«Морской охотник» «СКА-065», служивший на Черном море был удостоен звания Гвардейского.
25 марта 1943 г. этот катер, конвоировавший транспорт, дважды был атакован вражеской авиацией — группами по 16 самолетов. Катер получил свыше 500 больших и малых пробоин. Вышли из строя два двигателя, третий имел повреждения. Рулевая рубка и ходовой мостик были разбиты, носовые отсеки заполнены водой. Больше половины личного состава было убито или ранено. Несмотря на это катер продолжал отражать атаки самолетов и вышел победителем: транспорт дошел до Геленджика. С затопленными кубриками, с сильным дифферентом на нос, под одним часто глохнувшим двигателем «СКА-065», преодолев свыше 50 миль, без посторонней помощи пришел в базу.
В представлении на звание Гвардейского кратко перечислялись боевые действия «СКА-065» с 22 июня 1941 г. по 25 марта 1943 г.: он отконвоировал 118 транспортов; нес дозорную службу 140 суток; 32 раза осматривал и бомбил фарватеры, обеспечивая вход и выход кораблей из баз; 32 раза ставил дымовые завесы; провел 3 боевых траления, уничтожив 8 мин; 4 раза высаживал диверсионные группы (69 человек) в тыл противника; высадил 1840 десантников; 5 раз участвовал в разведке у берегов, занятых противником; вывез 1028 раненых; участвовал в поиске подводных лодок противника 15 раз, в поиске торпедных катеров — 6 раз; отражал налеты авиации 185 раз, причем сбил 3 и подбил 6 самолетов; 12 раз обстреливал в набеговых операциях берег противника; 10 раз оказывал помощь нашим кораблям и самолетам, получившим боевые повреждения.
Что и говорить, славная статистика!
Но самое интересное то, что малый морской охотник МО-4 имел деревянный корпус и стоил очень дешево.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение 56 т
Скорость хода 28–30 узл.
Длина 26,9 м
Ширина 4 м
Вооружение: 45-мм зенитных орудия 2
12,7-мм зенитные пулеметы калибра 12,7 мм 2
Гидроакустическая станция
Глубинные бомбы
Экипаж 16 человек
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков:
1. Форпик;
2. Камбуз, котёл для обогрева жилых помещений;
3. Кубрик №1 на 4 человека;
4. Кубрик №2 на 8 человек, коридор №1, санузел;
5. Топливные цистерны;
6. Машинное отделение №1;
7. Машинное отделение №2;
8. Кают-компания, коридор №2;
9. Ахтерпик.
Надстройка состояла из боевой рубки и открытого ходового мостика.
Катер имел удивительную непотопляемость, бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом.
Спасательные средства на катерах представлены одной четырёхвёсельной шлюпкой, расположенной в корме на палубе.
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми авиамоторами ГАМ-34БС по 850 л.с. каждый, с реверс-муфтами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три винта фиксированного шага обеспечивая полную скорость до 30 узлов. Вид топлива бензин марки Б-70. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии повышало живучесть катера, что не раз спасало экипажи от верной гибели, а "подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера, что было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью.
На фото: Сторожевой катер №1012 «Морская душа». Он был построен в годы войны на средства писателя-мариниста Л.А. Соболева. Он получил Сталинскую премию за книгу «Морская душа» и целиком потратил её на его постройку