Актёр Алексей Смирнов. Мизинца его они не стоят

Лариса Прошина-Бутенко
 
   АЛЕКСЕЙ МАКАРОВИЧ СМИРНОВ
   Во время Великой Отечественной войны
   и в мирные годы.

Чем больше я узнаю людей,
тем больше люблю собак.
   Актёр Георгий Вицын 
               
                АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ. МИЗИНЦА ЕГО ОНИ НЕ СТОЯТ!

  ОНИ - авторы фильма.
  На телеканале  ТВЦентр 10 августа 2022 года в 17=00 был показан д/фильм «Алексей Смирнов. Свадьбы не будет». Возрастной ценз +16. Значит, не для детских ушей и глаз. О храбром фронтовике, актёре, который оставил о себе самую светлую память; не сыграл в кино убийц и предателей!
   Не актёр виноват, что поставили +16, а авторы фильма (совершеннолетие в России наступает в 18 лет; 16 лет – ещё ребёнок – здесь и дальше пояснения в скобках мои – Л. П.- Б.). Пошлости в д/ф много.
   Конечно, детям не надо рассказывать о том, как залезли авторы фильма в брюки мужчины и что они там увидели. Не в прямом смысле, к счастью, а в переносном. Но пошлости от этого не меньше.

    Ещё из фильма об актёре: «нелепый толстяк», «пил, плакал пьяными слезами, увлекался едой, много ел, никого не хотел слушать», «сам считал себя неудачником», «он не мог сыграть Гамлета», «топил горе водкой»…
   Позор на ваши головы, авторы фильма! Видно, захотелось вам присовокупиться к славе известного в России человека.
   Слово «присовокупиться» принадлежит кинорежиссёру, актёру, публицисту Никите Михалкову. Сказал он его в своей авторской телепрограмме «Бесогон» 7 октября 2022 года (телеканал «Россия-24). Название «За скобками». Тема: о разного рода клевете, лжи, пошлости. «Устали люди от пошлости», - сказал он. И я с ним согласна.

   Именно опошленный образ Алексея Макаровича, фронтовика, эксклюзивного, оригинального комедийного актёра, заставил меня ещё раз рассказать о нём то, что я знаю.
   И сказать людям, которые состряпали названный фильм, что они не профессионалы, а халтурщики. И циники. А ещё – неблагодарные потомки!
   К сожалению, не могу назвать фамилии сценариста, режиссёра, продюсера, студию или кинофирму. Как только закончился фильм, титры побежали так быстро, словно им было стыдно за авторов.  А в Интернете их тоже нет. Выдаётся информация о художественном фильме «Свадьбы не будет», появившемся значительно раньше. Авторы д/ф об Алексее Смирнове ещё и чужое название экспроприировали. 

   Здесь же, на Прозе.ру, я давно уже опубликовала статью «Сандружинница Анна Левина и актёр Алексей Смирнов»; есть там и фотография.
    Анна Левина, санитарная дружинница, выпускница медицинских курсов Коминтерновского районного комитета Общества Красного Креста Москвы. Через некоторое время после того, как началась Великая Отечественная война, Анна (год рождения 1923) вместе с большой группой сандружинниц была направлена сначала на рытьё противотанковых заграждений в местечке Мосолово Смоленской области.

   В разной литературе, в частности и в военных мемуарах маршала Советского Союза Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления», есть рассказы о том, как жители Москвы и не только столицы – женщины, студенты, старшеклассники – возводили преграды для вражеской военной техники. Работа была тяжёлой, но никто не жаловался. А молодёжь даже пела и танцевала, как только была возможность отдохнуть.

   Когда в том районе появились вражеские самолёты и танки, сандружинницы вынуждены были уходить в тыл. Их колонну вёл военный. Через несколько суток они оказались в прифронтовом тогда ещё городе Вязьме. Это было в середине июля 1941 года.
   Именно там в то время формировался сортировочный эвакуационный госпиталь (СЭГ) № 290 – главная медицинская база Западного фронта. Госпиталю очень нужен был персонал разного профиля. Туда и направил Вяземский военкомат сандружинниц-москвичек.

   Тогда Вязьму можно было назвать передовым краем фронта. Шли тяжёлые бои. Непрерывные налёты вражеской авиации. Город и его окрестности горели. В госпиталь в сутки поступали тысячи раненых. Но Анне Левиной казалось, что она будет нужнее на фронте, а не в госпитале. Она и ещё две её подруги сбежали.
   Об этом и о том, как сандружинницы оказались в 169 миномётном полку, есть подробности в моём очерке «Сандружинница Анна Левина и актёр Алексей Смирнов».
   «Свадьбы не будет» - как бы д/ф – документальный фильм; на самом деле, там есть игровые сценки. Зачем? Моё мнение: чтобы был виден цинизм авторов фильма. А их, конечно, мнение: красивше будет.
   На самом деле, те сценки – придумки то ли сценариста, то ли режиссёра. Никто из них свидетелями не был в тех ситуациях жизни актёра-фронтовика. Я считаю, что в документальных фильмах о конкретных личностях не должно быть никаких игровых кусков.

                ТАК ПОЧЕМУ НЕ БЫЛО СВАДЬБЫ?

   В год победы над фашистами Алексею Смирнову 25 лет. Он – красивый, физически развитый мужчина (в Интернете есть его фото довоенной и военной поры). Почему, вернувшись с фронта, он не женился? В названном фильме несколько версий. Разберу их.

                НЕ СУРОВАЯ, А НЕСЧАСТНАЯ МАМА

    ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ.   
     Авторы фильма «Алексей Смирнов. Свадьбы не будет» утверждают, что мама была виновата. Передаю суть тех утверждений, а не дословно.  Он, сын, был для неё кислородом. Мама сидела у окна и ждала его. Если Алексея долго не было, у неё начинался приступ безумия.
   Ещё из этого фильма: «маменькин сынок»; «психически нездоровая мать, которая контролировала каждый его шаг»; «Не вздумай за новой соседкой ухаживать!», - говорила мама; «мать вытолкала женщину, на которой он хотел жениться; у неё были дети».

ЛОЖЬ!
   Если бы сами авторы фильма это всё видели, я бы поверила. Но они не могли этого видеть и слышать, потому что те события – дела давно минувших лет. Наскребли сплетен из разных, может, книг или, может, россказней как бы друзей Алексея Макаровича. В названном фильме был такой «друг» - Лев Сидоровский, пожилой человек. Ни одному его слову я не поверила.

   Из ВИКИПЕДИИ:
   «Алексей Макарович Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилов Ярославской губернии, РСФСР; русский. Отец Макар Степанович, мать Анна Ивановна. В середине 1920-х годов Смирновы переехали в Ленинград. Отец рано умер».
   Ещё такая информация из этой энциклопедии: в семье был и младший сын Аркадий.
   Жили в коммунальной квартире по адресу: улица Петра Лаврова, дом 44. Алексей учился в школе №2 Центрального района (сейчас школа №163 Центрального района).

   В очерке «Сандружинница Анна Левина и актёр Алексей Смирнов» я рассказала, что была знакома с Алексеем Макаровичем. Повод для знакомства был такой: Анна Левина.
   У меня есть фотография, на которой более тридцати молодых женщин – санитарных дружинниц. Снимок был сделан 6 июля 1941 года накануне отбытия на фронт выпускниц курсов Коминтерновского райкома Общества Красного Креста Москвы. Среди них есть и Анна Левина. Она была командиром той московской сандружины.
   Фотографию я увидела через много лет после того события. Мне захотелось узнать, как сложилась потом жизнь у них - молоденьких и хорошеньких; выжил хоть кто-нибудь из них в страшной войне с фашистами.
 
   Постепенно появились адреса.  Мне удалось разыскать несколько женщин, запечатлённых на фотографии. К сожалению, и до сих пор не знаю, все ли они выжили, кто вернулся живым домой (подробности поисков в моём предыдущем очерке).
  Я сразу же узнала, что Анна погибла. Мне рассказали об этом её подруги по той санитарной дружине. От них же я узнала, что Анна, как санинструктор, с 1941 года служила в 169 миномётном полку.
   А точнее – три подруги-санитарные дружинницы были приняты на службу в батальон (позже тот батальон был преобразован в полк) в сентябре 1941 года; это было в районе г. Ельни Смоленской области. Попали они сразу в ад войны.
   В ответных письмах однополчане-миномётчики рассказали, какой смелой была Анна, как под обстрелами перевязывала раненых, вытаскивала их с поля боя. В числе её однополчан был и Алексей Смирнов. Я написала ему письмо. И он разрешил приехать к нему в Ленинград мне и фотокорреспонденту Владимиру Водовозову. Это было в 1976 году.

   Вернусь к воспоминаниям о матушке Алексея Макаровича - Анне Ивановне. Эта несчастная женщина давно в мире ином, но не оставляют её душу в покое и в 2020 году (названный документальный фильм был сделан именно в том году, с тех пор и показывается). А потому я хочу её защитить от разных «умников».
   Расскажу о своём впечатлении при встрече с Анной Ивановной.
   Когда бы и кто бы не рассказывал об Алексее Смирнове, обязательно вставляют, что его матушка была сурового нрава. И обычно показывают её маленькую фотографию, называемую «визиткой».  По фотографиям нельзя судить о характере человека. Иногда такое получается фото, что сам себя не узнаёшь.

    Алексей Макарович познакомил нас с мамой.
    Анна Ивановна была худенькой женщиной; под тонкой кожей виднелись голубые жилки. Интеллигентная, сдержанная женщина.  Много тяжёлых испытаний выпало на её долю.
   Как было уже сказано, муж её рано умер. И она одна растила двух своих мальчиков. Всё бы дальше было хорошо, если бы не началась Великая Отечественная война.
   Младший её сын Аркадий погиб чуть ли не в первые месяцы войны. Пережила блокаду в Ленинграде. Старший сын Алексей все годы войны был в самых горячих точках разных фронтов. Не могла Анна Ивановна не переживать за этого сына – единственной её опоры в жизни.

   Да, Анна Ивановна заболела. Хотя подтверждающих каких-то медицинских документов о её заболевании я не видела. Внешне она была спокойной женщиной. Только было видно, что она разучилась улыбаться. Многие вдовы фронтовиков, матери, пережившие своих детей-фронтовиков, после окончания войны перестали улыбаться. Или улыбались со слезами в глазах.
   А вы (обращаюсь к авторам д/ф) спросите у других матерей, потерявших своих детей, остаются ли они здоровыми после таких известий, похорон?
   Чтобы не теребить рану Анны Ивановны и Алексея Макаровича, я не спросила, знали ли они, где погиб Аркадий и где его могила. Возможно, он был в числе без вести пропавших.

   Товарищи - актёры, знавшие Алексея Макаровича по съёмкам в кино и по гастрольным поездкам, рассказывали, как он трогательно относился к маме; обязательно что-то для неё покупал. Спрашивал у актрис-женщин, подойдёт ли выбранная им вещь маме.
   Можно лишь радоваться такому внимательному отношению сына к маме. А у авторов фильма «Алексей Смирнов. Свадьбы не будет» не нашлось ни одного доброго слова об Анне Ивановне – матери двух фронтовиков.
   
   Лучше бы они рассказали о том, почему фронтовик Алексей Смирнов всю свою жизнь прожил в коммунальной квартире. И посочувствовали бы актёру. Он вернулся с фронта усталым, измотанным физически и душевно, с последствиями тяжёлой контузии*.
   Конечно, ему трудно было совмещать не простую по специфике («на колёсах», в разъездах, при ночных репетициях в театре, съёмках) профессию и заботой о маме.

   *Из энциклопедического словаря: «КОНТУЗИЯ (от лат. contusio – ушиб), общее повреждение организма при ушибе всего (или большей части) тела, чаще – при действии ударной воздушной волны. Проявляется потерей сознания (вплоть до комы), последующей амнезией, головной болью, головокружением, нарушениями слуха и речи».
   Это лишь обобщённые признаки последствий контузии. Фронтовые врачи могут рассказать другие подробности. Они есть в некоторых опубликованных здесь воспоминаниях ветеранов СЭГа 290.
   Начальник этого фронтового госпиталя, военврач, полковник медицинской службы В. Е. Гиллер был не один раз контужен, терял слух. Прожил мало. В госпиталь поступали бойцы с полной потерей памяти – как последствие контузии. Руки, ноги, голова целые, а боец из армии выбывает.

   Из упомянутой ВИКИПЕДИИ:
   «Завершить войну в Берлине ему не удалось. Был тяжело контужен, находился в госпитале и был комиссован (если комиссован, значит получил группу инвалидности). В 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии.
   Жил бедно, не было значимых ролей в театре. К тому же, он ухаживал за больной матерью, у которой после гибели на фронте его брата Аркадия развилось психическое заболевание».
   И ещё: «Позже внушительная комплекция и простодушная внешность помогли ему выделиться среди других актёров, и режиссёры стали предлагать ему комедийные роли».
   Да, трудна шапка Мономаха и на голове актёров; не всем удаётся взойти на трон славы.

   Но Алексей Смирнов на троне славы был. Он снялся в десятках фильмов. Совсем не важно, что в большей их части у него эпизодические роли.  Мог бы сниматься больше (совсем не обязательно исполнять роль Гамлета; это кем-то надуманная мечта всех актёров) и получать «значимые» роли. Да не был он в числе любимцев чиновников от кино и театров.
   А то, что он был участником Великой Отечественной войны и к нему нужно относиться с почтением за вклад в победу над фашистами, чиновники во внимание не принимали. Мне не попадалась информация, ходил ли Алексей Макарович в райисполком (в советское время там занимались квартирами: кому выдать, а кому отказать), просил ли, чтобы ему и маме дали отдельную квартиру.
   Кто знает, может, и он услышал подобное тому, что сказал позже участнику войны в Афганистане какой-то то ли чиновник в военкомате, то ли в государственной «конторе»: «А я вас в Афганистан не посылал»?

   Из того, что я прочитала об Алексее Макаровиче, видно, что он никому никогда в ноги не кланялся; роли не выпрашивал, перед начальниками по стойке «смирно» не стоял и не говорил: «Чего изволите? Я на всё готов». В подлых поступках  по отношению к Отчизне и к товарищам по творческому цеху не был замечен.
   Дурную славу («пьяница») о нём распускали, наверное, недоброжелатели. Судили по внешнему виду. Да, со временем исчезла его стройность. Но… Одна из запоминающихся его ролей -  в комедийном фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Снят он был в 1965 году. Алексею Макаровичу 45 лет. Многие ли мужчины и женщины к такому возрасту сохраняют свежесть кожи и стройность? Единицы.
 
   Не будем забывать, что он был контужен и что тот удар мог нарушить обмен веществ в его организме. «Внушительная комплекция» - последствия контузии, а не из-за того, что он «увлекался едой».
   А если бы и увлекался едой, как не стыдно это подчёркивать! На фронте воины мёрзли, не досыпали, не доедали. После войны всем им надо было подавать еды вдоволь и только на золотых тарелках.
   Это не получалось, потому что в стране были очень тяжкие последствия той войны. Можно назвать ещё разные причины, но это другая тема.

   В д/ф «Алексей Смирнов. Свадьбы не будет» я услышала ещё нечто интересное.
   Кто смотрел фильм «Операция Ы» и…», тот помнит, что Шурик на стройке умудрился закатать алкоголика Федю в рулон обоев. Потом студент ставит его, как столбик, отрывает бумагу там, где зад, берёт в руку хворостинку и собирается учить Федю; чтобы не пил, занимался семьёй, работал.
   Увидев эти приготовления, Федя говорит:
   - Может, не надо?
   - Надо, Федя, надо!
   Вроде бы, после выхода этого фильма, многочисленные поклонницы Алексея Смирнова кричали, завидев актёра: «Надо, Федя, надо!»: «Женщины считали, что обаятельный Алексей Смирнов – образец верного мужа и хорошего отца. Но у актёра не было никого, кроме мамы.
   Он отказывался от интимных отношений».

   Чтобы это не было сплетней, утверждать так можно, лишь услышав о том от самого Алексея Макаровича. Не знаю, сколько лет авторам д/фильма о нём, но всё равно сомневаюсь, что сценарист, режиссёр или продюсер могли быть с ним знакомы; он умер 7 мая 1979 года.
   А женщины-поклонницы могли так шутить. Без всяких намёков. Могу предположить, что пока Алексей Макарович был жив, не было судов-пересудов о том, что он по физическим причинам не может быть мужем и отцом. Это появилось после его смерти.

   В Советском Союзе художественные фильмы были доступны для просмотров во всех городах и весях, были главным развлечением для народа. Большими тиражами выходили портреты (как открытки) актёров кино и театров, певцов, спортсменов. Люди собирали коллекции таких портретов.
   В прямом и переносном смысле понравившихся актёров кино носили на руках. Несколько раз в фильмах и передачах я слышала, что в Ленинграде останавливался транспорт, если на улице видели Алексея Смирнова.   

    «Жил бедно» (см. выше). Далеко не все советские актёры театров и кино жили не бедно. Чтобы ещё что-то заработать, они ездили по городам, на полевые станы в колхозах и на большие промышленные предприятия – там устраивались их встречи с местным населением. Выезжал на такие встречи и Алексей Макарович. На его иждивении была мама.
   Рассказывали, что он очень переживал, когда ему приходилось оставлять маму одну. Государственная помощь пожилым людям тогда была на нуле.
   Запомните те, кто ещё вздумает снимать фильмы о фронтовике, актёре Алексее Макаровиче Смирнове: Анна Ивановна Смирнова была просто МАМОЙ. Остальное – не ваше дело, придумки о ней оставьте при себе.

                НЕ ПУСКАЛИ НА «ЛЕНФИЛЬМ»?

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ.
   В названном д/ф сказано, что Алексея Макаровича хотели уволить с «Ленфильма». Вроде бы, за пьянство. Не хотели пускать на киностудию. Тогда он надел пиджак со всеми своими орденами и пошёл к директору. Тот, увидев его награды, отменил приказ об увольнении.

МОИ СОМНЕНИЯ.   
   Никогда о таковом не слышала. Уволить, конечно, могли – когда не было работы. Хотя, как правило, если не было работы для режиссёров, операторов, для актёров и других работников художественных и документальных киностудий, то они находились «в простое», им выплачивался какой-то процент от заработной платы.
   В воспоминаниях участников Великой Отечественной войны можно найти рассказы о том, как, вернувшись с фронта, они завернули свои награды в платочек и спрятали; кто – на дно сундука, кто – на полке в шкафу.
   По решению Сталина, не праздновали День Победы. Один или два раза праздновали сразу после окончания войны. И всё. Его указание: не время праздновать, надо работать и поднимать страну из руин.
   В ВИКИПЕДИИ я прочитала, что об Алексее Смирнове подготовили 11 документальных фильмов и телепередач. Наверное, самая первая передача «Чтобы помнили. Алексей Смирнов» - телеканал ОРТ, 1997 год.

   Не помню, то ли в одном из тех документальных фильмов, то ли в какой-то передаче (найду запись и допишу) было воспоминание одного из коллег Алексея Макаровича по «Ленфильму». Хоть День Победы, как государственный праздник, в СССР не праздновали (пока не появилось указание Генсека Л. И. Брежнева), но однополчане встречались там, где жили.
   Как-то 9 мая решил собраться весь коллектив «Ленфильма». Фронтовики надели ордена и медали. Коллеги ахнули, когда увидели боевые награды Алексея Смирнова.

   А восхищаться было чем. 
   Кто разбирается в наградах, тот поймёт его подвиг во имя свободы Родины. Подвиг мужчины!
   По названиям фронтов, на которых был его миномётный полк: Западный, Брянский, 1-й Украинский, 2-й Белорусский, видно, что везде шли страшные бои и были большие жертвы. То, что он остался жив – чудо.
   Боевые награды Алексея Смирнова: два Ордена Славы 2-й и 3-й степени, Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны 1-й степени; медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
   Мало кто знал (в Ленинградском театре музыкальной комедии и на киностудиях), что он был на фронте.

    Из ВИКИПЕДИИ:
   «Театральная труппа не знала о боевых наградах Смирнова до случая в 1955 году, когда на гастролях он повстречал отдыхающего Маршала Г. К. Жукова и пригласил его на спектакль».
   Без сомнения, ту встречу видели коллеги актёра; слышали, о чём они говорили. Я не биограф Алексея Макаровича, поэтому не могу чётко прочертить хронологию его жизни, встреч. В д/ф я услышала, что Г. К. Жуков пожал Алексею Смирнову руку после форсирования советскими войсками реки Одер. Если это так, то они были знакомы и до той встречи в 1955 году.
               
   В газете «ТЕЛЕК» (№17; 4-10 мая 2009 г.) была опубликована статья «Они снимались за Родину» с подзаголовком «Многие звёзды советского кино прошли всю войну». И фотографии.
  «Их любили и любят за отсутствие пафоса, за честность, за невероятные по силе роли и незабываемые характеры, - написал Павел Садков. – Многие из них прославились своими гениальными юмористическими ролями.
   Трудно поверить, что любимые с детства актёры вместе с сотнями тысяч наших граждан воевали, совершали подвиги, получали ранения, награждались боевыми медалями и орденами… И вернувшись, начинали новую жизнь».

    В газете приводится текст из приказов о награждениях А. М. Смирнова. Возьму то, что касается Одера:
   «22 января 1945 года, несмотря на интенсивный огонь противника, со своим расчётом на себе переправил миномёт на левый берег реки Одер. Оттуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев. 36-й артполк овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер».

   Подробности о других подвигах миномётчика А. Смирнова есть в моём очерке «Сандружинница Анна Левина и актёр Алексей Смирнов», в ВИКИПЕДИИ и на разных сайтах в Интернете.
    Среди коллекции его фотографий в Интернете есть замечательный снимок Алексея Макаровича, где он в пиджаке с наградами - при полном параде! Солнечный день, его волосы развеваются, он улыбается. Возможно, где-то была встреча фронтовиков в 70- 80-тые годы ХХ века.
   
   В статье в «ТЕЛЕКЕ» ещё рассказано о кинематографистах - фронтовиках: Юрии Никулине, Владимире Басове, Борисе Иванове, Зиновии Гердте, Евгении Вестнике, Иннокентии Смоктуновском, Михаиле Пуговкине, Георгии Юматове, Анатолии Папанове, Владимире Этуше, Леониде Гайдае.
   Конечно, список героев – звёзд советского кино - гораздо обширнее.
   Я слышала мнение, что многие актёры – участники Великой Отечественной войны – предпочитали в кино и театре играть комедийные роли, а кинорежиссёры – снимать комедии, чтобы забыть об ужасах войны.
   Если авторы д/ф о великолепном комедийном актёре Алексее Смирнове захотят «присовокупиться» и к названным выше актёрам и режиссёрам, то и у них они найдут над чем позлословить.

   Чтобы поверить в то, что интеллигентный, с хорошо развитым чувством собственного достоинства, фронтовик Алексей Смирнов пришёл на киностудию «Ленфильм» пьяным и его не хотели туда пускать, мне нужны доказательства. А пока: НЕ ВЕРЮ!
   Только не смейте говорить, что в СССР все актёры, режиссёры и другие творческие люди пили, «не просыхая». Кто-то пил, а кто-то – нет.
   А если выпивали фронтовики, прошедшие ад войны - раненые, контуженные, обмороженные, обожжённые, битые в фашистском плену, а многие, выжившие в плену, после войны ещё, как «предатели», чахли в ГУЛАГах – за все страдания ветеранам войны всё прощается.
   Следите, потомки, за своими грехами.

                ПРИШЁЛ ПЬЯНЫМ? ПОБОЙТЕСЬ БОГА!

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ.
    Как-то Алексей Макарович познакомился в детском доме (или в интернате) с подростком. Мальчик был сиротой. Больших подробностей о той истории я не знаю. Известно главное: ребёнок проникся доверием к актёру и совсем не возражал жить в его семье.
    Алексей Макарович захотел усыновить мальчика, прошёл все положенные формальности. Но ничего не получилось. В д/ф печальный конец той истории объяснили так.
  В тот день, когда Алексей Макарович должен был увезти мальчика, он пришёл в интернат пьяным. Воспитательница сказала: «Пьянице не отдадим», и увела ребёнка.
   Побойтесь Бога, авторы д/ф!

НЕ ВЕРЮ!
   Есть другая версия. После знакомства подростка и актёра прошло какое-то время. Они привыкали друг к другу; гуляли по городу, мальчик бывал дома у Алексея Макаровича. И он решил усыновить ребёнка.
   Но все его мечты разбились, едва он переступил порог той конторы, которая занимается сиротами, опекунством. В Советском Союзе действовал закон: усыновлять детей могли лишь супруги, находящиеся в официально зарегистрированном браке.

   Незамужним женщинам отказывали. А на мужчин (не в браке), пожелавших усыновить ребёнка, смотрели как на динозавров. Бытовало такое мнение: мужчина не может растить детей, потому что он не умеет готовить еду, мыть посуду, стирать, проверять уроки, ходить на родительские собрания в школу, не сумеет приласкать так, как мать, и прочий бред.
   Почему не может? А, по мнению тех дам, которые работали в опекунских учреждениях, у мужчин руки не оттуда растут.

   Такое странное мнение о мужчинах гуляло очень долго. Не изжито оно и сегодня. Хотя, как говорят, лёд тронулся после распада СССР. Наверное, те тёти из опекунских учреждений падали в обморок, когда узнали, что в России стали появляться папы-«одиночки».
   Даже родилась общественная организация, объединившая отцов-«одиночек». Возможно, она существует и сейчас. По разным причинам дети оказывались без матерей. И тогда папы были: папы-мамы.   
   В популярном художественном фильме «Служебный роман» у главного персонажа, начальника отдела: «Мальчик и… ещё мальчик». Его жена «загуляла», ушла к другому мужчине, а дети остались с папой, который и был, по словам секретарши, «их мамой».
   Есть в фильме и такой эпизод: папа постирал вещи сыновей и развешивает их на веревке во дворе. И никакого комплекса неполноценности на его лице и в поступках нет.
   Руки у всех мужчин растут оттуда, откуда надо. Не надо унижать мужчин!

   Алексей Смирнов получил отказ от опекунского совета, потому что не был женатым.  И это пятно на совести тех, кто придумал те отвратительные ограничения для усыновления детей. Жаль, что  Алексей Макарович не дожил до более лояльного отношения к мужчинам.
   Хотя и в нынешнее время идут разговоры, что не всё в тех опекунских государственных учреждениях нормально, нужны кардинальные изменения. На первом месте должны быть интересы детей, а не какие-то шкурные замыслы.

   Всем здравомыслящим людям понятно, что детям лучше жить в семье, а не в детском доме или в интернате. И тому подростку было бы лучше рядом с Алексеем Макаровичем, добрым, образованным, ответственным человеком; с прекрасной биографией. И ему было бы не так одиноко. Дети делают душевно богаче жизнь взрослых людей.
   Он мог бы брать мальчика с собой на съёмки фильмов, на гастроли. Дети театральных актёров рассказывают, что выросли за кулисами театров; там учили уроки, ели, спали. Подобное могут вспомнить и дети кинематографистов.
   Известно, что у советского актёра и кинорежиссёра Ролана Быкова был приёмный сын. Может, он и сейчас где-то живёт. Но Р. Быков был женат, а потому ему повезло больше.   
               
                ТАЙНУ УНЁС С СОБОЙ               

ВЕРСИЯ ЧЕТВЁРТАЯ.
    Так почему Алексей Смирнов не женился? В названном д/ф такое объяснение.
   У Алексея была невеста Лидия (есть фамилия), соседка по дому. Они встречались, собирались пожениться. Помешала война. Он оставил невесте их обручальные кольца. Она его ждала.
   Когда Алексей вернулся с фронта, Лидия испекла пирог и пришла в гости. Он лежал на кровати и даже не повернулся к ней.
   - Тебя никто не звал, - сказал Лидии.
    В том документальном фильме здесь игровая сцена. Мужчина, совершенно не похожий на Алексея Смирнова, сказал эту фразу и не встал с кровати, не встретил девушку.
   Никогда в такое неприличное поведение актёра не поверю. Все, кто знал Алексея Макаровича, говорили, что он был доброжелательным, культурным человеком.

   Почему Алексей не объяснился с Лидией?
   Авторы фильма повторили то, на что были намёки в других фильмах и передачах: он на фронте был тяжело контужен, вернулся инвалидом, не мог быть мужем, как сексуальным партнёром, не мог иметь детей.
    Рассказать о себе такое могут не все мужчины. Дескать, Алексей не смог. Просто нагрубил невесте, отвернулся от неё.

   И ещё в том д/ф есть пикантные подробности. «Пытался ухаживать за женщинами» (ничего не получалось, потому что ему мешали некие комплексы – моё пояснение); «Ухаживал за Носовой».
   Они играли вместе в художественном фильме «Свадьба в Малиновке». Замечательный музыкальный фильм, хотя в нём о войне. Роль у Алексея Макаровича комедийная; его персонаж незлобный и наивный. Играет актёр на пять с плюсом.
   Возможно, он и ухаживал за Тамарой Носовой - женщиной молодой, симпатичной и пышной. Он был мужчиной с юмором, эксцентриком. Почему бы и не поухаживать холостому мужчине за незамужней женщиной!
   Отвечала ли актриса его ухаживаниям? Сомневаюсь.  О ней также есть большие д/ф. Она сама рассказывала, что была влюблена в украинского режиссёра (назвала фамилию). Отношения длились долго. Он был женат. Она, когда узнала, что беременна, сделала аборт.

   В д\ф «Алексей Смирнов. Свадьбы не будет» есть и тот режиссёр. Он утверждал, что Алексей Макарович ухаживал за Тамарой Носовой и даже «просил» то ли отдать её ему, то ли уступить. А он не был против уступить. Постыдился бы рассказывать такое о любимой женщине!
   К 2020 году, когда был сделан д/ф, ни А. Смирнова, ни Носовой давно не было в живых. Какое бескультурье – трепать их имена!
 
МОИ СОМНЕНИЯ.
    Повторю то, что вычитала в ВИКИПЕДИИ (см. выше): Алексей Смирнов с контузией находился в госпитале и был комиссован. Окончательный диагноз медицинской комиссии не назван. Конечно, причина должна быть весомой; какой-то большой сбой в здоровье.
    Могли быть мучительные головные боли, какие-то проблемы с позвоночником. Нарушение сексуальной функции - это лишь «отголоски» ведущей проблемы, то есть той, что и послужила причиной демобилизации.

   Для того, чтобы утверждать, что Алексей Макарович вернулся с фронта «инвалидом, как мужчина», надо увидеть записи в его медицинской карте, которая велась во время его пребывания в госпитале. Уверена, что никто тех записей не видел. А если не видели, то утверждение о его весьма специфической «инвалидности» - ложь, брехня, фейк.
   Кстати, информация для тех документалистов, которые захотят ещё сделать фильм об Алексее Смирнове – в Санкт-Петербурге есть архив медицинских карт фронтовиков, кто в годы Великой Отечественной войны находился в госпиталях (раненые, контуженные, обожжённые, больные).
   Не знаю, есть ли какие-то запреты на их просмотр. Но, надо думать, что могут дать просмотреть медкарту, если необходимо узнать правду – дабы не плодить ложь.

    Может контузия стать причиной импотенции? Может. Врачи утверждают, что контузия по последствиям бывает гораздо тяжелее иного ранения.
    Да, фронтовые хирурги могут рассказать о разных чудовищных ранениях, о так искромсанных телах бойцов, что их собирали по косточкам и кусочкам тканей. Если была разорвана брюшная полость, то хирургам приходилось удалять или часть кишечника, или весь; удаляли мочевой пузырь. И тогда всё, что должно в процессе жизни накапливаться в этих органах, собиралось в специальный (наружный) мешок. Были ранения, при которых у мужчин повреждались половые органы.

   Были и счастливчики – когда при тяжёлых ранениях сохранялась сексуальная функция. Не помню название одного из советских художественных фильмов, в котором такой сюжет: молодой мужчина женился перед войной. В бою был ранен. Во фронтовом госпитале ему ампутировали очень высоко обе ноги.
   Он решил не возвращаться домой, «чтобы не быть обузой для жены». А жена его искала. И нашла. И такая сцена на улице то ли деревни, где они жили, то ли городка: мужчина сидит на доске с колёсиками, а рядом стоит счастливая женщина с уже хорошо округлившимся животиком.

                А ЕСЛИ БЫЛА У НЕГО НА ФРОНТЕ ЛЮБОВЬ!

    Мог ли рассказать кому-то (матери, коллегам по кинофильмам, однополчанам) о своей «инвалидности» сам Алексей Макарович? Особенно, когда выяснилось, что он не хочет жениться на Лидии. Наверное, сплетни пошли.
   Предлагаю рассмотреть МОЙ вариант отказа жениться. Чтобы никакая тень не падала на Лидию, придумал причину: он – «неполноценный мужчина»; не может быть мужем и отцом. Зачем он ей такой нужен!
    Свадьбы не было, потому что Алексей Смирнов  ПОЛЮБИЛ ДРУГУЮ ДЕВУШКУ. На фронте. И это была Анна Левина.

   Алексей Макарович при нашей встрече подарил мне несколько военного времени фотографий, на которых он, Анна и их товарищи-миномётчики. Одну из них публикую здесь, а ещё одна есть там, где мой очерк «Сандружинница Анна Левина и актёр Алексей Смирнов».
   Фронтовые друзья, помнившие Алексея Смирнова, рассказывали, что он был заводилой в полку, устраивал концерты и даже ставил спектакли. Например, поставил «Свадьбу в Малиновке» и играл в спектакле Яшку-артиллериста. А в послевоенном художественном фильме «Свадьба в Малиновке» Яшку играет фронтовик Михаил Пуговкин.

   В ВИКИПЕДИИ я вычитала, что Алексей Смирнов: «Руководил в полку художественной самодеятельностью. Только в мае-июле 1944 года он организовал 10 концертов, которые послушали 6500 красноармейцев».
   Наверное, молодое поколение удивлено: «Какая художественная самодеятельность на фронте?». Да, она была и проводились конкурсы, вручались награды. Об этом есть в воспоминаниях ветеранов госпиталя – СЭГа 290.
  Не знаю, что дарили мужчинам, возможно, бритвенные приборы, одеколон. А женщин радовали отрезами тканей на платья и прочим, что может обрадовать только прекрасный пол.
   А ещё есть кинохроника, сохранившая концерты на фронте известных советских певиц и певцов, юмористов, балерин и артистов балета, музыкантов.

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
   Пой, наш певучий братишка,
   Наш неразлучный баян, -
   Нынче у нас передышка,
   Завтра вернёмся к боям!
(«Только на фронте». Слова В. Лебедева-Кумача.
Музыка А. Лепина. Появилась эта песня во время
Великой Отечественной войны. Интересная
история сочинения стихов).

   Из воспоминаний Надежды Васильевны Петровой, санинструктора 169 миномётного полка (после войны жила в г. Звенигороде Московской области):
   «Какой была Аня? Роста среднего, блондинка, круглолицая, голубоглазая, с большой шапкой кудрявых волос; нос с горбинкой. Военная форма ей очень шла.
   По натуре весёлая, общительная, жизнерадостная, подвижная; любила петь. Всё это бросалось каждому в глаза и надолго запоминалось. В той жестокой войне нужны были любые жизнерадостные нотки.
   Аня была всегда в кругу бойцов. За такой нрав её очень любили и не давали в обиду».

   Однополчане вспоминали её белокурые вьющиеся волосы. На чёрно-белой фотографии у неё волосы тёмные, но это детали.  Она хорошо пела, а потому входила в концертную бригаду 169 миномётного полка.
  Алексей Макарович вспоминал, что у Ани был мелодичный голос. Она пела многие популярные в те годы песни.

   Из воспоминаний Михаила Сухова, комиссара 169 миномётного полка (жил в г. Волгограде):
    «Анна Карповна Левина была жизнерадостной, энергичной девушкой. С утра до вечера на батарее слышался её весёлый говор и смех. Надо сказать, что это поддерживало дух солдат. Аня быстро привыкла к боевой обстановке - к артиллерийским обстрелам, налётам фашистских самолётов; вела себя бесстрашно, как заправский солдат.
   Незамедлительно освоила Аня и свои прямые обязанности санинструктора: не так-то просто смотреть на истекающего кровью и стонущего солдата, на его израненное тело… Но девушка не терялась: останавливала кровь, перевязывала раны, успокаивала раненого. И, конечно, помогала отправлять его в полевой госпиталь.
   Помимо работы санинструктора её интересовала работа миномётного расчёта».

   Энергичная Анна изучила материальную часть миномёта и действия расчёта, могла заменить выбывшего из расчёта солдата.  В 1942 году Анна Левина получила звание лейтенанта и была назначена командиром огневого взвода. С этими обязанностями восемнадцатилетняя девушка справлялась не хуже командира взвода - мужчины.
   Многие согласятся, что в такую девушку невозможно не влюбиться.

    Не могу пока подтвердить, но прослеживается уверенность, что Анна Левина и Алексей Смирнов, встретившись на фронте, полюбили друг друга. Надо учесть, что они были рядом в одном полку ТРИ ГОДА. Немалый срок для того, чтобы привязаться друг к другу. Да ещё и на фронте, где ценилась каждая минута жизни.
   Больше четырёх лет шла Великая Отечественная война. На фронте были горячие встречи, расставания и потери. Яркая иллюстрация этому – художественный фильм «В бой идут одни старики», в котором Алексей Смирнов играет авиационного механика.
   Разгоралась любовь между лётчиками и лётчицами. Хоть и клялись лётчики: до окончания войны никакой любви. Но сердце счастья просит! Не всем суждено было увидеть конец войны и мирную жизнь: со свадьбой, детьми.
   В конце концов, не все мужчины женятся, и не все женщины выходят замуж.

    Мало того, что они были молодыми, а молодость, ни на что не взирая, хочет любить; но они подходили по актёрскому дару. Анна, не будучи актрисой, была по натуре творческой личностью: пела, возможно, хорошо танцевала. Жизнь её прервалась в 21 год; таланты не успели проявиться.
   Анна Левина погибла 27 июля 1944 года в боях за г. Львов (деревня Журавка). Она была в числе двадцати погибших там миномётчиков. Их похоронили в районном центре Пустомыты Львовской области.
   Был там памятник, а в местной школе – музей 169 миномётного полка с разными военными документами и фотографиями, среди которых были снимки Анны и Алексея Смирнова.
   Не известно, сохранилось ли в тех краях хоть что-то из названного. Если попадётся добрая душа, которая что-то знает об этом, сообщите.

   Был ли Алексей Макарович в том же бою? В ВИКИПЕДИИ есть описание некоторых боёв, в которых он проявил мужество и отвагу, за что потом был представлен к наградам. Один из таких боёв был 20 июля 1944 г. в районе высоты 283.0. А затем:
   «Через неделю (то есть 27 июля – это день, когда погибла Анна) в районе деревни Журавка, выбирая новые огневые позиции, сам он и трое его однополчан столкнулись с группой противника из 16 человек. Немцы попытались взять советских солдат в плен, но те дали отпор, уничтожив 9 немцев, а остальных взяли в плен».

     Он мог не видеть, как Анна погибла. Но не мог не быть среди тех однополчан, которые хоронили любимицу полка и ещё двадцать (или девятнадцать) солдат.
   И был Алексей Смирнов потрясён гибелью любимой девушки. Если же не версия, а в самом деле, раненую Анну фашисты взяли в плен, издевались над ней и убили, то его нервное потрясение похоже на контузию, вызванную взрывом бомбы или снаряда.
   Почему не допустить, что Алексей у гроба Анны дал себе клятву: не любить и не жениться? Тайну фронтовик унёс с собой в мир иной!


                МИЗИНЦА ЕГО ВЫ НЕ СТОИТЕ!

   «ВЫ» - это об авторах д/ф.
    Алексея Смирнова знают по фильмам: «Деловые люди»(1962 г.), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964 г.),  «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965 г.), , «Семь стариков и одна девушка», «Огонь, вода и… медные трубы» (сказка), «Полосатый рейс», «Весенние хлопоты», «Айболит - 66» (сказка), «В бой идут одни старики» и по многим другим.   
   Те, кто рассказывает байки о его пьянстве, всмотритесь, как он играет свои роли в фильмах! Он много двигается, бегает; роли его многословные, а на съёмках суфлёров нет… Пьяница не смог бы справиться с той работой так профессионально и красиво, как это делал Алексей Макарович.
         
    Когда я была в гостях у Алексея Макаровича, мы рассматривали его фотоальбомы. В них было много фронтовых фотографий. Я слышала, что после его смерти квартира была ограблена. Не думаю, что вора привлекли фотоальбомы. Вероятно, кто-то сберёг альбомы, по-другому нельзя объяснить, откуда в Интернете так много его снимков в разные годы. Близких родственников у него не было.
   На стенах  его комнаты висели коллекции бабочек. А ещё у него было огромное количество подарков от зрителей. Самого разнообразного жанра. В центре комнаты был сооружён стеклянный шкаф. Он был полностью заполнен подарками.

   На фотографиях актёра, сделанных тогда Володей Водовозовым, видны парусники, компасы, многочисленные скульптурки; какая-то мужская фигура, наверное, из гипса; много книг. Известно, что Алексей Макарович был из книгочеев; хорошо знал японскую поэзию.
    Ещё на столе, за которым он сидит, стоят флакончики с лекарствами. Вероятно, для его мамы. А, может, и для него. Аквариума или банки с жуками в его комнате я не видела. Об них чуть позже.               
          
   Повторю здесь то, что уже есть в моём предыдущем очерке «Сандружинница Анна Левина и актёр Алексей Смирнов.
   В документальных фильмах, которые показывает телевидение, в газетных и журнальных публикациях об Алексее Смирнове обязательно звучит этакая жалостливая нотка, как об ущербной личности: не доиграл, мечтал о других ролях, но не давали играть; страдал от своей внешности, жил закрыто, жил только на съёмках…
   Это однобокий и не справедливый взгляд на жизнь актёра Смирнова.

   Возможно, кому-то это покажется не убедительным, но я не вижу повода для того, чтобы жалеть Алексея Макаровича. У него была яркая жизнь, наполненная героическими событиями. В его биографии есть страницы более важные, чем самая интересная роль в кино – ему не надо было изображать фронтовика, он был фронтовиком.
   Я не верю утверждениям авторов д/ф «А.С. Свадьбы не будет», что он «сам считал себя неудачником». Он выжил в той кровопролитной войне! И то была самая большая удача его. Остальное к тому просто прилагалось.

   И совсем не обязательно всем актёрам играть Гамлета или маршала Жукова.
   Он был романтиком. Если оказывался на берегу моря, то искал выброшенные коряги и потом делал из них разные фигурки.
   Все основания гордиться фронтовиком А. М. Смирновым! Я уверена, что Алексей Макарович был доволен тем, как сложилась его судьба.

                ***
   Алексей Смирнов защитить себя от всякого рода пошляков не может. Скорее всего, нет давно в этом мире и его однополчан, которые могли бы замолвить за него слово.
   Хотя не слова здесь нужны. В художественном фильме «Белорусский вокзал» среди его героев-фронтовиков, собравшихся на похороны однополчанина, есть и актёр Анатолий Дмитриевич Папанов (1922-1987). Он и в жизни участник Великой Отечественной войны.
   В том фильме его персонаж работает в какой-то конторе бухгалтером. Начальник уговаривает его подписывать документы, в которых данные не соответствуют действительности. Не подписывает, ретроград такой-сякой (мнение начальника, пороха не нюхавшего, из послевоенного поколения)!
   Рассказывая об этом своим боевым товарищам, фронтовик-бухгалтер говорит:
   «А так иногда в морду хочется дать!»

   Уверена, что при всей своей доброжелательности захотел бы дать в морду и Алексей Макарович, увидев о себе как бы документальный фильм «Свадьбы не будет».
   Если бы мог, он, физически отлично развитый мужчина, хорошо бы припечатал и авторов фильма, и тех, кто о нём в том кино всякие несуразицы наговорил; отомстил бы за неприличные отзывы о матушке; за то, что залезли, не имея на то никакого права, в его личную жизнь.
   Но главный виновник разного рода «пурги» о фронтовике Алексее Смирнове – руководитель телеканала ТВЦентр. Без разрешения оного тот фильм не был бы показан. Плохой хозяин!

    И что вы, телевизионщики, прицепились к Алексею Смирнову? Он умер в 1979 году. Отстаньте от фронтовика, не тревожьте его душу. А если хочется вспомнить – то без пошлости, не залезая в брюки, не влезая в его личную жизнь.
   И сотой доли не рассказано о нём – фронтовике. Покопайтесь в архивах, обязательно найдёте какие-то документы о 169 миномётном полку, о миномётчике Смирнове, его однополчанах. Есть музеи того полка.
   Лишь на коллекции тех фотографий, что есть в Интернете, можно сделать (если возьмутся профессионалы) замечательный фильм о миномётчике А. М. Смирнове.

   Да и о его творческой биографии далеко не всё рассказано. Немало фильмов, в которых Алексей Макарович снимался, остаётся «за кадром». Неважно, что у него много, как говорят, эпизодических ролей. И за роли второго плана дают награды.
   Во всех ролях он яркий, неповторимый. Даже в чудаковатом фильме «Зайчик». Там странный персонаж, роль которого исполняет Алексей Макарович. Но он запоминается.
   Прелестный фильм «Деловые люди» и два прелестных актёра: Алексей Смирнов и Георгий Вицын. Речь не о сюжете. Я считаю, что игра этих актёров в фильме не оценена должным образом. Из старой гвардии кинокритиков, наверное, уже никого нет. А новые - талантливые - не плодятся.

   А в фильме «…Свадьбы не будет» его обозвали «нелепым толстяком». И ещё там фигурирует слово «забулдыга» - вроде бы, таковым стали считать актёра А. Смирнова после выхода на экран фильма «Операция «Ы» и…», и все алкоголики приставали к нему с предложением выпить с ними.
   Может, и приставали. Шутки ради. И к не пьющему Георгию Вицыну, но зато персонажи, которых он играл в фильмах, ещё те алкоголики, тоже приставали.
   Публичная профессия! Актёрам приходится многое терпеть от поклонников их таланта.
   У авторов д/фильма нелады с русским языком, полное отсутствие уважительного отношения к людям. Сказать «забулдыга» о фронтовике, актёре! За подобное полагается пощёчина.
    Неужели таких неучей, недорослей выпускают теперь ВГИК и другие вузы кинематографического профиля?

   В названном д/ф ещё рассказано о дружбе актёра и режиссёра Леонида Быкова и Алексея Смирнова. Когда снимался фильм «В бой идут одни старики», Алексей Макарович болел, на съёмки ездил из больницы.
   Он не мог быть здоровым! Его здоровье было подорвано на фронте. Когда читаешь представления командиров к наградам миномётчика А. Смирнова, описание боёв на суше; как он со своим расчётом, неся на плечах орудие, перешёл-переплыл Одер, понимаешь, что его здоровье осталось там, где шла война с фашистами. Как и других участников Великой Отечественной войны.

   И такая версия его смерти. Леонид Быков погиб в автомобильной катастрофе. Узнав об этом, Алексей Макарович выпил бутылку коньяка. И умер. А ещё в фильме есть утверждение, что он выпил (ранее) спирт из банки, в которой была его коллекция жуков. Интересно бы узнать, кто то видел?
   А зачем подобные, даже если они были, подробности рассказывать о фронтовике? Да, авторы д/ф присовокупились к его славе. Заработали деньги.
  Но никогда они не будут стоять РЯДОМ с Алексеем Макаровичем Смирновым!
  10 октября 2022 года

ПОСТСКРИПТУМ

                АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ: БЫЛ, ЕСТЬ И ВСЕГДА БУДЕТ!               

                Мнения читателей и почитателей актёра
   
    Алексей Санин 2:
   «Хороший был актёр. Я его видел в 1975 году, когда работал худруком в ДК «Октябрь» г. Инта Коми АССР. Он приезжал к нам, а также в Воркуту, Ухту и Сыктывкар».
   9. ХI. 2022 г.

    Олег Андреевич:
   «Замечательный Человек и Великий Актёр. Фронтовик. Спасибо Вам, что пишете о таких людях».     12.ХI. 2022 г.

   Анатолий Цыганок:
   «Очень правильно Вы ставите вопрос. Алексей Смирнов был, есть и всегда будет великим актёром. И он всегда останется в нашей памяти. Но он не только комедийный актёр. Он разноплановый актёр.
   Возьмите фильм «В бой идут одни старики». Как он переживает за наших лётчиков в небе. Сердце сжимается, глядя на него. Такое же происходит и в других фильмах… даже смешных.
   Он, как и многие (почти все!) наши советские актёры – КОРИФЕЙ!!!
   Без него, без Татьяны Пельтцер, без Нины Сазоновой, без Валентины Телегиной фильмы бы просто не получились.
   И это правда, что есть негодяи и подонки, которые ради своей личной выгоды всё перелицуют.
   Тьфу на них! И ещё тысячу раз – тьфу! Слава нашему любимому великому актёру Алексею Смирнову! Ура!»
   16. ХI. 2022 г.

   Леонард Позолотин:
   «Большое спасибо за светлую память замечательного, мужественного человека – Алексея Макаровича Смирнова; за добрую память о фронтовиках».
   7. 01.2023 г.

   Рой Рябинкин:
   «Уважаемая Лариса! Вы, как и я, динозавр ушедшей эпохи. Ваши эмоции не понятны нынешним моральным инвалидам, делающим документальное кино.
   У них иной менталитет, другая культура; точнее сказать, - её полное отсутствие. Ценность личности определяется ценностью автомобиля, который её перевозит, и размером кошелька.
   Каким образом наполняется кошелёк, принципиально не важно.
   Кино, которое они делают, - это товар. Удаётся его всучить покупателю – ты при деньгах и в шоколаде! Если фильм пошёл – вызывающ, оскорбителен и вызвал скандал – ещё лучше:
   «Пусть ругают, но имя моё должно мелькать на страницах жёлтой прессы и на экранах новостей».
   Спасибо за статью».
   12.01.2023 г.

   Николай Кладов:
   «Алексей Смирнов очень хороший актёр и прекрасный человек. Очень ему симпатизировал».
   4.02.2023 г.   
   Это отзывы на Прозе. ру  о Алексее Смирнове, его творчестве. Благодарю Вас, коллеги, за то, что защищаете доброе имя актёра, фронтовика.

   Я нашла свои записи о документальном фильме «Алексей Смирнов. Маленькие роли Большого артиста». На телеканале «Россия-Культура» я увидела его 1 марта 2020 года. Но сделан он в 2013 г. Автор сценария и режиссёр Олег Рыбаков.
  Весь тон фильма интеллигентный и деликатный, что говорит о профессионализме кинематографической группы во главе с названным режиссёром.

   Вернулась к тому  документальному фильму, так как в нём шла речь и о художественном фильме -  «Христос приземлился в Гродно». Алексей Смирнов играет здесь также.
   Фильм я не видела, только кусочки.  В СССР он был почему-то запрещён. И сейчас его не показывают. Если не ошибаюсь, режиссёром фильма был Элем Климов. В одном из энциклопедических словарей в списке киноработ Элема Климова (ещё при его жизни) тот фильм не упоминается.

   В этом документальном кино показывали кадры из разных фильмов, в которых играл Алексей Макарович, а также и из «Христос приземлился в Гродно». Об актёре рассказывали те, кто его знал.

   Душевно говорил о нём художник и писатель Шавкат Абдусаламов. Его мнение:
   «Не разглядели Смирнова; разглядели Никулина». И ещё (во время работы над фильмом «Христос приземлился в Гродно»): «Бродил по берегу, собирал коряги. Он путешественник. Он не боялся быть дураком».
   Могу предположить, что, если бы Ш. Абдусаламов не сказал, а написал своё воспоминание о А. Смирнове, то слово «дураком» он бы взял в кавычки. Не боялся быть смешным, взял себе амплуа актёра - простачка. Не будучи простачком.

   Илья Рутберг, актёр; также играл в фильме «Христос приземлился в Гродно». Именно он сказал, что этот фильм был запрещён в СССР. А когда актёр был в Ватикане, то узнал, что фильм там пользовался популярностью.
   Из его воспоминаний: «Вышли мы с Макарычем на берег моря. Он разжёг костёр. И читал японские стихи. И тогда у него преображалось лицо – показывалось интеллектуальное нутро».

   Валентин Смирнитский, актёр: «Как многие комедийные актёры, он был грустным. Потом я узнал, что он жил в стеснённых условиях (в коммунальной квартире)».

   Елена Санаева, актриса: «Говорят, что он умер, когда узнал, что погиб Леонид Быков. Это не так. Фронтовики, которые были ранены, перенесли тяжести великие на фронте – они долго не жили. Он нёс в себе большую драму».

  Также коллеги по работе над фильмом вспоминали о съёмках в Минске. В свободное время что-то покупали в магазинах. Нравились шоколадные конфеты – покупали и ели. А Алексей Макарович покупал конфеты и отправлял почтой маме в Ленинград.
   16 марта 2023 года.

   Стихи В. Лебедева-Кумача взяты из сборника "Песни войны и Победы". Издательский дом "Трибуна". Москва. 2010 г.
------------------------------------
  17 февраля 2024 года
 Не оставляют в покое душу Алексея Смирнова телевизионщики!
 На телеканале ТВЦ (ТВ Центр)14 февраля 2024 г. прошла передача "Хроники  московского быта. Забытые могилы". Были названы разные известные в стране люди, чьи могилы, если не совсем заброшены, то нуждаются в реставрации и уходе".
 Рассказали и о захоронении А. М. Смирнова. Конечно, предшествовал рассказ об актёре, ролях и образе жизни.
 В некоторых случаях говорят: "Нет слов, чтобы...". Послушав, что несли телевизионщики о Алексее Макаровиче, я нашла бы слова, чтобы выразить своё возмущение. Да, как говорят наши депутаты, здесь нельзя их озвучить.
 
 А потому вот мои цензурные слова об авторе сценария, режиссёре и администрации телеканала ТВЦ: бескультурные, малообразованные, неинтеллигентные, профнепригодные! И вы все мизинца не стоите фронтовика, патриота Отечества, актёра, прелестного человека А. М. Смирнова!
 Что о нём сказали? Были повторы того, что есть впереди рассказа о нём и что-то новое - как говорят, высосанное из пальца: пил, в квартире было захламлено; вернулся с фронта импотентом, расстался с невестой, не мог жениться.
 Но, рассказывают телевизионщики, ухаживал за женщинами. В частности, за актрисой Тамарой Носовой, когда они вместе снимались в художественном фильме "Свадьба в Малиновке". Откуда то известно?

 И здесь, в "Забытых могилах", был показан украинский режиссёр (при желании можете узнать его фамилию), который и рассказал ту басню. Того гражданина и Т. Носову связывали любовные отношения, но он был женат и не собирался разводиться с женой.
 Вроде бы, Алексей Макарович  "уговаривал" того режиссёра "отдать" ему Тамару. И вот циничный, грубый комментарий. Дескать, бери её; а я тебе в придачу дам ещё бутылку водки. И ещё такая подробность в словах режиссёра - он удивился просьбе Алексея Макаровича, потому что слышал от него, что он получил ранение во время войны и не может быть с женщинами.
 Это кинохроника. Если кому-то доведётся увидеть документальный фильм о А. Смирнове, в котором участвует и тот режиссёр, обратите снимание на его выражения лица - мерзость!

 Вновь не пощадили маму Алексея Макаровича: "тронулась умом". Это что за диагноз? Вы - все, кто состряпал передачу о Алексее Макаровиче и его семье, видели медицинские документы матушки фронтовика - актёра? Матушки двух сыновей-фронтовиков! Конечно, не видели. Кто вам их покажет. А потому не мелите языком!

 Повторяю то, о чём уже сказала раньше: НЕЛЬЗЯ рассказы о конкретных людях дополнять  киносценками, имитирующими события из их жизни. Не понимаю, почему не протестуют Союз кинематографистов РФ и какие-то профессиональные сообщества работников телевидения. Как правило, в тех "живых" сценках охаивание личностей.
 В "Забытых могилах", когда рассказывают о маме Алексея Макаровича, такое дополнение: в дрожащей руке кусок тёмного хлеба. Вы, телевизионщики, это видели? Не видели! Уже никого нет в живых из тех, о ком в названной передаче шла речь и кто бы вам мог подобное рассказать.

 Заброшена ли могила А. М. Смирнова? К счастью, нет! Если не ошибаюсь в названии, он похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга. Памятник фронтовику поставили те, кто работает в дирекции кладбища. В передаче мелькнула молодая женщина, которая и рассказала, что памятник поставлен по инициативе и на средства администрации кладбища.
 СПАСИБО, дорогие соотечественники! Вот это ЛЮДИ С ДОБРОЙ ДУШОЙ. Они понимают, что, если бы не советские фронтовики, разбившие фашистскую Германию и её многочисленных сателлитов, то неизвестно, где бы сейчас были все мы и те телевизионщики. Может, их и не было бы!

 Конечно, Госдума или какая-то иная государственная структура должны, обеспокоившись, принять какой-то документ о том: чтобы на всей территории России были ухожены могилы, памятники участников Великой Отечественной войны. У кого-то из них не было семьи, или уже никого из их родных нет в живых. Надо выделять деньги на это администрации кладбищ и контролировать ту работу.
 МИРА ВСЕМ!