Ограниченность совести

Рейтаро Уза
Нет правил более изменчивых, нежели правила, внушенные совестью.
© Л.де К. Вовенарг

Помни, что нет тюрьмы страшнее, чем в голове.

© В.Р.Цой


Я сейчас после твоего ответа знаю и понимаю ровно столько же, как и до него.
© Эдуардо



Вряд ли даже все коренные жители города знали о существовании этой столовой, где бесплатно раздавалась еда нуждающимся. Таковыми могли оказаться и бездомные, и одинокие старики, и опустившиеся на самое  социальное дно наркоманы с алкоголиками, и просто временно испытывающие трудности бедняки, мигранты и беженцы. О таком не хочется знать. Поэтому некоторые горожане, проходя мимо этого здания в часы работы столовой, искренне удивлялись и очереди на улице, и разнообразному контингенту в ней.
Среди завсегдатаев заведения было, действительно, не мало занимательных и чудных персонажей. Это и очень полный мужчина средних лет, всегда чем-то недовольный, своим ворчанием и неиссякаемым красноречием привлекающий к себе внимание не только собравшихся вокруг собратьев по несчастью (как-никак, всё же, каждого сюда приводит нужда), но и ожидающих автобуса на противоположной стороне людей, да и просто пешеходов. Есть и вполне безобидный худощавый аутист лет тридцати, который всегда ведёт нескончаемый диалог с кем-то, кого никто не видел, так что внешне походило, что парень проводит какой-то стрим или слишком бурно обсуждает с кем-то, кого слышит в невидимых и несуществующих наушниках.
И если снаружи все разговоры сводятся к тому, когда начнут выдавать, что вкусного будет сегодня, то внутри можно было услышать иные беседы.

- Все думают, что совесть - это что-то такое же, как и честь, но, на самом деле, она больше похожа на дорожный указатель, который либо предупреждает, либо подсказывает, что нужно сделать или что ожидает в пути. А дальше человек совершает свой выбор, и в этом заключается ограниченность совесть, - поучал кого-то за своим небольшим столиком грузный мужчина с седой бородой киношного боцмана и гладко выбритой головой. Его собеседником оказалась маленькая тряпичная кукла, которая была единственной вещицей, оставшейся из прежней жизни, где были престижная работа, любимая семья, жена и дочь. Всё это исчезло в результате давней автомобильной аварии с летальным исходом и долгой реанимацией, съевшей все сбережения и страховки. Какое-то время коллеги и соседи помогали ему, но потом потеряли из виду. После долгих скитаний мужчина осел где-то здесь поблизости и стал завсегдатаем этой столовой. Не торопясь и смакуя суп, он продолжил свои размышления:

- Когда-то великий философ Кант говорил, что "меня удивляют в жизни две вещи: звёздное небо над головой и моральный закон во мне". И многие думают так же, как он, что совесть - это то, что внутри человека.* На самом же деле, это то, что приходит к нам извне. Что? Не согласна? Хочешь возразить, какие ограничения могут быть у совести? Она либо есть, либо её нет, думаешь. Смешная ты, у всякой вещи есть время и место. Ух, ты! Даже мясо в супе есть... Подожди, не перебивай, дай насладиться едой. Я понял тебя. Хочешь спросить, что глупость тоже ограничена? Даже сильный аргумент приготовила - знаменитое выражение про безграничность глупости и Вселенной, хотя по отношению к Вселенной есть сомнения?* Знаешь, м-м-м-м, это просто красивая фраза. Мы часто видим выпукло там, куда смотрим или где соприкасаемся с чем-то. Человек многогранен, понимаешь, и в другой своей части, других делах может быть совсем иным. Вот, например, возьмём учёных, - сказал мужчина своей маленькой собеседнице и с сожалением отодвинул в сторону пустую тарелку, причмокивая. - Каждый из них может быть замечательным и гениальным в своей области, и при этом в обычной жизни  абсолютно беспомощным, как младенец.

Отпив глоток остывшего кофе, смакуя его во рту, мужчина наклонился к кукле и продолжил изложение своих мыслей:

- Или учителя, которые сталкиваются  с огромным количеством людей и, казалось бы, имеют огромный жизненный опыт, зачастую в том, что касается себя, бывают юридически неграмотны. Просто они привыкли смотреть на людей сквозь призму своей профессии. Это тоже чревато искажённым восприятием мира. Им, учителям, тоже нужно выходить за рамки своего привычного мира - творить, путешествовать, иначе, они замуруются в коконе своего мирка без возможности развития и замрут, как мухи в янтаре.

Мужчина с сожалением посмотрел на опустевшую кружку, завернул в салфетку булочку и спрятал в рюкзак. Уходить он не торопился, поэтому продолжил:

- Хорошо давай, вернёмся к совести. И в чём же её ограниченность? Она всегда даётся нам извне и располагается, как бы, по обочинам нашего жизненного пути, словно дорожные знаки, которые предупреждают об опасности или о том, как нужно поступить правильно. Именно от нас зависит, принимать эти правила или нет. Это всегда процесс какого-то выбора. Личного или совместного коллективного, но выбора.  Или, например, не все из них можно всегда безоговорочно принимать. При этом сами наши установки могут быть ошибочными, а знаки переставлены из баловства или вредного умысла проходимцами. А ещё, военное время диктует свои правила, которые написаны кровью погибших. И вот их игнорировать нельзя. Тогда даже стыд не поможет. Ведь он есть внутреннее состояние нашего осознания нестыковки своих действий с теми знаками на дорожном пути, что мы видели, но не приняли во внимание.

Вдруг он замолчал и стал всматриваться через окно в группу парней, сидевших на противоположной стороне в летнем кафе справа от остановки. Что-то неуловимо знакомое было в них, особенно в том, который размахивал руками и о чём-то рассказывал.

- Парни, я тоже так думал сначала, - очень громко и твёрдо говорил,   показавшийся знакомым мужчине, молодой человек. - Мы были молодые, злые и голодные, желали всего и побольше. И тут совесть была лишней. Помните, нам как-то учитель наш говорил, что совесть ограничена тем, что приходит со стороны и навязывается воспитанием.

Его собеседники закивали активно головами, а один из них, поправив очки на носу,  уточнил:
- Хоть у нас он вёл только на замене, но хороший был мужик, жаль, что погиб в аварии.
- Не погиб, а долго лечился и уехал за границу на реабилитацию, - возразил сидевший с ним рядом здоровяк.
- Да, неее. Я слышал, что он пропал. Его не то ограбили, не то обанкротили и выбросили на улицу, а там он спился, кажется,  - поддержал разговор четвёртый собеседник и с жадностью допил пиво из кружки в своей руке.
- Вот вы - сказочники! Да, жив он и здоров, в прошлом году видел в реабилитационном центре. Мы там фасадную рекламу делали, а он какому-то старику помогал оформляться. Жаль торопились тогда, не успел его поблагодарить за всё, чему он пытался научить. Но я не об этом хотел сказать. Короче, после школы уехал я в столицу. Чтобы выжить, занялись бизнесом с однокурсниками. Где нахрапом, где обманом, в общем, года через три-четыре поднялись, стали зарабатывать неплохо. Однажды попал я в больницу после большой передряги, лежу в палате, размышляю о случившемся. Человек пять ещё лежачих. Как-то разговорился с соседом. Оказалось, что он когда-то года полтора жил в нашем городе и даже учился в  нашей школе. После пары откровенных разговоров он сказал мне, что мы не правильно поняли объяснение учителя про ограниченность совести. Дело не только в том, что она приходит к нам со стороны через воспитание и знания от других людей - родителей, стариков, учителей. Главное, как мы настроены их слова и примеры понять, осмыслить и принять. Вот это и есть главный ограничитель нашей совести - мы сами.
В общем, уехал я после этого из столицы, попутешествовал год, занимаясь разными делами, обучаясь всему новому и интересному. И понял, что прав был наш учитель, давая нам самим узнать и понять кое-что в этой жизни. От того, что оно пришло к нам через набитые шишки и мозоли, через наши мечты и мысли, через дела. А карма это, рок, судьба, бог, природа, законы Вселенной - всё едино раз работает. Когда что-то идёт изнутри тебя, от сердца всё будет правильно и получит свою оценку, а вместе с ней или новые границы, препятствия, или простор для развития, свободу.

- Блин, во загнул! С ходу фиг поймёшь, - сказал сидевший напротив говорившего парень, теребя очками переносицу.
- Вот поэтому давайте выпьем, - предложил здоровяк, поднимая новую кружку с пивом, которое успел заказать для всех. - За совесть! Едрить её... чтобы была у всех!

Глядя на шумно чокающихся в уличном кафе напротив парней, посетители благотворительной столовой (кто с завистью, кто с ревностью, кто с умилением, кто с приятными воспоминаниями) молчаливо закивали головами. В этом жесте красноречиво понималась единственная фраза: "Эх, молодёжь!.."

© 05.09.2023
==========================
* Люк де Клапье де Вовенарг (1715 — 1747) — французский философ-моралист.

* более точно смысл цитаты о совести немецкого философа раскрывает другая его фраза: "Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону."

* имеется в виду популярная цитата «Две вещи бесконечны: Вселенная и человеческая глупость — и я ещё не совсем уверен насчёт Вселенной», которую ввёл в оборот психиатр, основатель гештальт-терапии Фредрик Перлс в своей книге «Эго, голод и агрессия: пересмотр теории и метода Фрейда» (1942), упомянув при этом в её контексте Альберта Эйнштейна, доказавшего конечность вселенной. Правда, позже, в 1969 году Перлс припишет эту фразу самому великому физику.