Заблуждения о тысячелетнем царстве на Земле

Кочнев Павел
 Заблуждения о тысячелетнем царстве связаны с утопическими мечтами и неверным пониманием пророчеств. Первые представления о мессианском царстве появились у иудеев. Они основывались на пророчествах Ветхого Завета, таких как пророчество Исайи о «корне Иессеевом» (Ис. 11:1-10) и видении Даниила о четырёх царствах (Дан. 7:1-27). Иудеи верили, что с приходом Мессии восстановится величие Израиля, иудейский народ освободится от страданий и его влияние распространится по всему миру. Многие думали, что Мессия будет земным царём и построит идеальное царство, которое станет образцом земной власти. Вера в мессию-царя сформировала религиозно-политические секты к концу ветхозаветного времени. Лидеры этих сект не признали в Иисусе Христе Мессию и назвали Его самозванцем.

По мере распространения христианства иудейские представления мессианского царства оказали значительное влияние на формирование христианской эсхатологии. В результате этого слияния возникли заблуждения о тысячелетнем царстве, также известные как хилиазм (от греч. «тысяча»). В то жестокое время в Римской империи первых веков были распространены эсхатологические ожидания, включая веру в скорое Второе пришествие Христа. Эти ожидания были усугублены преследованиями и трудными условиями жизни, которые испытывали ранние христиане. В свете этих обстоятельств понимание книги Откровение некоторыми христианами было буквальным.

Апостол Иоанн описал в Откровении духовные события, используя символы и образы из иудейской традиции. Тем не менее, утверждения, сделанные в книге, были ошибочно поняты чрезмерно буквальными христианскими группами. Толкование книги Откровение сквозь призму иудейских представлений дало начало заблуждениям о тысячелетнем царстве Христа на Земле. Например, фразы, написанные о духовном: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» и «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20:2,4) некоторые верующие восприняли как грядущие земные события. На данной интерпретации и возник хилиазм, ставший религиозным течением.

В течении веков различные хилиастские секты выдвигали пророчества о скором пришествии Христа и последующем тысячелетнем правлении. Эти группы смешивали религиозные и политические взгляды и стремились к созданию утопического общества на Земле. Утопические убеждения не нашли поддержки у большинства христианских богословов и святых, понимающих, что книга Откровение написана языком аллегории. Несмотря на всё, хилиазм продолжал существовать в христианстве как маргинальное течение, не пользующееся широким признанием среди христиан. В Средние века хилиазм был осуждён Церковью как ересь, и многие его последователи были подвергнуты гонениям.

В наши дни идеи хилиазма пользуются популярностью в сектах. В частности, хилиастские учения проповедуют секты пятидесятников, баптистов, адвентистов, иеговистов, гностиков и мормонов. Они имеют несколько интерпретаций, но их суть можно свести к следующему: Христос придёт на землю до конца света, чтобы победить Антихриста, воскресить только праведных и установить для них на Земле новое царство. Все люди, от прародителей человечества до их последнего потомка, при жизни захотевшие спасения и проявившие любовь и верность Богу, спасутся и обретут блаженство. Продолжаться царствование будет тысячу лет, где святые будут жить и управлять миром вместе со Христом. По окончании указанного времени последует второе Всеобщее воскресение и Страшный суд.

Следует отметить, что заблуждения о тысячелетнем царстве перекликаются с идеями Мессианского иудаизма. Это направление, зародившееся в конце XX века, исповедует, что все иудеи вернутся в землю предков, восстановят храм и воссоздадут царство, где будут жить по иудейским законам. Эта концепция основана на буквальном понимании библейских текстов, отражающем дух фарисейства. Такой подход игнорирует тот факт, что Ветхий Завет был исполнен и заменён Новым Заветом после принесения Иисусом Христом искупительной Жертвы на Кресте. Ни в коем случае нельзя забывать, что Библия – книга образов и символов, в которой содержатся глубокие знания, данные Богом. Поэтому разъяснение священных текстов должно учитывать их аллегорическую природу.

И самое главное: вера в тысячелетнее царство на Земле противоречит учению, изложенному Иисусом Христом в Евангелии и искажает само основание христианства, сводя спасительную благодать Иисуса Христа к второстепенной роли, и подменяя истинное Царство Небесное временным земным царством. В Библии не указано существование тысячелетнего периода на Земле между первым воскресением и Страшным судом. В том числе, в Своих проповедях Иисус Христос неоднократно говорит о спасении души и обретении Царства Небесного. Эти примеры мы видим в Евангелии. Настоящая христианская вера сосредоточена на личных взаимоотношениях со Христом и устремлении к Небу, а не на ожидании земного тысячелетнего царства. Она побуждает нас к праведной жизни и благовестию о Царстве Божием.

Царство Божие не является царством этого мира. По этой причине книжники, фарисеи и саддукеи хотели избавиться от Мессии. Также из ветхозаветной истории известно, что в прошлом и пророки подвергались гонениям и были побиваемы за то, что обличали греховность этого мира. Вспомним, когда иудеи привели Иисуса к Пилату, желая казнить Его, Пилат спросил: «Ты Царь Иудейский?». Иисус отвечал: «Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда» (Иоанна 18:36). Ещё Иисус сказал, что верующие в Него не от этого мира, как и Он (Ин.17:16).

Подводя итог всему сказанному ранее, становится ясно, что состояние обречённого на гибель греховного мира не изменится в лучшую сторону и не приблизится к Царству Божиему. Этому миру определено время, когда он закончится, а Царство Христа вечно. Господь живёт в Божием Царстве и Духом Своим даёт утешение и поддержку всем верящим Ему.

Тысячелетнее Царство, которое предсказывали пророки – это духовная реальность, наступившая с воскресением Христа. Сын Божий открыл людям дверь в потерянный Рай. В Раю Бог присутствует во всех и во всём. Там пребывает Любовь, мир и радость. Это состояние души, где Бог правит и где Воля Божия исполняется. Спаситель сказал фарисеям: «Не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Луки 17:21).