Валерка...

Сергей Груздев Валаамский
Глава из моей книги "Другой Валаам"...
                ВАЛЕРКА...
Интересно, помнит ли кто из Валаамских этого слегка "чернявого" симпатичного парня?..
.                ***
Валера  (мой товарищ детства и юности) был сыном инвалидки Марковой Анны Андреевной. Воспитывала она его одна (отец давно умер, пришёл с войны калекой - весь израненный), сама была очень больна. Полуслепая и полуглухая ( да и при ходьбе её шатало в разные стороны), помню, всегда пила кучу таблеток и при этом постоянно  курила свои неизменные папиросы «Север». Валерка, когда подрос, тоже начал их курить. Была она худенькой-худенькой, как тростиночка. Жили они бедно в малюсенькой келье во Внешнем каре. В неё вмещались две кровати, маленький стол и два стула. И был ещё узенький проход между кроватями. Вспоминаю, как Валере было трудно с ней жить. Мне всегда казалось, что Валера перед людьми стеснялся своей матери-инвалидки. И в инвалидскую столовую за обедами-ужинами ходил, скрипя сердцем. Но  «голод - не тётка» . Постоянные ссоры(она была очень нервная и обидчивая),забота о хлебе насущном, убогость существования( а ведь хотелось жить, чтобы как у всех был и велосипед, и костюм, и  брюки «клеш»...) Выручала рыбалка. Зимой и летом Валерка ловил рыбу. Как-то, будучи еще школьниками, мы с ним ловили окуня по первому льду перед праздником 7 ноября. (С тех пор я не помню, чтобы когда-либо так рано вставал лед.).  Наловили прилично, по пол-шарабана.(ящик для рыбы и снастей у рыбаков). Особенно нравилось ему ставить «крючки» на налимов зимой.
Вспоминается, когда приходил к ним, всегда на плите жарилась рыба, как добавка к небогатому их рациону. И мне всегда казалось, что из Валеры вырастет хороший, заботливый и работящий юноша. Он был высок, красив и ладен собою. В какие-то проникновенные минуты он был нежен к своей матери и заботлив, казалось  - вот пример для подражания!.. Мне думалось, что он обязательно найдёт себе хорошую подругу жизни, нарожают они детей и будут жить в Любви и Согласии. Но судьба приготовила совсем иной финал...Мы особенно крепко сдружились с ним после армии (так мне казалось).
Слушали у него музыку, бренчали по очереди на гитаре, говорили о девушках. Всегда вместе ходили на танцы, обязательно перед этим распив парочку бутылок вина для смелости, чтобы вести себя развязнее с подружками... Это-то  впоследствии и сгубило моего товарища (пристрастия к "градусам"). Да ещё - любовь неразделённая,  после службы в армии он устроился на работу водителем на турбазу, там потихоньку начал привыкать к женскому полу и спиртному.  Я-то тогда ещё боялся девчонок, и старался обходить стороной.А Валерка  вкусив сладость побед, покатился по наклонной...Мы с ним даже раздружились на время, так как  я не в силах был терпеть его пьяные выходки. (Нет, вернее к спиртному он начал прикладываться еще, когда работал водителем на рыбозаводе в г. Сортавала и жил в общежитии среди «выпивох»..).А ведь какая перспектива вырисовывалась, возил директора рыбозавода, был, так сказать личным водителем Макаровой. ( очень известная персона в городе, в те времена). Что его заставило вернуться на остров?.. Потом, среди прочих интересов, спиртное стало преобладать и однажды ночью он прервал свою жизнь, повесившись на крючке собственной двери. Подруга, моя одноклассница, не пустила его пьяного в квартиру, после танцев, и он решил видимо «отомстить». Все-таки, нервозная жизнь с самого детства отложила отпечаток на поведение. Вспоминаю, что тогда творилось с его мамой, ходила ополоумевшей по комнате и только плакала, плакала, плакала.  Еще бы, ведь ради него была вся её жизнь-мука.  Отрывала последнее от себя, лишь бы Валере было хорошо, очень его любила, не смотря на все ссоры, лелеяла, и на тебе – такой удар. Как мог я утешал её, часто приходил проведать, поговорить…( Ей надо было кричать на ухо, иначе не слышала.) Да разве утешишь материнское горе? Она все ходила и спрашивала меня, плача: «Сережа, зачем он так сделал, оставил меня одну  умирать?..» Что я мог ей ответить. Такой парень – жить бы да жить. Когда дом-интернат ликвидировали, попала она в Медвежьегорский или в Паданский дом инвалидов, точно не знаю. Только однажды я получил от неё письмо где, неразборчивыми  буквами-загогулинами была написана только одна просьба: «выслать денег на папиросы».  И я её не исполнил,  так как адрес был неразборчив,  а может я не очень и хотел, чтобы она продолжала курить и окончательно сгубила своё здоровье.  До сих пор не могу успокоиться и простить себе этого.
О её дальнейшей судьбе ничего не знаю... А от дружбы с Валеркой осталась вот эта фотография...