Про миграцию

Артем Новоседов
Время войн и геополитических потрясений - это время и значительных миграционных потоков. Люди спасаются от смерти, голода, безработицы и нищеты. В англоязычной литературе обычно разделяют 2 понятия: asylum seekers и refugees. Первое относится к тем людям, которые пытаются легализовать свой статус долгосрочного пребывания в другой стране уже после того, как там оказались. То есть речь идёт об изначально нелегальных мигрантах. Второе понятие относится к тем, кто пытается получить разрешение на въезд в другую страну прежде, чем там оказаться. Это те, кто пытается спастись, не нарушая закон о пребывании в другой стране. Таким образом,  asylum seekers - это нелегалы, а refugees - беженцы. Хотя англо-русские словари нередко переводят оба слова одинаково как "беженцы".

Доля мигрантов как % от населения мира за последние 60 лет выросла с 2% до 3.5% с повышательным трендом - это по данным Demoscope (по данным некоторых других зарубежных источников, за тот же период аналогичный показатель был куда более стабильным и менялся в более узком диапазоне 3-3.5%). При этом доля refugees в общем потоке мигрантов претерпевала более существенные изменения, меняясь в диапазоне от 2% до 12%. Странами-лидерами по количеству беженцев-refugees (как доля от населения страны) за это время были Афганистан (около 50% населения) и Сирия (35% населения). На третьем месте, по некоторым оценкам, теперь Украина (18% от населения). Россия входит в число мировых лидеров не только по входящему потоку миграции, но и исходящему с большой долей в населении как иммигрантов, так и эмигрантов. При этом доля мигрантов в населении страны, по данным Demoscope, в 1995 и в 2020 была практически одинаковой - 8%, что даже может вызвать сомнение в правдоподобности официальных цифр.

Качество мигрантов в разных странах довольно существенно разнится. В частности, в России за период с 2014 по 2020гг доля мигрантов с высшим образованием не превышала 23%, согласно исследованиям ИНП РАН. В Великобритании все последние годы большая часть мигрантов - это люди, которые приезжают с целью получения образования (не только высшего, но и среднего). В России таких, т.е. въезжающих с целью учёбы, по данным Demoscope, лишь 4%. Вообще, за период после 1990 года во всём мире наблюдается рост доли квалифицированных мигрантов (как правило, людей с высшим образованием, либо находящихся в процессе его получения), увеличившись за это время с 30% до более 40%, т.е. мигрантов без высшего образования всё ещё больше половины, но с годами их число падает: доступность высшего образования в мире растёт.  В Великобритании секторами экономики, наиболее зависимыми от европейской миграции, являются гостиничный бизнес и транспортные услуги, а стройка - на 5 месте. В России, согласно данным исследований ИНП РАН, 60-70% мигрантов работают в сфере строительства (нужно отдать должное властям: с 2000 года ввод нового жилья в стране увеличился с 20-40 млн.кв.м. до 80-100 млн.кв.м. в год), около 11-12% работают в сфере сельского хозяйства и животноводства, транспортные услуги (такси и пр) - около 6-9%, уборка помещений - 5-10%.

В одном недавнем американском исследовании, которое можно найти на сайте stlouisfed.org под заголовком "The allocation of immigrant talent across countries: Earnings gaps", измерили как сильно отличаются заработки мигрантов и местной рабочей силы в 19 разных странах Европы и Америки, включая США и Россию, в разрезе типов выполняемой работы. Отдельно выделили работу с рутинными операциями, выполняемую руками (уборка, стройка и тп). Любопытно, что в России мигранты зарабатывают на 20% больше местных на такой работе, что не наблюдается больше нигде из остальных 18 стран.

В то время как многие россияне в этом году принимают участие в СВО, выдача российских паспортов гражданам Таджикистана превысила даже показатели прошло года за первые полгода, о чём свидетельствуют данные МВД, как поведал депутат Миронов "Парламентской газете"..