Карл Брюллов на автопортретах и в жизни

Владимир Варнек
1. Брюллов К.П. Автопортрет. Дерево, масло. Ок. 1833. 56,5 х 43. ГРМ
2. Яненко Я.Ф. Портрет К.П. Брюллова. Дагерротип. 1844. Государственный Эрмитаж
3. Брюллов К.П. Автопортрет. Х,м. 64,1х54. 1848. Г.Т.Г.

Тема данной миниатюры возникла сразу после опубликования предыдущей миниатюры [1], к которой был приложен портрет генерала от инфантерии Хатова Александра Ильича, выполненный в 1844 году дагерротипным способом академиком Императорской Академии художеств Яненко Яковом Феодосиевичем (1800 - 1952). О нем см. Википедию и активную ссылку в ней на мою работу [2].

О существовании портрета-дагерротипа К.П. Брюллова, находящегося ныне в собрании Государственного Эрмитажа знаю давно, но о его авторе и годе исполнения никакой информации в интернете до сих пор не встретил. Однако знакомясь с академическими отчетами Императорской Академии художеств за 1817 – 1859 гг. [3], нашел в отчете за 1843 – 1844 гг. информацию, согласно которой автором дагерротипа с большой вероятностью так же является соученик Брюллова в ИАХ и его верный друг Яков Яненко.

В отчете говорится, что академик Яненко в эти годы «занимался произведением дагерротипным способом портретов с натуры. Опыты сих, последних, были весьма удачны». 

Мне думается, что дагерротип К.П. Брюллова не просто входил в группу портретов, выполненных таким способом Яковом Яненко, но и был в ней самым первым. В то же время, думаю о том, насколько несправедливым является со стороны руководства ИАХ тех лет создание режима особой секретности в отношении данных работ, из-за чего до сих пор информация о них не стала известной ни музейным работникам, ни широкому кругу специалистов, ни любителям искусства. Хорошо, что она сохранилась, хотя бы, в академическом отчете 180-ти летней давности. И я заметил ее, интересуясь работами именно Я.Ф. Яненко. Любой другой исследователь, которому этот художник не интересен, не заметит ее, перелистав огромный том Академических отчетов за много десятилетий.
Но поговорим теперь немного о самом дагерротипе Карла Брюллова и сравним его с известными автопортретами художника, выполненными до и после создания дагерротипа.

Глядя на дагерротип, мы видим, каким  был Брюллов при жизни, а автопортреты демонстрируют нам, каким видел себя сам художник. При этом на левом автопортрете мы видим его в возрасте 33-лет, когда он, находясь в Италии, уже написал такие известные свои полотна, как «Итальянское утро», «Итальянский полдень (1827), «Вирсавия» (1832), Всадница (1832). 

Но самой главной картиной художника этого периода времени является, как хорошо известно, панорамное полотно «Последний день Помпеи» (1833). И очевидно, что К.П. Брюллов на своем автопортрете 1833 года хотел продемонстрировать свои силы, и свой настрой на дальнейшую работу, несмотря на то, что столько сил он потерял за истекшие три года на это громадное полотно.

В Россию Брюллов вернулся из своей зарубежной поездки в конце 1835 года, спустя около трех лет после того, как в Санкт-Петербург была доставлена из Италии картина «Последний день Помпеи». Сам же Брюллов, вернувшись в Санкт-Петербург, был зачислен в штат Академии художеств в 1836 году младшим профессором и стал руководить ней классом исторической живописи. У него вскоре появились здесь такие ученики, как Павел Чистяков, Павел Федотов и Тарас Шевченко, приобретшие впоследствии известность. Одним из учеников стал и старший сын художника А.Г. Варнека, Александр.

Дагерротип Брюллова относится к этому петербургскому времени, где художник чувствовал себя, похоже, не вполне, уютно из-за необходимости выполнять временами такие задания Николая I, которые не соответствовали его собственным интересам. К ним относится картина «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году», а так же  расписывание плафона купола огромной площади только что построенного Исаакиевского собора.

Тем не менее, в эти годы Брюлловым были созданы такие известные картины, как «Портрет графа Алексея Константиновича Толстого» (1836), «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (1839-1840), «Портрет Марии Бек с дочерью Марией» (1840) и др.

Царь-царем, картины-картинами, а на дагерротипе Я.Ф. Яненко мы видим Карла Брюллова в полном здравии и в хорошем расположении духа. На это состояние художника влияло, скорее всего, то, что в целом он жил в окружении своих друзей, которые постоянно искали с ним встреч, и которые глубоко почитали его и его талант. О таких встречах и беседах много говорится в Дневнике художника А.Н. Мокрицого [4].

В конце 1840-х Брюллов серьезно заболел, в результате чего в апреле 1849 он отправился на лечение за границу - на остров Мадейра, а затем в Италию, где и провел последние годы. Он познакомился с итальянским революционером Анджело Титтони и до конца жизни был под покровительством его семьи. Под влиянием Титтони Брюллов начал писать картины с современными сюжетами. Так появились первые реалистические работы — полотно «Процессия слепых в Барселоне», серия сепий «Лаццарони на берегу моря». Карл Брюллов умер в Манциане, недалеко от Рима, и был похоронен на римском протестантском кладбище Монте-Тестаччо.

Свой последний автопортрет, приложенный к миниатюре справа, художник выполнил, находясь еще в России. Как говорится в [5], написал его он всего за два часа. Сравнивая данный портрет с дагеротипом, видим, что за четыре года, прошедшие после его изготовления, К.П. Брюллов «заметно сдал».

Как говорится в художественном альбоме, «портрет откровенно демонстрирует состояние усталости, когда кисть выпадает из рук…Ярко освещенные веки контрастируют с как будто проваленными в тень глазами, в которых не поставлен мазочек блика, чем достигается впечатление потухшего взора…».

Однако это еще не все, т.к. приступая к миниатюре, я предполагал в конце рукописи сопоставить живописные изображения с дагеротипом. Сопоставив, понял, что лица на автопортретах художник изобразил с фотографической точностью, нисколько не приукрасив их. 

В то же время, дагеротип работы Я.Ф. Яненко с разными поворотами туловища и головы, горящий глаз Брюллова, направленный на возможного собеседника, делает его произведением высокого искусства.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Владимир Варнек. О портретах генерала А.И. Хатова и его супруги. Проза.ру от 02.09.23.
2. В. А. Варнек. Академик Я. Ф. Яненко : штрихи биографии. Новосибирский государственный художественный музей. - 2011.
3. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской Академии художеств (1817 – 1859). Составитель, автор вступления и примечаний Н.С. Беляев. СПб. 2015.
4. Дневник художника А. Н. Мокрицкого. - М., 1975.
5. Ольга Алленова, Михаил Алленов. Карл Брюллов. Художественный альбом. Белый город. 2001.   05.09.23.