Неарх греческий мореплаватель. Открытие Америки

Леонард Позолотин
Неарх —  мореплаватель, флотоводец.
 «Затем увенчал он [Александр] Неарха в награду за путешествие от земли индов по Великому морю…». Арриан. Поход Александра. Кн. 7. 5. 6.
«Всем флотом Александра командовал Неарх, а кормчим корабля, где находился Александр, был Онесикрит, который в сочинении своем об Александре налгал и тут, назвав себя, простого кормчего, навархом. По словам Птолемея, сына Лага, которому я преимущественно следую, кораблей было множество, тридцативесельных же около 80; всех же судов, считая в их числе грузовые для перевозки лошадей, керкуры и прочие речные суда, как старые, давно ходившие по рекам, так и вновь построенные, немногим меньше 2000».  (Арриан. Поход Александра. Кн. 6. 2. 3–4.)
«В это время Неарх, совершив плавание вдоль берегов оров, гадросов и «рыбоедов», пристал к населенному побережью Кармании. Отсюда он с несколькими человеками отправился к Александру рассказать ему о плавании по Внешнему морю. Александр отправил его опять морским путем до Сузианы и до устьев реки Тигра». (Арриан. Поход Александра. Кн. 6. 28. 5.).

 «Опытным в морском деле Неарху и Онесикриту он приказал спустить сильнейшие корабли в море и плыть, пока будет безопасно, исследуя природу моря…». (Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. Кн. IX 10. 3.).
Александр Македонский- царь Древней Македонии (с 336 года до н. э.), выдающийся полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. Рождение 20/23 июля или 6/10 октября 356 года до н. э., смерть— 10/13 июня 323 года до н. э., Вавилон). Место погребения: Александрия, ;Египет. Александр Македонский был одним из величайших полководцев и государственных деятелей древности. С античных времён и до сегодняшних дней за ним прочно закрепилось прозвище «Великий».

Неарх – уроженец Крита, возглавивший флот Александра, человек редкой твердости и смелости», был другом детства Александра, и одним из самых деятельных соратников Александра Македонского. Александр назначил его сатрапом Ликии и Памфилии в период 334 до н. э. — 329 до н. э.
Во время индийского похода Александра Македонского в 327 г. Неарх был хилиархом (высокий государственный пост при особе царя).
При возвращении греческого войска из Индии в Малую Азию, Александр Македонский назначил Неарха командиром всего греческого флота и дал приказание исследовать береговую полосу Индийского моря вплоть до Персидского залива.

Флот состоял из 80-ти военных тридцативесельных триер и 1900 грузовых судов обеспечения, на которых перевозили еду, воду, снаряжение, лошадей и воинов. На каждой триере располагалось 170 гребцов и 30 вооруженных воинов — гоплитов.
В сентябре 325 г. Неарх вышел из устья Инда и, после многих опасных приключений, пристал к берегу Карамании (южного побережья Малой Азии) у устья реки Анамиса, на расстоянии пяти дневных переходов от места стоянки царя, который вскоре после отплытия Н. потерял из вида флот и крайне беспокоился об его судьбе. Александр, во время перехода по пустыне Гедрозии, потерял почти 3/4 своего войска, Флот под командованием Неарха невредимо дошел до Персидского залива. Неарх убедил царя дозволить ему отправиться к Тигру, вдоль восточного берега Персидского залива, и счастливо совершил этот переход. После этого Неарх. принял новое поручение царя — исследовать берега Аравии и Африки, но смерть Александра расстроила план экспедиции.
Свое путешествие вдоль индийского побережья от Инда до устья Тигра Неарх описал в сочинении, которое использовалось древнегреческими историками   Страбоном и Аррианом.

После смерти Александра Македонского в Вавилоне произошло перераспределение сатрапий. Неарху оставалось в управление Ликия и Панфилия. В борьбе диадохов он не принимал участия 301 г до н.э. сильнейший из диадохов, Селевк контролировал практически весь восток империи Александра от Индии до Киликии. Селевк предложил Неарху полностью снаряженный флот с припасами и людьми в обмен на его провинции на юге Малой Азии. Все траты брал на себя Селевк. Неарх принял это предложение. Договор был заключен и весь 298 г. до н.э. в персидском заливе строился огромный флот.    
                К осени 297г. он уже был полностью снаряжен и готов к отплытию. В составе флота было 40 боевых кораблей и 90 грузовых с и множеством припасов и разного скота: коней, коров, овец, коз, свиней. На флоте собирались люди из многих провинций, Собралось: 1500 моряков, из которых 1000 были финикийцами и 500 греками. В их составе были греки, македонцы, персы, сирийцы, вавилоняне, среди которых были и евреи, Было там и 500 женщин, подруг офицеров и для обслуживания экипажей.
После создания флота перед Неархом стоял выбор: восток, или юг. Неарх помнил, с каким трудом давалось покорение западной раздробленной Индии Александру.
 Индия же, по словам Селевка, объединена Чандрагуптой. Оставался путь на юг. Неарх планировал основать свое царство, найдя подходящее место в Африке, сперва заложить колонии, потом постепенно привозить девушек и новых колонистов из Вавилонии.
Дождавшись попутного ветра, флот вышел в море и исчез. В старом мире продолжалась борьба диадохов, Всем было не до исчезнувшего флота, его никто не ждал и о нем забыли.

Август 297г до н.э. Экспедиции   вышла из Персидского залива незадолго до начала периода попутных зимних муссонов, которые и подхватили их около экватора.                Дальше пошли экваториальные леса, Флот все шел, леса сменились пустынными савннами, где можно было править слонами и носорогами.

Январь 296г до н.э. Ушедшие от рифов у побережья корабли подхватило Мозамбикское течение, позади остались Замбези и Лимпопо, от восстания спасало только то что и ветер, и течение несли на юг и вернуться не было возможности. Появились Драконовы горы, климат становился более умеренным и привычным. Моряки уже стали высматривать подходящую бухту, готовясь к основанию греческой колонии в Южной Африке. Но вдруг началась буря, погибла почти половина флота, пропал и корабль Неарха.  Остальные суда отнесло штормом западнее Доброй Надежды, ветер и течение понесли их на север.

Март 296г до н.э. Они высадились в устье Оранжевой. Юг пустыни Намиб не внушал желания остаться. Желание основывать царство пропало, как и сам предполагаемый царь, а из оставшихся офицеров никто не обладал опытом и решимостью, чтобы добиться намеченного. Все хотели домой, и единственным путем для этого был путь на север.
Географы флота помнили об экспедиции финикийцев, обогнувших Африку за 3 года. Двигаться назад не имело смысла - пришлось бы идти против течения и ветра. Редкие деревья на полупустынной земле, как и наиболее поврежденные суда пошли на ремонт кораблей. На кое как заплатанных посудинах они поплыли вдоль Берега Скелетов, и ветер и течение вновь стали попутными. Держась в виду, но не вплотную к берегу они плыли больше недели пока пустыня не стала смягчаться, и они не смогли остановиться и набрать воды (Лебиту), В поисков лесов для починки кораблей (местные баобабы их не устроили) они продолжили плавание, молясь всем богам о хорошей погоде и попутном ветре. Боги были милостивы.

Июль 296г до н.э. корабли достигли желтых вод устья великого Заира (Конго). Это были 65 грузовых судов, океан оказался жесток к низкобортным боевым галерам. Но часть народа с погибших кораблей удалось подобрать, поэтому на берег вышли 6000 изможденных человек. Там они остановились на три месяца, ремонтировали корабли, строили новые, выращивали хлеб, откармливали скот, торговали с земледельческими, хотя и не знающими металлов племенами банту, а перед отплытием даже прикупили у них некоторое количество женщин для матросов. Наконец, корабли были готовы, урожай собран, люди отдохнули от путешествия и рвались плыть дальше (остаться в дебрях Конго желающих не нашлось).   

Октябрь 296г до н.э. Флот из 90 грузовых судов (починенных и вновь построенных) двинулся в путь, но у экватора встретился с новой бурей. Понимая, что укрыться не успеть, корабли повернули в открытое море, чтобы их не разбило о берег. Вскоре меняющийся ветер подхватил суда и понес еще и еще западнее, пока корабли не подхватило южное пассатное течение. Ветер и волны, словно сговорившись, уносили флот Неарха все дальше от берега. На десятую ночь коварным течением почти половину отставших кораблей отнесло южнее, и они попали в бразильское течение, остальных же начало сносить на северо-запад мимо Бразилии и Гвианы, прямо к Малым Антильским островам.

Америка.
Январь 295г до н.э. Основную часть флота (53 корабля) вынесло прямо к острову Мартиника, и корабли пристали к побережью, ибо нуждались в ремонте. Немногочисленные туземцы убежали в горы в страхе от этих плавающих гор. Видя небольшие размеры острова и цепочку соседних островов, моряки не хотели задерживаться, надеясь найти материк в умеренных широтах севера. Ученые, плывшие с флотом, вспоминали слова Платона о противолежащем материке, куда плавали атланты. Но переселенцы поневоле из иранских областей царства Селевка показали, что он не напрасно боялся их своеволия, и отказались возвращаться на корабли. В стычке они захватили часть припасов и некоторых офицеров, которых и поменяли на условиях раздела зерна, свиней, кур, даже ослов.

Вновь уменьшившийся вдвое (в людях) флот поплыл дальше. Они обогнули Антилы, Багамы, Флориду, пока состояние оставшихся 46 полупустых кораблей не вынудило моряков в середине лета встать на стоянку в южной Каролине. В это время южная часть кораблей блуждала по океану в поисках друг друга. Им удалось сбиться в две большие группы. Первую, из 14 кораблей, вынесло на берег у Бразильского плоскогорья у горы Бандейра чуть южнее Рио-де-Жанейро. Вторую, из 18 кораблей, отнесло дальше, к эстуарию Ла-Плата. Так окончилось плавание великого флота Неарха.

«Значит, это еще не край света? Но где же он тогда? Если правильны выводы моих географов, что океан омывает весь населенный нами мир, то, наверное, можно достигнуть края света на кораблях, переплыв океан?»  Так мог размышлять Александр Македонский.

P.S.1
Возможный путь флота Неарха в Америку.
Самое быстрое в Атлантике течение над тектоническим разломом Ровшан могло донести суда до острова Фернандо-ди-Наронья, от которого до побережья Южной Америки всего 200 миль. Способствовать движению в этом направлении могли и местные западные ветра, дующие в сторону неизведанного континента. Македонцы были набожными людьми и, сбившись с курса, могли воспринимать западный ветер, дующий в их паруса, волей богов, которой они обязаны довериться.
Флот дошел до Нового Света, и команды высадились на тихоокеанском побережье
Когда македонский флот дошел до Южной Америки, перед тем как ступить на новые берега, моряки и солдаты надели на головы шлемы, копии которых позднее носили племена мочика. Исследователи индейских культур отмечали, что у аборигенов были прочные плетеные головные уборы с загнутыми гребнями, которые очень похожи на металлические шлемы времен Александра Великого.

P.S.2
Несколько лет назад американский ученый Глэндвин предположил, что корабли Неарха из-за июньских муссонов в Аравийском море повернули не на запад, курсом к Африке, а на восток, в Индию, где мореходы пополнили запасы провизии и подобрали оставшихся там после похода Александра солдат. 
Он предположил, что флот Неарха отправился на восток и дошел до берегов Америки, где дал начало многим обычаям и ремеслам.  Ученый выстроил собственный маршрут кораблей Неарха. Это был путь флота на восток, вдоль берегов Южной Азии. 
Две остановки в Индии — у Южной оконечности полуострова, потом на его восточном побережье. Далее флот пошел к Бирме, потом на юг, вдоль Малаккского полуострова, на его юге вновь повернув на восток. И оттуда — вдоль северного берега Суматры, через пролив — к Индонезии, потом к Новой Гвинее и островам Полинезии. В конце концов, доплыли до Нового Света и высадились на тихоокеанском побережье Центральной или Южной Америки.
Люди, ступившие на берег Нового Света, пишут Глэдвин и Ирвин в подтверждение своей гипотезы, надели в предвидении боя боевые шлемы. На рисунках пирамид индейцев мочика изображены точно такие же. Позднее индейцы   переняли этот тип боевого снаряжения, и исследователи Америки отмечают, что у индейцев-  -  воинов племени мочика.   имелись прочные плетеные головные уборы с загнутым гребнем – копии греческих шлемов времен Александра Македонского. Такие же шлемы поразили капитана Кука, увидевшего их у жителей Гавайских островов…
Косвенными доказательствами контакта индейцев с носителями эллинистической культуры ученые называют схожие игры, распространенные как в древнем Средиземноморье, так и в Америке.
Малочисленные пришельцы стали высшей прослойкой общества и брали в жены местных женщин. Прошли годы, и греки, македонцы, финикийцы, египтяне растворились в многочисленной среде островитян, а их правнуки забыли прошлое предков, но сохранили высокий статус, символом которого стал боевой шлем гоплита. Металлические каски «съело время», и потомки пришельцев стали делать из дерева их копии, а в гребень вместо конских волос вплетали перья птиц.  Сходство шлемов, и не только, заметно даже малосведущим: Несмотря на сотни (!) собранных доказательств, версию объявили фантастической и от нее отказались.