Глава 5

Светлана Баранова 4
Юля вошла в пустую квартиру, поставила на пол сумки с продуктами, включила в прихожей свет. Устала. До её дня рождения оставалась неделя, а она так и не придумала, как будет его отмечать. Когда мама была рядом, всё было проще. Ещё лучше было, когда они жили втроём. С папой. Жизнь была понятной и правильной. Как же это было давно, как будто в другой жизни.


Они развелись, когда Юле было двенадцать. Это было так странно, непонятно. Родители не ругались. Она не видела, чтобы они ссорились, кричали. Просто вдруг всё сломалось, и Юля с мамой переехали в другую квартиру. Она и сейчас, спустя десять лет, не понимает, почему так случилось. Не хочет понимать.


Мы часто помним то, чего не было, вот и Юля грустила просто по детству, когда она была центром вселенной, под названием «семья», и она не хотела становиться взрослой, впрочем, как и многие из нас. Большая маленькая девочка, которой отчаянно хотелось, чтобы её просто обняли.


Она разобрала купленные продукты, достала из холодильника кефир. Нужно было еще немного поработать. Завтра в суд к одиннадцати, вечером – на учёбу в институт. Юля забралась на диван, налила в стакан кефир и включила компьютер.
Она не хотела винить мать в том, что ей сейчас так тяжело и плохо, но не получалось. Мама снова её бросила. Сейчас уже не так больно, а тогда, в первый раз, когда ей было четырнадцать, казалось, что мир рухнул.


*****
– Юля, ты чего спишь в такое время? Совсем режим сбила, – Александра вошла в комнату дочери, Юля сразу поняла, что мама куда-то собирается: она была накрашена и красиво одета.
– А тебе не всё равно? Опять уезжаешь, да? – раздражённо спросила дочь.
– Собиралась… Но если ты не хочешь, я не поеду, – ответила Саша, стараясь не встретиться взглядом с девочкой.
Юля знала, что поедет. Придумает тысячу причин, отговорок, но всё равно уедет.
– Езжай. Я хотела себе джинсы купить. Дашь пару тысяч? – ехидно улыбаясь, задала вопрос Юля.
– Конечно. Оставлю в коридоре на тумбочке. Я приеду завтра. Наверное. В любом случае утром позвоню, разбужу тебя. Да, тебе домашнее задание задали? Всё сделала? – Саша говорила быстро и, конечно, ей не нужны были ответы на свои вопросы.
– Иди уже, – отмахнулась Юля от матери и уткнулась глазами в экран телефона.


Через пару дней у Юли появилась первая татуировка. И еще она переспала с мальчиком. Ей просто было интересно, что такое в этом есть, что мать готова променять свою дочь на секс. Александра, конечно, ничего об этом не знала: витала в облаках и смотрела на мир сквозь розовые очки. Она была влюблена, как школьница, которая не замечает ничего вокруг и живёт только в те мгновения, когда любимый рядом с ней, в остальное же время – она о нём думает.


Юля же решила бороться: ей нужна была мама, привычная жизнь, забота, в конце концов. Она не хотела быть брошенной. Или почти брошенной. Никто не хочет быть вторым. Это была война, в которой больно было обоим. Почти каждое «сражение» заканчивалось скандалом, ссорой, пощёчиной. Юля отдалялась от мамы, Саша не пыталась этому препятствовать, давала дочери всё больше и больше свободы и жила на два дома.


Никто из них не любил вспоминать то время, они обе, спустя несколько лет, когда Саша окончательно рассталась с тем мужчиной и вернулась домой, сделали вид, что всего этого кошмара не было. Но так никогда не признались друг другу в том, что не могут простить – каждая считала себя правой.


Юля, с горем пополам, окончила школу, на удивление неплохо сдала экзамены и поступила в институт. Она всегда хотела быть юристом, и ничто не могло остановить её на пути к своей мечте!


*****
Александра всё взвесила и приняла окончательное решение – развод! Всем от этого только лучше станет. Не надо будет постоянно ругаться с мужем по поводу воспитания дочери, наблюдать за их бесконечными перепалками. И больше не будет у Саши таких безумно одиноких вечеров, когда вроде бы муж есть, но его, по сути, и нет. Придётся разрушить эту красивую картинку, что Александра так долго создавала вокруг своей семьи, забывая о том, что в жизни есть место не только долгу и обязанностям, но и счастью. Счастье у каждого своё, только беда была в том, что Саша абсолютно не имела понятия, в чём заключается её счастье. Она решилась отправиться на его поиски.


К разговору с Владом она готовилась долго, боялась, что он сможет её переубедить. Как-то вечером вышла на балкон покурить, Влад разговаривал с кем-то по телефону, но увидев жену, быстро закончил разговор и сказал:
– Завтра на работу рано, утром Юльку в школу забросить не успею. На маршрутке доедете?
– Послушай, нам надо развестись. Я так больше не могу. Пожалуйста, – вырвалось у Саши неожиданно для неё самой.
– Что не так? Я понимаю, что ты устаёшь. Юля, работа, дом. Но всё не так уж и плохо. Серьёзно. Не начинай. Хочешь, мы сходим к психологу? Я никуда тебя не отпущу. Я женился один раз и на всю жизнь, – Влад говорил уверенно и абсолютно безэмоционально, было понятно, что разговор ему неинтересен, скучен, и для Влада он не имел большого значения. Он воспринимал его, как очередной всплеск недовольства Саши из-за того, что он не может отвезти дочь в школу.
Александра не знала, что ответить. Её было страшно, но она не могла уступить. Решение ей уже было принято.
– Я тебе изменила.
– Неплохо. Хороший ход. Но я тебе не верю. Пошли спать.
– Он долго меня добивался. Два, может, три года. Мне он нравился. Умный. Добрый. Я его не люблю, конечно, но это шанс уйти от тебя. Начать новую жизнь. Стать женщиной.
– Ты несёшь ерунду. Я не верю.
– Зря.

*****
– А потом она порвала эти билеты. Понимаете, просто мама порвала билеты, и мы не пошли в цирк.
Александра хотела остановить Влада, это просто смешно. Нам рассказывают о дочери, её успехах, планах на будущее, а он опять со своими билетами. Сейчас ещё расскажет про мусор и обязанности. Так глупо и стыдно. Она слушала рассказ мужа и удивлялась, сколько обиды внутри него.
– Боже, Влад, ты серьёзно? Снова эти билеты…Жуть. Извините, так вы сказали, что Юля…
– У Юли всё хорошо. Умная, целеустремлённая девочка. Красивая. Уверенная в себе. Есть небольшие проблемы с дисциплиной… Хотелось бы обсудить с вами.
Родион Михайлович – учитель биологии и классный руководитель Юли, смотрел на её родителей и не понимал, как эти люди столько лет живут вместе. У них есть дочь, они каждое утро завтракают, разговаривают о чём то, спешат в школу и на работу, обсуждают, что будут делать в выходные, летом. Как-то живут, и при этом их миры не пересекаются. Вообще нет.
– Владислав, про билеты мы уже поняли. Наказание за плохое поведение. Жёстко, конечно. Не каждая мать пошла бы на это. А что с мусором?
Александра решила прервать долгий рассказ мужа про обязанности, сыновий долг и прочую, по её мнению, ерунду, который она уже неоднократно слышала. Она положила свою ладонь на коленку мужа, обычно это его успокаивало, и попыталась в двух словах объяснить, что её муж имел в виду:
– Понимаете, Влад считает, что у всех в семье должны быть обязанности. Хотя бы выносить мусор. А у нашего ребёнка их нет. Это я так решила. Захочет помочь, хорошо, нет, я и сама справлюсь. Побуждать должна любовь. Понимаете?
– Не совсем, – немного неуверенно ответил педагог.
– Я вам не верю, Родион Михайлович. Всё вы понимаете. И про Юлю, и про нас. Кстати, спросить хотела…
Влад дальше ничего не слышал. Саша обсуждала с учителем предстоящий проект Юли. Фотография вроде бы. Камера-обскура. Саша, конечно, знала, что Юле нужно сделать. Учёба дочери – это полностью вотчина жены, также как и всякие дополнительные занятия, доклады и тому подобное. Влад много работал, приходил поздно, когда Юля уже спала. Единственное, что делал Влад для дочери – отвозил её по воскресеньям на конюшню. Юля обожала конный спорт.
Спустя год, когда родители развелись, Юле пришёл просить конный спорт, некому стало её возить. Но она была уверена, что обязательно ещё вернётся в него, когда вырастет, и будет делать только то, что захочет.