I Неудачные крейсера России

Олег Таценко
На фото: Крейсер "Паллада", затопленный в Порт-Артуре.

- Почему «Варяг» построили за границей? Потому что не было в те годы военного корабля, построенного в России без перегруза.

Что такое перегруз? Например, по проекту водоизмещение корабля 5 тысяч тонн, а со стапеля он сходит на 500 тонн тяжелее. Это и есть перегруз.

Для крейсера перегруз - катастрофа: скорость падает, маневренность падает, все крейсерские качества собаке под хвост. Знаменитая "Аврора", построенная в Петербурге по русскому проекту, на испытаниях не показала даже двадцати узлов (1 узел -1,8 км/ч). А должна была по проекту разгоняться до 23. Два однотипных крейсера - "Диана" и "Паллада" тоже не дотягивали до 20 узлов. С такой скоростью они что угодно, только не крейсера.

Все три корабля прошли русско-японскую войну, все уцелели, но "Паллада", притопленная в Порт-Артуре, стала японским трофеем. Японцы, обнаружив, какая скорость у "Паллады", переделали ее в минный заградитель, она даже в учебные крейсера не годилась. Если хотите, то, что сейчас стоит на Неве, это провал русского военного судостроения. Только и годилось это сооружение, что по Зимнему стрелять.

Сравните, построенный по заказу России в Германии крейсер "Аскольд", носился как подорванный: разгонялся под 25 узлов, при водоизмещении 5900 тонн, нес 14 орудий главного калибра. "Аврора" была на 800 тонн тяжелее, её водоизмещение где-то за 6700 тонн, а орудий главного калибра всего восемь, на шесть меньше, чем на "Аскольде". Так и хочется ввернуть избитое "почувствуйте разницу", тем более разница налицо, так и кидается в глаза. Потому в России приняли соломоново решение: головной корабль заказывали в Германии, потом выкупали проект и по нему строили корабли в России.

Почему заказывали в Германии, а не, скажем, Франции или Великобритании? Дело, скорее всего, в кайзере Вильгельме Втором.

Он дружил, или делал вид, что дружит с русским царем Николаем Вторым. Ну, помните: «Друзья его, враги его, что может быть одно и тоже...» Они к тому же были, не знаю, какой степени, но родственникам. Немец Вильгельм наведывался на своей яхте в Санкт-Петербург, доводил до бешенства немку императрицу, которая терпеть не могла кайзера, совал во всё нос, посещал парады и маневры, и похлопывая немца Николая по плечу, пропихивал заказы на крейсера и миноносцы, обеспечивая немецкие верфи работой.

Не знаю, может и анекдот, а может и правда. Вильгельм приехал на очередные маневры под Петербургом и заметил, что у горнистов одного из полков серебряные трубы. Любопытному кайзеру надо знать, что это за трубы, такими награждали полки за победы и особые заслуги. Переводчик бегом к горнисту: "Любезный, тебя кайзер просит!" Никто не заметил выразительные глаза Николая Второго. Император, так сказать, сигнализировал горнисту, чтобы не открывал рот. Но горнист не понял. Подошёл к германскому императору, взял под козырек и вытянулся во фронт. А Вильгельма разбирает интерес: "За какую победу ваш полк получил эти трубы?" "За взятие Берлина, ваше высочество!" Состояние Вильгельма представляете? Даже его знаменитые усы поникли. Он начал бормотать, что это было случайно, не повторится больше и так далее. Но привычку наезжать в Петербург не оставил. Бедная императрица, она-то надеялась.   

В принципе, ничего плохого в том не было, что русские крейсера строились в Германии. Россия по крайней мере получала качественный крейсерский флот. Немцы много вкладывали в разработку и строительство крейсеров, готовились преподнести горькую пилюлю Великобритании. Чего англо-саксы боялись, так это крейсерской войны. Знаете, почему? Да потому что доля Великобритании в мировом торговом флоте тех лет - более 90 процентов! Потому у англичан и был самый крупный военно-морской флот мира - чтобы защитить свои морские коммуникации.
 
Но и при таком раскладе - головной корабль в Германии, а остальные по его чертежам в России, не обходилось без слабых мест. Дело в том, что проекты были германские, а качество российское. Взять, к примеру, крейсер "Богатырь", построенный в Германии по русскому заказу. По его проекту в России построили три крейсера "Олег" для Балтики, "Кагул" и "Очаков" для Черноморского флота. Да, да, тот самый "Очаков" - "Командую флотом, Шмидт", с многочисленными сыновьями в виде Шуры Балаганова. Это уже из литературы.

Так вот, возвращался "Богатырь" из похода, как огурчик, снова готов выйти в море. А "Олег" после похода, хоть тащи обратно на верфь, что-то подкручивать, что-то подпиливать, что-то подклепывать, что регулярно и делали - развинчивался корабль, я же говорю: качество строительства слабое.

А теперь отвечу на ваш вопрос: почему при таком плотном сотрудничестве России и Германии "Варяг" заказали в Штатах.