Мой любимый спаниель

Ковалев Сергей Борисович
 Рассказ о друге.

 ... Он сидел на подоконнике окна, с которого открывалась панорама всего нашего двора, и его он считал исключительно своим.
 Я подхожу к нему сзади, глажу его по начинающейся кудрявиться голове после последней стрижки, но он почти не реагирует на мою ласку, лишь чуть кивнув  головой в мою сторону. Его напряжённый взгляд устремлен куда-то в ближайшие кусты вишни, растущие через тротуар от дома.

 Боясь взрыва его собачьих эмоций, которые могут продолжаться довольно долго и очень громко, я чешу  за его длинными ушами, но это тоже не помогает. Его передние лапы подрагивают, а короткий хвост от возбуждения начинает бешено мотаться из стороны в сторону.

 "Не мешай, хозяин, ты же человек, ты же умный, не видишь что ли, я работаю!" - читаю я в его немигающих глазах и только сейчас замечаю, как из качающихся кустов не спеша, вальяжно выходит чёрный кот. С белыми лапами грудкой, видя нас через стекло окна, кот медленно пересекает дорожку.  Пользуясь своей безнаказанностью, он заходит на клумбу, под самым нашим окном, посаженную его любимой бабой Светой.

 Возмущению моего спаниеля нет предела - он вскакивает на все свои четыре лапы, при этом не поднимая шума, ведь изначально он – охотничья собака и обязан сдерживать свои собачьи эмоции!

   - Держи себя в руках, тьфу ты, лапах, не нарушай спокойствие нашего дома! - прошу я напоследок Вильсона и направляюсь на кухню, где варится ему ужин из гречки  и куриных горлышек.

 Моргнув глазами, он соглашается с моей просьбой соблюдать тишину и, когда я через 5 минут возвращаюсь в комнату, он уже находит другой объект охоты и бегает по комнатам, гоняясь за всем, что летает, и этим гася свой охотничий инстинкт.

 …Я всегда поражался его звериному слуху, когда он из соседней комнаты прибегал, услышав как я, пытаясь немного прибраться, собирал на подстилку разбросанные по комнате его игрушки.
  А по комариному писку он безошибочно определяет его местонахождение в комнате и мгновенно атакует.  Вилсон знает, что комары для его хозяев – зло и их надо обязательно истреблять!

 Я восхищаюсь его нюхом, когда спрятанный от него пустой пакетик чая в соседней комнате под ковром, он находит за 30 секунд и торжественно отдаёт его тому, кто его прятал!
 За это он получает всегда в виде награды кусочек печенья.

 Я понимаю, что порода английских спаниелей, выведенная на туманном Альбионе, по задумке их создателей, должна  приносить, в том  числе, и пользу государству.  В них был заложен сыскной ген уже в крови, учить их этому не надо, и поэтому на своей исторической родине их используют для поиска наркотиков на вокзалах, в аэропортах. Всё-таки не зря их нюх в 40 раз превосходит человеческое обоняние!
 Поэтому я с чистой  совестью дал своему спаниелю вторую кличку - "Сыщик".

 Обременённый этим талантом наш славный Вильсон не может отказать себе в удовольствии заглянуть и понюхать содержимое хозяйственных продуктовых сумок, стоящих на земле рядом с женщинами, мирно беседующими на скамеечке около дома.

 На этот случай у меня заготовлена фраза и когда удивление женщин достигает апогея, я их успокаиваю:
 - Не бойтесь, гражданочки, Вильсон ищет не еду, он хорошо питается дома, он по основной профессии - сыщик и сейчас проверил вас на наличие в ваших сумках наркотиков! А раз он не подал мне сигнал, значит он не нашёл их!
 Всем становится весело, женщины широко улыбаются, хихикают, говоря, что их впервые в жизни обыскали и облегчённо вздохнув, что у них ничего криминального не нашли, обычно задают вопрос, к которому я тоже готов:

 - А какой сигнал он вам подаст, когда что-нибудь найдёт?

 На волне всеобщего позитива я даю волю своей фантазии и убиваю в конец  своих слушателей:
 - Как обычная охотничья собака при обнаружении чего-либо подозрительного, он обычно делает стойку, но так как он необычный пес, то он сообщает мне дополнительную информацию лаем: марихуана - один раз, кокаин - два раза, героин - три!!!

 Теперь, пока женщины не поняли, что последнее - это шутка, я оставляю их с раскрытыми ртами, а мы с Вильсоном быстро удаляемся в поисках новых приключений...

 Ещё мой весёлый спаниель любит немножко попугать молоденьких, симпатичных девушек, тыкаясь своим холодным носом в их голые ноги. Я, увидев, что они лишь вздрогнули, но не испугались, голосом волшебника, раздающего счастье хорошим людям, торжественно объявляю им:
- Не бойтесь, Вильсон - добрый и щедрый, и тому, кого он отметил  своим носом, сегодня будет сопутствовать удача!

 Этим остаются довольны все: и я, придумавший эту шутку, и Вильсон, глядя на их реакцию, ну и, конечно же, девчонки, которые не прочь сегодня получить пятёрку в школе!!


 ... Давно, лет 30 назад , нам подарили русского спаниеля, девочку, мы её назвали Ладой. Она была чёрной, как смоль с белой звёздочкой на груди и так же, как  Вильсон, соответствовала характеристикам всех спаниелей, которые мы нашли в литературе: охотничья, водоплавающая, миролюбивая, безумно любящая своих хозяев и не переносящая разлуку с ними.

 Она прожила у нас 15 лет, была любимицей всей нашей семьи. Она сплавлялась на резиновой лодке со мной и детьми, её похищали бомжи, но мои дети отбивали  её у них.  Один раз  на сборе грибов в лесу она поранила  себе глаза о высокую траву, боясь потерять из вида кого-либо из семьи. Уже совершенно слепая, Лада  не превратилась на старости лет в немощную клячу и до самой смерти подолгу гуляла самостоятельно по двору, всегда находя дорогу домой даже в полной темноте. Достаточно было вечером только выпустить её из квартиры, а через полчаса, погуляв, она уже скреблась в дверь - домофонов в то время не было.

 Правда для подстраховки мои дети привязывали к её ошейнику колокольчик и, выходя на балкон, можно было всегда по его звону определить, в какой части двора она сейчас гуляет.

 Про неё у меня написано несколько рассказов, самый удачный из них - "Собачьи истории"…

 ... Но возвратимся к нашему теперь уже английскому спаниелю Вильсону.
  Когда в нашей семье возникло желание завести ещё раз собаку, то по её породе у нас не было двух мнений: только спаниель. И за щенком моему сыну пришлось ехать за 100 км, в Горно-Алтайск.

 Спаниель был английский и очень красивый: как и Лада, он был чёрной масти, на ногах - кофейные сапожки, подпалины такого же цвета над глазами. Аристократические светлые бакенбарды и редкая бородка из жёстких волосков, по нашему мнению, служила ему антенной.

 Какие сигналы она ловит, мы не знаем до сих пор, но охраняет он её, как зеницу ока и не даёт её потрогать даже его любимой хозяйке - бабе Свете. Когда она уходит в магазин за продуктами, он дожидается её на подоконнике, не сводя глаз с дорожки, по которой она ушла.
 А если её долго нет, то Вилсон от нетерпения начинает перебирать лапами и тихонько подвывать.

 А ещё у него есть то, чего нет у других собак в округе: спустя 3 месяца после очередной стрижки у него появляются кудри, особенно на голове и длинных ушах, которые, вероятно, нравятся ему самому и расстаётся он с ними у собачьего парикмахера с боем.

 Как говорит сын, брадобрей после стрижки бывает весь красный и потный! Приходится сыну добавлять ему "чаевые" за Вильсона.

 Надо сказать, что он достаточно отличается от "русской" Лады: когда ему надо показать свою любовь к хозяевам, он немного покусывает руки гладящего его, а потом, правда, лижет их, как бы извиняясь за эти проявления своей любви. При почесывании за ушами (самая любимая им ласка!), он начинает урчать, напоминая звуки мотоцикла, который никак не заводится и это выглядит потешно, потому что этим урчаньем можно управлять, усиливать, подёргивая  его уши!!

 В нашем дворе Вильсон - личность довольно известная, несмотря на его молодость (3 года).
 Раньше бойкие девчонки спрашивали меня: "А он не кусается, а можно его погладить?", на что я неизменно отвечал, что, конечно же, можно, что он намного добрей многих людей и если вы его не укусите первым, то и он не будет кусать вас !
 "Только за бороду его не дергайте!!" - просил я их и Вильсон терпеливо ждал, когда все успеют хотя бы прикоснуться к его чудесным кудрям на голове.

 Теперь, завидев на прогулке нас с Вильсоном, эти ребятишки бегут к нам и просятся сопроводить нас по маршруту нашего гуляния, что мы им великодушно разрешаем.

 О нашем члене семьи, умеющем гасить любые семейные конфликты и занимающем у нас высокую должность семейного психотерапевта и, я написал 5 рассказов. Один из них - самый удачный - "Вильсон", рассказывающий о том, кем он был в прошлой жизни.
 Ему я посвятил мои единственные стихи - "Вильсон болен" - о его болезни в прошлом году.
  Позитива в его собачьей душе в избытке. Утром , собираясь в больницу, когда за окном нудный дождь и серые тучи, я не упускаю случая мимоходом погладить его кудрявую голову. На что Вильсон мгновенно реагирует грудным приветственным урчанием, взглядом своих человеческих  глаз и помахиванием тем, что осталось от его хвоста.

  И тотчас, его всегда позитивное настроение, через это прикосновение, как по мановению волшебной палочки, передается мне. Исчезают мрачные тучи за окном, а на сердце становится тепло, как от восхода солнца.
  Я улыбаюсь ему в ответ и  знаю, что он тоже хотел бы улыбнуться мне, но собакам, к его большому сожалению, это не дано…

  На прогулке со всеми встречными собаками, которые меньше его, он дружелюбен - здоровается «по-собачьему» -  носами.  Однако, при встречи с крупными собаками в нём просыпается инстинкт защиты от врага меня, своего хозяина. Вилсон бесстрашно бросается на несчастного пса, который совсем не виноват в том, что он вырос такой большой!
  Но, к счастью, крупные  псы в большинстве своем, не злые и с пониманием относятся к такому поведению Вильсона.

 
  …Странность в поведении Вильсона была замечена мной в прошлом году, когда он повзрослел, возмужал и достиг своего максимально разрешённого ему веса, за которым следует уже ожирение собаки - 15 кг.
 За этим своим параметром Вильсон внимательно следит, желая быть сильным, но не иметь при этом ни одного лишнего грамма.

 Когда он начинает чувствовать в себе лишний вес, то он на нашей даче накручивает столько кругов, что его язык начинает доставать до земли и мне кажется, что там он пробегает пару  собачьих марафонов!
 При этом на гоночную собаку он совсем не похож: слишком коренаст, да и ноги коротковаты.

 И вот, когда мы однажды стали надевать на него шлейку типа сбруи, облегающую ему и шею и широкую грудь, он начал  неистово лаять.
 
 Выйдя на прогулку в такой экипировке, он начал рваться вперёд и развил такую тяговую силу, что удержать его за поводок стало делом не простым!
 И тут меня осенило : так ведь он ведёт себя, как профессиональная ездовая собака, запрягаемая в упряжку!
Так может, выводя эту породу спаниелей в Англии в 18 веке,  её создатели не забыли скрестить её с  полярной лайкой. Сохранив при этом его аристократический вид!

 Тут я ещё вспомнил фильмы по романам Джека Лондона, поведение там ездовых собак и уже почти не сомневался, что в жилах нашего любимца течёт и кровь полярных ездовых собак!
Что подтверждает и тот факт, что морозов под 40 град. с полностью отросшей шерстью, он совершенно не боится…
 И если мы теперь вспомним  ещё и все его уже описанные мной способности, то будем вынуждены признать, что Вильсон - уникальная собака, единственная такая в нашем славном городе Бийске!
После этого открытия я дал себе обещание купить ему к следующей зиме хотя бы санки – ледянки и начать развивать в нём способности ездовой собаки.
Я думаю, что он будет не против этого - быть разносторонне развитым спаниелем и этим приносить радость своим горячо любимым хозяевам!...

… Я легко постукиваю рядом с собой, Вильсон принимает моё приглашение, и, легко вскочив на кровать, устраивается к моей ноге.
Чтобы ещё раз проверить его привязанность к своему хозяину, я шутливо отодвигаю от него ногу. Он недоуменно глядит на меня и, упираясь лапами, опять плотно придвигается к ней.
Я его понимаю: в какой-то момент ему стало немножко грустно и сейчас он ищет физический контакт со мной, чтобы нам обменяться теплом и  позитивом друг с другом.
- Извини меня за эту шутку, друг! - мне становится стыдно и я, чтобы загладить свой поступок, начинаю трепать его великолепные уши .
Вильсон в ответ награждает меня своим урчанием, блаженно закрывает свои глаза.  Буквально через минуту его задние ноги начинают подрагивать - он уже перенёсся в волшебный мир сновидений, и гонится за чёрным котом, который посмел ходить по его клумбе. А может быть во сне он уже стал тем Человеком, которым был в той, прошлой жизни?
"Ты только почаще заряжай меня своим Позитивом, хорошо? - прошу я Вильсона, - он мне так необходим сейчас, он моё лекарство!"
 Но он меня уже не слышит, только его задние ноги начинают упираться, чтобы контакт между нами был сильнее.
... Как и всякое разумное существо, коим я считаю Вильсона, ему присущи все черты человека и (в отличии от хищников!) разнообразное питание.  Поэтому, чтобы подтвердить и сохранить свою разумность, он кушает практически всё то, что едим мы, не отказываясь и от своих чисто собачьих лакомств типа Педигри.

  Во многом наши любимые блюда совпадают и, зная мою привычку иногда перед сном полакомиться порцией мороженого, поднимающего  настроение и способствуещего приходу ночью только  красивых сновидений, он никогда не упускает возможности нагрянуть в мою комнату в этот момент!!

  Он тихонько открывает двери и тактично усаживается в метре от меня, чтобы я свыкся с мыслью, что меня уже засекли и напомнить мне, что в квартире есть ещё один член семьи, который тоже обожает мороженое.
 Я, конечно же, не упускаю возможности поговорить с ним в этот момент и дать пару советов :

  - А не кажется ли вам,  любезный, что это лакомство надо бы ещё и заработать, чтоб оно было ещё желанней и слаще!!?? Можно было сделать хотя бы стойку и тогда я  сразу бы понял, что ты выследил объект своей охоты и сообщаешь об этом мне!!

  Я вижу в глазах Вильсона непонимание : " Как можно делать охотничью стойку на мороженое, хозяин, ты в своём уме!!?? Скажи, ты меня уважаешь ?»

  Потом,  выждав довольно длительную паузу и увидев, что  мороженое вот-вот уже кончится, он, не сводя с него глаз, медленно подходит ко мне и лижет мою ногу, чтоб задобрить своего хозяина. Затем Вильсон кладёт  свою кудрявую голову на мои колени, на которых лежит тарелка с мороженым и начинает гипнотизировать  меня немигающим взглядом своих чёрных, цыганских глаз.

  « Хозяин, ты же любишь меня? Мне много не надо…  Дашь мне облизать обёртку от мороженного?» – прочитал я в них.

  Я оценил его деликатность и в ответ почесал его за ушами:
  - Ну куда мне деваться, конечно дам!!

  Я собачьему гипнозу не поддаюсь, но вынужден был  сдаться и, держа крепко фольгу с остатками  мороженого, даю Вильсону насладиться этим суперлакомством. Длинный язык его настолько проворен  и   фольга становится такой чистой, что в неё можно заворачивать  новое мороженое!!

  После этого, наверное, в знак благодарности мой спаниель неожиданно …. подмигивает мне правым глазом!! Может быть в этот момент ему что - то в глаз попало, но почему это произошло, когда он смотрел мне в глаза??

  Я чувствую, что должен как то ответить ему и, не сводя с него взгляда, прошу:
  - А ты можешь мигнуть ещё раз мне, чтобы у нас был какой то диалог?

   Через  мгновение я вижу ответ в его глазах: « А не слишком ли ты много от меня требуешь, хозяин??» - и соглашаюсь с ним.
   После этого общения  он  легко запрыгивает ко мне и , как всегда, прижимается к моей ноге , чтобы  поделиться со мной теплом тела и своей собачьей души .

 … Да, Вильсон у нас работяга!
  В этом я убеждаюсь каждый раз, когда вижу его лежащим дома с невыносимой тоской в глазах, в которых читаю немой укор мне: "Ну дай мне хоть какую-нибудь работу, я не хочу быть дармоедом! Я же не пенсионер, как ты, хозяин, а спаниель в расцвете сил!
 Если на прогулку идти ещё рано, чтоб заниматься там поиском наркотиков, которых всё равно нет ни у кого,  давай хоть через швабру попрыгаем!
Я же тебе не сиамский кот, чтоб лежать целыми днями на подоконнике, куда мне девать свою энергию!?»

 Увидев его в таком удручающем состоянии, я обычно треплю его кудри по-дружески и извиняюсь, что мол, рынок собачьих услуг ещё не создан, и биржи труда для них нет:

 - Но я тебе обещаю, что к следующей зиме, я обязательно куплю тебе обычные санки - ледянки и упряжь к ней и, катая ребятишек нашего двора, ты реализуешь в себе гены ездовой собаки и будешь сжигать в себе излишки калорий...

 Я полностью с тобой согласен: толстый английский спаниель - это уродство какое-то, но это ведь тебе не грозит?? Ты же никогда не подходишь к своей миске, если ты ещё не сжёг калории завтрака и для этого ты можешь дать два лишних круга вокруг детской площадки, я прав?

 Вильсон с благодарностью смотрит на меня: "Какой же ты  умный и понятливый  Человек, хозяин, как все-таки здорово, что я оказался у тебя, а не у кого попало! Быстрей бы зима и настоящая работа ездовой собаки!
Ты бы, хозяин, знал, как мне надоело уже сторожить свои игрушки и главное, что я вынужден сторожить их от вас, моих хозяев, потому что в квартире, кроме вас нет никого!!»

 - Я тоже рад, что ты попал именно к нам, а не к кому попало,  ты для меня - источник позитива и вдохновения, и обещаю написать о нас с тобой рассказ с твоими лучшими фотографиями!!!

 Вильсон, весьма довольный общением со мной, как всегда,  запрыгивает ко мне на кровать, закрывает глаза и уже буквально через секунды его задняя нога вздрагивает, сигнализируя мне, что он уже не здесь, а опять гонится за соседским чёрным котом, посмевшим гулять без его разрешения по клумбе его любимой бабы Светы...

  …  Но признаюсь, что у аристократа Вильсона всё таки бывают сбои  в его поведении, в наших  отношениях с ним .
   Как то раз, возвратившись с вечерней прогулки домой, после моей команды «Лапы, лапы!!», после которой он должен мне подставлять по очереди для очистки от уличного песка сначала передние, а потом задние лапы, случился казус: протерев передние, я не стал дожидаться разворота его, а в целях экономии времени ухватил и дёрнул к себе заднюю.

  И тут случилось невероятное: мой воспитанный Вильсон, мой спаниель – аристократ,  изогнувшись на 180 градусов, так цапнул меня за палец, что я вскрикнул от боли!!
Я знаю, что лёгкие покусывания рук хозяина означают у него проявления любви, но не такое же!!

  В ответ на такую « любовь» наш славный Вильсон получил от меня такие 2 затрещины, какие от меня он никогда не получал, в сопровождении ряда крепких словечек !
Моему возмущению не было предела и я тут же прочитал ему короткую лекцию о правилах культурного  поведения спаниелей по отношению к своим хозяевам :

  - Как ты, английский спаниель, мог допустить, чтобы инстинкт защиты задних лап от врагов ,  оказался у тебя сильнее любви к своему хозяину и в результате ты причинил ему боль, и физическую, и моральную !! Тебе хоть стыдно за этот поступок!?
 
 Горю моего спаниеля не было предела :  он закрыл глаза и, опустив голову, встал в такую позу покаяния, уткнувшись в мои колени, что у меня не осталось никакого сомнения в тех чувствах, которые он испытывал.

   Мягкий характер, доставшийся  от матушки, быстро погасил мой гнев, но не избавил от желания наказать провинившегося морально:
  - Я решаю так, любезный мой Вильсон:  прощаю тебя, уверен, что такое больше не повторится, но в воспитательных целях в будущем рассказе о тебе я расскажу об этом случае, чтобы тебе было стыдно за него !
 И вот я своё обещание, данное Вильсону, выполняю...
 
Р. S
   …Я уверен, что Вильсон знает: порода спаниелей создавалась, как водоплавающая, охотничья.
  Так же он знает, что я, его дедушка – сплавщик со стажем , « ходившим» по многим рекам Алтая и часто со спаниельшей Ладой.
   Сейчас я уже пенсионер, давно отошедший от сплавных дел и не могу помочь ему в осуществлении его мечты – почаще быть на воде. Мой сын брал его кататься по Бии на лодке друга с мотором, и он  в них наслаждался ни с чем не сравнимым, вольным, волнующим душу воздухом реки, воздухом свободы!

  И сейчас его гены спаниеля – водоплавающего бунтуют и требуют бОльшего общения с природой , с рекой, я это чувствую!
  Поэтому в гараже у сына, как напоминание ему, я  повесил фото Вильсона с  требованием его собачьей души ( фото 3 ).


 На фото: 1.Вильсон умеет разговаривать одними глазами...
 2. Господа, вы не знаете, чья эта босоножка?? Если хозяин не найдётся, я буду считать её своей, уж больно её приятно жевать!
3. « Хочу сплавляться с тобой!»

Бийск, август, жара + 30...
 
                Отзывы читателей.

                *  *  *
  " Ну ты даешь. Так долго читала.
Да вот это хорошо. Ты теперь им живешь. Как Ваня здорово поступил. Представь какая жизнь была б у вас без Вильсона.
Ну и конечно не могу не сказать о твоем творчестве описания всего. Просто талант в тебе спал всю жизнь. Очень интересно с фантазией и любовью и иронией все пишешь Класс!!!.
Ну а я сочинения в школе наверное плохо научилась писать. Так красиво сочинять не умею."
      Людмила,знакомая.
                *  *  * 

 " Рассказ про любовь! Вильсон действительно красавец породистый!"
    Ирина, знакомая.

                *  *  * 
 " Сергей,классно с удовольствием прочитала, спасибо."
    Вера, соседка.
                *  *  *
 " Прочитала рассказ о Вильсоне на одном дыхании ! Как же ты любишь его , как заботишься  и как правильно воспитываешь ! И хотя у меня нет такой огромной любви к собакам и кошкам , я очень тебя понимаю и люблю за твою безграничную любовь к братьям меньшим …. Но и у нашей мамы тоже не было такой любви к животным и самое ругательное слово у нее было : ( у собака такой ) , а почему она так говорила я до сих пор не пойму …)))"
    Галя Тырышкина.
                *  *  * 
 "  У Вильсона глаза человечьи... задумчивые и осмысленный взгляд."
    Татьяна, соседка.
                *  *  *