого дня позвонила своим московским друзьям, прежде чем уснуть... А на следующий день, как и планировала, с утра пораньше отправилась в Храм Христа Спасителя... путь туда не был легким (в метро упала, зашиблась порядком)... но я не привыкла менять свои планы по пустякам...
Добравшись до Александровского сада... я отправилась по набережной к Храму Христа спасителя, любуясь на город, реку... театр Эстрады... все, что видела, включая памятник Петру первому на паруснике. Говорят издали не те впечатления. Придется как-нибудь подобраться ближе и сфотаться там.
Вот патриарший мостик и Храм... До службы еще было много времени, и потому бродила вокруг и любовалась... Снимков сделала много, ведь это и произведение искусства. Барельефы от бывшего храма в Донском монастыре вроде бы.
Общий вид, отдельные фигуры, парные, композиции и все это хочется смотреть и смотреть... не уставая...
Побывала на службе... потом спустилась в Церковь Преображения этажом ниже... есть вход внутри и снаружи...
потом спустилась в Музей патриарший... с прекрасными древними иконами...
Пообщалась со служительницами храма, за которыми наблюдала во время сбора пожертвований... Они оказались не против того, чтоб их сфотала. Мне это очень приятно.
Когда гуляла вокруг после службы, позвонила подруга Людмила Аристархова, и мы назначили встречу здесь, у храма, где и гуляли вместе... Она лучше знала это место вокруг храма, фотала в этой красоте. Цвела бурно сирень и другие цветы. Красота. Очень мило в саду, где памятник царю Александру 2..
Потом мы прогулялись по Гоголевскому бульвару, прошлись по Арбату (о фестивале рыбы узнала от москвички в Кремле), общаясь впервые в реали...
С метро Смоленское мы двинулись туда, где мне хотелось побывать давно... в Царицыно... А дальше живописные ворота, арки, мосты, здания... парк и пруды... повстречалась с гениальными архитекторам, создавшими эту красоту Баженовым и Казаковыми и сфоталась с ними...
руин в те времена не было, а потому их делали искусственно, для живописности... мосты всюду разные... для украшения и для надобности...
гуляли по парку средь многочисленных прудов... а это всегда живописно: цветы, кусты, вода, утки, лебеди!!!
Вечерело и мы с Людой отправились... на концерт в Китай-город... в евангельско-лютеранскую церковь святых Петра и Павла 1903г. орган периодически сопровождала флейта...
К сожалению, мы с Людочкой не сфотались за весь день вместе, то сделали это здесь, но, увы... неудачно, о чем я сожалею очень... Хочется надеяться, что это - не последняя наша встреча в Москве или на Алтае!!!
Зато мы столько говорили, что отношения наши вышли на новые рубежи!!!
А утром, уже в третий день в Москве, меня ждала встреча с Лорой Беловой, которая когда-то жила в Братске, но перебралась в Подмосковье... Она отпросилась с работы ради встречи, и мы наконец-то встретились в реали и пообщались перед моим отъездом в Тверь... Встреча состоялась между Ленинградским и Ярославским вокзалом.
Как я рада встречам с подругами словами не выразить!!!! Я просто счастлива!!!

27 мая я отправилась в Москву, так как назавтра у меня отправление в тур поездку, а вечером предстояло отправиться в Большой театр. По прибытии на Ленинградский вокзал я отправилась в хостел, что сзади гостиницы Ленинградская, чтобы оставить вещи... а дальше погулять по Москве перед спектаклем, который я себе намечтала.
Конечно же, я была в окрестностях театра, гуляла, сидела на лавочке у фонтана, просто расслаблялась в предвкушении. Наконец решаю остановиться у Большого театра. Наконец решаю остановиться у Большого театра, наблюдаю за людьми, голубями, греюсь на солнышке... наблюдаю за людьми, голубями, греюсь на солнышке...
В Метро до Александровского сада и вот... Александровский сад, неподалеку грот... конечно, я поднялась вверх ко львам, что его охраняют... Манежная площадь. Канал, фонтаны, сказочные фигуры - я попала в сказку...
Вот он - один из символов защиты России святой Георгий, он всюду.
Духовное всегда рядом... Памятник патриарху Ермогену, барельефы…
И патриотичное - тоже... ведь памятник неизвестному солдату, города герои... Как много их в России и за ее пределами... Мы чтим их все... маршал Жуков... его роль в нашей победе велика!
Вхожу на Красную площадь и сворачиваю влево... просто гуляя по Москве.
Никольская улица, Казанский храм и другие улицы.
Наконец можно входить в театр и осмотреться внутри... После реконструкции императорские фойе тоже открыли и еще открыли музей... информация, афиши, фотографии, костюмы... А в зале императорская ложа, поддерживаемая крепкими руками... Хочу отметить, что Большой театр в Москве появился в 1776 году.
Я смотрела Бориса Годунова - народную музыкальную драму в 4 действиях по драме П. Пушкина с музыкой и либретто М. Мусорского с редакцией и инструментовкой Н. Римского-Корсакова. Впервые спектакль был в 1888 году, возобновился в 1948, а затем в 2011. Дирижер-постановщик Николай Голованов, режиссер-постановщик Леонид Бархатов, балетмейстер Леонид Лавровский - народные артисты СССР, а художник Федор Федоровский - народный художник СССР. Не могу обо всем этом не сказать, так как этот спектакль - событие, о котором буду помнить всегда, столь сильны были впечатления у меня и моих соседей по ложе (англичанка, что сидела справа и с которой мы делились впечатлениями), да и весь зал. Среди артистов был народный артист Украины Тарас Штонда в роли Бориса Годунова и множество заслуженных артистов России. От игры Богдана Волкова (юродивый) зал был в особом восторге! В спектакле принимали участие дети - хор Большого театра.
Массовые сцены были просто супер, и без слез смотреть и слушать было невозможно. Причем такие же впечатления были у моей англичанки. Либретто было у всех и на экране, перевод на английский текстов происходил. Но опера - это можно и без слов понимать. О спектакле можно говорить только с восторгом, который словами не передать. Голоса, музыка, костюмы, декорации - все было великолепным. Жаль нельзя было снимать, но кое-кто на планшеты, конечно, снимал...
Я себе ничего подобного позволить не могу, а потому только вот такая фотка...
Вечер был прекрасным, теплым, всюду иллюминация, но спектакль закончился очень поздно, и нужно было спешить в метро и домой в хостел, который был сзади гостиницы Ленинградской, той высотки, что на Комсомольской площади.