После Апокалипсиса

Олег Кошмило
После Апокалипсиса
Религиозно-литературный этюд

...Они вышли из пещеры, сели на обширный камень и стали смотреть, как встающее солнце лило на склоны гор мягкий свет и покрывало море слепящим блеском. Отрок оборотился к седовласому человеку и спросил: 
; Отче Иоанн, что же мы написали?
Обремененный вопросом молчаливо медлил с ответом, озирая горизонт. И все же заговорил:
; Не знаю, Прохор… Трудно сказать… Но попробую… В моем понимании эта поэма призвана замкнуть всё Божье послание, придать Христову сказанию о человеческом мире стройность и целостность художественного творения, соединить альфу и омегу… Вот у нас уже были книги великого пророка Моисея и послания других пророков ; Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, других. Пятикнижие содержит в себе связь эпох, весьма разнесенных во времени. В нем повествование идет от Адама до эпохи праотцев, от эпохи праотцев к эпохе пророков, и от эпохи пророков к эпохе царей, и от неё ; к Христу и Церкви. А главное, в нём имеется событие начала, откуда всё есть пошло. В этом начале и сотворение мира Господом, и первородное преступление первыми людьми круга Божьей заповеди. И начало положило отсчет конкретному летоисчислению сроком примерно в пять тысяч лет. Древнее писание Моисея вывело человеческий мир на линию того, что мы называем историей. Историческая линия, имея точку отсчета, предположительно может продолжаться до бесконечности. Однако на деле у исторического вектора в свете Священного Писания два конкретных полюса ; начальный и конечный. Так, начало здесь это плохая свадьба как нарушившая Божий запрет связь первых мужчины и женщины Адама и Евы. А конец ; плохая смерть как убийство Бога. Смерть эта плоха тем, что в ней нет воскрешенья. В рамках единой сцены жизни семьи Адама и Евы последствием оказывается убийство одним их сыном, Каином другого их сына, Авеля. В итоге такая историческая продолжительность имеет категоричную и направленную логику связи указанной плохой причины и указанного плохого следствия. Живя здесь в Элладе, в Эфесе, я ознакомился с учением о логике философа Аристотеля. Сей язычник положил порядок, в котором причинная форма как необходимая сущность определяет последующее содержание как возможное существование. Такая логичность в полной мере описывает парадигму историчности, которая представлена в ветхозаветном повествовании, где плохая причина как первородный грех ведет к плохому следствию в событии Богоубийства…
; То есть ; простите, отче Иоанн, что перебиваю ; получается, что Моисеева  историчность и логичность Аристотеля одной природы?
; Да, они соотносятся как исторически конкретное содержание и теоретически отвлеченная форма... И вот всё оно всё было так ветхозаветно и логично до Христа. А Сын Божий пришел и поломал логику ветхозаветной историчности, придав её поэтическое измерение. Событием своего явления Он включил вертикаль логики в горизонталь поэтики. Поэтичность Христова события, прежде всего, в том, что он сам воплощенное Слово и Имя, что было в начале. А главное ; это то, что он преодолевает логику земной жизни тем, что после естественной смерти чудесным образом воскрес. И чудесность воскресенья в полной мере присуща поэтичности, поскольку она в отличие от логики   содержит доступ к Божьему имени. Характерно, что свою логическую теорию Аристотель предваряет заявлением, что «по природе никакого имени не существует». И этим сказано, что вертикаль логического перевеса необходимой формой субъекта возможного содержания предиката запрещает свечение Имени Бога, которым полнится горизонт поэтики. Условием этого свечения оказывается собственно подобная коромыслу весов горизонталь равновесия поэтической образности. Поэтика это итог переворачивания логики. И у этого переворачивания есть конкретное место ; гробница Христа, о которой мне напоминает эта пещера. Метаморфоза логики в поэтику здесь сбывается в том, что, когда распятого и мертвого Равви положили в гробницу, то по прошествии трех дней эта гробница оказалась пуста. Когда, войдя в гробницу, свидетели наклонились, то увидели лишь лежащие пелены и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. А потом уже иные из нас обнаружили самого Равви воскресшим, живым во плоти. А между Христом и Марией Магдалиной даже произошел диалог. Она вначале приняла Его за юношу-садовника и спросила: «Господин! Если ты не вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его!». А Он ответил: «Мария! Не прикасайся ко мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а или к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». В той Христовой пещере происходит ключевая перемена, когда плохая смерть оборачивается в смерть хорошую, поскольку смерть эта искупительная и спасительная. Поминаю, как Равви говорил: «Истинно, истинно говорю  вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Именно в это событии логика причинения плохой свадьбой плохой смерти переходит в поэтику причинения хорошей смертью хорошей свадьбы.
; Но о какой свадьбе идет речь? ; Изумленно воскликнул отрок.
; Как ; о какой?! Какой же ты невнимательный, Прохор! Ты же сам это всё записывал! Как именуется Христос в Откровении?! Жених Небесный. А Церковь называется его земной Невестой. Вот их свадьба и будет венцом истории. Тем самым вот он строй всего Писания: от плохой свадьбы к плохой смерти; от плохой смерти к смерти хорошей; и от хорошей смерти, из которой есть воскресенье, к хорошей свадьбе. Собственно, эту вселенскую свадьбу предвосхищает и земной путь Равви, чье самое первое чудо свершается в Кане Галилейской и как раз на свадьбе. Семьи галилейских молодоженов были столь бедны, что у них было вина, чтобы как то справить торжество; и тогда Христос, сжалившись на ними, превратил воду в кувшинах в вино.
; И это было вино?! - Вопросил изумленно Прохор.
; Истинно так. ; Подтвердил отче. ; Я пил из тех кувшинов и то было вино. Словом, отнесшись с таким благоговением к обычной свадьбе, Христос достаточно ясно показал свадебную эсхатологию мира.
…Двое еще долго просидели на камне, дождавшись, когда светило, опустившись за горы, наполнило чашу острова красным вином заката…               
               


Патмос, август 2023 г.