Сергей Баканов, песня Первокурсница

Лысенко Светлана
10 сентября исполнится сто лет со дня рождения Сергея Александровича Баканова   – автора легендарной песни «Первокурсница».
Кто же такой Сергей Баканов?
Несколько скупых строчек о нём переходят из одного источника в другой, но в Википедии ничего о нём не написано.
Баканов Сергей Александрович родился 10 сентября 1923г. в дер. Объедово, Савинского р-на, Ивановской области (по данным Галереи Памяти участников ВОВ).
Поступил в МАИ на второй (двигательный) факультет, основной в институте и самый, кстати, трудный. Но тут началась Великая Отечественная война.
Дата призыва – август 1941г., т.е. Сергею было 18 лет. Служил по профилю своей выбранной специальности, в частях, которые занимались подготовкой и отправкой самолётов на фронт.
Воинское звание – ст. инженер-лейтенант.
Место службы  – 65 авт СПЕЦНАЗ СФ; 53 иап ТОФ.
Медали «За победу над Германией» и «За победу над Японией».
Окончил Московский авиационный институт им. С.Орджоникидзе (1954г.), второй факультет (двигательный), работал там же на одной из кафедр инженером-механиком. Защитил диссертацию, получил степень кандидата технических наук.
Женился на студентке МАИ Татьяне, приблизительно в 1940г. рождения, т.е. Сергей был старше жены на 17 лет. У них родились две дочки.
1966-1967г.г. – гл. конструктор филиала ОКБ «Факел», создававший электроракетный двигатель, г. Калининград (ныне ФГУП ОКБ «Факел»).
Сергей Баканов скончался 21 октября 1967г. в возрасте 44 лет.
Как видим, за свою не слишком длинную жизнь он многое успел.

Песни Сергей Баканов сочинял с 1947 года на свои стихи, преимущественно для студенческих спектаклей, капустников. Наиболее известна «Первокурсница» или другое название «Студентка»  («На лекцию ты вошла...»).

Я обнаружила в интернете некоторые сведения о родителях Сергея Баканова.
Отец Александр Кузьмич Баканов родился приблизительно в 1865 г.
Мать Варвара Степановна Баканова (Белякова) родилась приблизительно в 1885 г.  Таким образом, разница в годах родителей Сергея была 20 лет.
Варвара скончалась в возрасте 38 лет в 1923, то есть в год, когда родился их единственный сын. Значит, Сергей жил без материнской ласки.
Отец, как я поняла, жил потом с семьёй Сергея.
Вот строчки из стихотворения «Обитель», в которых упоминается отец:

Мне опять повезло, раз с утра принимает обитель,
Где ласкает жена в меру сонных и милых детей,
Где журналом шуршит за столом престарелый родитель,
Где всегда появляюсь на свет у открытых дверей.

У Баканова есть пронзительная песня «Милая», и, мне кажется, что она посвящена матери. Но, может, я ошибаюсь.

Милая, где успел я тебя потерять,
Если в дом тень решила войти,
Чтоб отнять?
Чтоб потом видеть смог только издали
В белом саване призрака,
Призрака, призрака?..

Милая, где успел я тебя потерять?
Крикни раз, чтоб я знал, где идти
И искать!
Улыбнись, чтоб на след хоть по свету напасть,
Или сразу пропасть,
Пропасть, пропасть...

Милая, где успел я тебя потерять?
Где не смог подождать, удержать, отстоять?
Как обнять, если ты, не приблизившись,
Молча светишься призраком издали,
Издали...


Мне трудно писать об этом авторе, поскольку я лично его не знала, хотя кратко была знакома с его женой – Татьяной Бакановой. Но этого, конечно, мало. Она тогда работала на кафедре вместе с моим мужем - Георгием Лысенко, Юрой. Он как-то вспоминал, что отвозил Татьяну с дочерьми-подростками на дачу. Ещё некоторые детали общения доходили до меня, но, к сожалению, ничего существенного.
Я встретилась с Татьяной Бакановой на праздновании кафедрой Нового 1974 г.
Жаль, мне тогда не пришло в голову расспрашивать её о первом муже. Хотя бы немного.
Татьяна Баканова, когда я её увидела, оказалась очень миловидной, обаятельной блондинкой (подкрашенной) среднего роста с мелодичным смешливым голосом. От неё исходили флюиды тепла и ласки. Про таких говорят  – «манкая». Сергея Баканова уже лет 7, как не было. Татьяна была замужем за каким-то инженером (кажется), они растили двух девочек, от Баканова. Фамилию она оставила прежнюю.
Про Баканова на кафедре говорили с придыханием. На Таню все глядели как на божество - муза поэта! Она же, посмеиваясь, с кокетством обиженного избалованного и любимого ребёнка пожаловалась пару раз на то, что Сергей говорил когда-то ей: «И что я в тебе нашёл? Ни рожи–ни кожи». Понятно, что это были обыкновенные супружеские задирки, поэтому никто на эти её «жалобы» не обращал внимания. Немного грубовато, конечно, но что Вы хотите?  Серёга родом был из деревни с любопытным названием «Объедово». В одной из записей, где в разговоре слышен голос Сергея, он иногда окает по-ивановски и говорит «чё». Жаль, запись очень шумная. Вот бы поработали там звукооператоры! Было бы любопытно послушать чистый разговор. А о чём они говорили? О еде, что ли? Запись называется «Кулинарные разговоры».
Но голос его, кстати, очень созвучный Таниному, – мелодичный, ласковый, смешливый. Пара. Чувствуется пара. И он спел эту песню «Первокурсница», а подпевала ему, возможно, Татьяна. Я почти в этом уверена, хотя со 100 процентной точностью утверждать не могу.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
Первокурсница
Слова и музыка Сергея Баканова

На лекцию ты вошла
И сразу меня пленила.
Я понял тогда, что ты навсегда
Вдруг сердце мое разбила.

И сразу же в первый день
Забыл я про все на свете
И только тебя, безумно любя,
Я видел на всей планете.

Припев:
То косы твои, то бантики,
То прядь золотых волос,
На блузке витые кантики,
Да милый курносый нос.

Я видел тебя во сне.
И даже такое дело –
Ты молча, без слов с чертежных листов.
Со стен на меня глядела.

А в сущности только раз
Твой взор на меня склонился,
Когда в поздний час, в чертежке у нас
Твой лист мне к ногам свалился.

Припев:
Ах, косы твои! Ах, бантики!
Ах, прядь золотых волос!
На блузке витые кантики
Да милый курносый нос.

Но вскоре пришла весна,
С поличным ты мне попалась
Нежна и мила с дипломником шла
И только ему улыбалась.

Вся жизнь колесом пошла,
На сессии плавал как губка,
А знаешь ли ты, что эти хвосты
Ты мне подарила, голубка?!

Припев:
Все косы твои! Все бантики!
Все прядь золотых волос!
На блузке витые кантики
Да милый курносый нос.


Встречаются другие редакции, например, бытует строчка «По сессии плавал, как утка». Есть более поздняя версия припева:

О косы твои, о бантики,
О прядь золотых волос,
Глаза голубей Атлантики
И милый курносый нос...


Ещё есть симпатичная песня «Каблучки», по настроению похожая на «Студентку», и, кажется, тоже посвящена Татьяне.

Умер бард слишком рано – в 44 года. Причина смерти нам не известна.
Возможно, что-то прояснят тексты последних его песен «Уже не жду» и «Я давно уже проклят...»

            Уже не жду

Я уже не жду ни вас, ни их,
Не плесну в стаканы на троих.
Ночь тоскою свежею на дорогу снежную
Сыпет щедро колокольный звон.
За небесной карою за калитку старую
Не гоните - сам подамся вон.

Литров пять возьму на три рубля,
Сквернословят мысли мои зря.
Тело мое бренное любит пиво пенное,
Пусть слюной подавится скупой:
К завтрашнему ужину я клиенток дюжину
Приведу на цыпочках с собой.

Все, что накопил - отговорю,
Большего, чем есть - не натворю,
Накричусь-напрыгаюсь, насмеюсь-надрыгаюсь,
Вилки-ложки в штопор закручу.
Не скулите, милые, задом сесть на вилы мне –
Если все не так, как я хочу!


             Я давно уже проклят...

Я давно уже проклят:
Из распахнутых окон моих
Режет небо кинжалом,
Лижет череп мой жало,
Жало мыслей твоих.
Иль везучим я не был,
Да не ел вдоволь хлеба
И не пил молока?
Промелькнула надежда
Под ногами невежды
Да исчезла пока.

Без судьбы из станицы
Принял мир единицу –
Единицу раба.
Раб смотрел без амбиций
В промелькнувшие лица,
Что плывут в облаках.
Если в звездах причина –
Не пугают, кончина,
Твои жернова,
Ведь к тебе я не ближе,
Раз по-прежнему лижет
Жало раны в боках.

В угасающем свете
Душу, если заметят,
Пожалеют слегка.
И уйдёт без фамилий,
Прошептав мое имя,
Легкий запах цветка...

Последняя строфа грустная и глубокая. Здесь я слышу перекличку с великим русским поэтом – Сергеем Есенины. Поэтому я её повторю.

В угасающем свете
Душу, если заметят,
Пожалеют слегка.
И уйдёт без фамилий,
Прошептав мое имя,
Легкий запах цветка...

И уйдёт без фамилий,
Прошептав мое имя,
Легкий запах цветка...
 
Хочется, чтобы помнили имя этого замечательного барда, талантливого учёного и руководителя и просто красивого доброго человека – Сергея Баканова.