Демаркация

Дориан Грей
Человек познает мир в сравнении. Мы постоянно сравниваем высокое с низким, теплое с холодным, белое с черным, доброе со злым. Сравниваем и, отделяя семена от плевел, проводим демаркационные линии. Границы между «плохо» и «хорошо», между «тепло» и «холодно». Самая известная демаркация – линия-терминатор на Луне, по одну сторону которой 127 тепла, по другую – 173 холода. Наши градиенты не настолько жесткие, но именно по ним мы выстраиваем свою жизнь. Мы зовем в дом все хорошее, гоним за порог все плохое. С тем, что по нашу сторону границы, мы охотно взаимодействуем, извлекаем пользу. С тем, что в зоне отчуждения, мы ограничиваем любые контакты, выносим за скобки собственного комфорта.
Демаркационные линии подвижны. Мы находим новых друзей и отторгаем прежних, заключаем новые браки и оставляем в пыли памяти наших бывших, выбираем политиков, а потом разочаровываемся в них, бросаем курить и начинаем пить, погружаемся в религию, а потом прозреваем новыми откровениями, перекрашиваем цвета, переобуваемся на марше, бросаем коней на переправе и переодеваем пилотки в зависимости от веяний времени. Наши зоны принятия и отчуждения постоянно меняют конфигурации, содержание и «площадь покрытия».
Как границы государств блуждают по карте, сдвигаемые логикой или прихотями истории - победами и поражениями, договорами и заговорами, бунтами и революциями, развалами и слияниями – так и наши внутренние границы колеблются под воздействием пристрастий, взглядов, вкусов, общественного мнения и веяний сегодняшнего дня.
Тех людей, чьи демаркационные линии стабильны, мы признаем надежными партнерами, достойными доверия и уважения. Того, чьи границы не подвержены существенным изменениям, мы называем «человек с принципами». Каких бы взглядов ни придерживался «человек с принципами», его всегда легко узнать. Мы чувствуем таких, тянемся к ним, стремимся попасть в их «поле принятия», потому что они – прочная опора, островки в хаосе переменчивого бытия. Пусть он сто раз заблуждается, на наш взгляд, но он последователен в своем заблуждении. А значит, ему можно верить – не предаст, не осудит, не подведет.
Того, чьи демаркационные линии подвижны, как тень листвы на ветру, мы называем «человек с убеждениями». Разумный обыватель сторонится таких на подсознательном уровне, ведомый инстинктом самосохранения. Такие люди опасны. Зачастую яркие, эмоциональные, они меняют супругов, сферы деятельности и рабочие коллективы, они делают татуировки «под настроение», красят волосы, следуют за модой, покупают новые гаджеты, увлечены азартными играми, впадают в религиозные трансы, могут быть фанатичны, они готовы судить, требовать, доказывать и «топить». Они пасть порвут за свои убеждения, а потому упаси боги попасть в зону внимания и влияния такого человека.
Платон говорил, что мнение – это серединка между знанием и незнанием. Про убеждение он наверняка сказал бы, что это незнание, завернутое в газету мнения. Убеждение переменчиво, «человек с убеждениями» ненадежен, зыбок, как предательская ряска над болотной пучиной. Демаркационные линии таких людей нестабильны. События, люди, знаки и символы, слова, дела поступки – все у этих людей в любой момент может быть перемещено из зоны принятия в зону отчуждения.
В колебаниях таких людей в смутные времена находят отраду агитаторы, пропагандисты, шептуны, подстрекатели, болтуны и демагоги всех мастей. Из-за таких людей происходят революции и начинаются войны. Усмирять революционные шторма и завершать кровопролитные войны приходится потом «людям с принципами».
Любовь «человека с убеждениями» легко может быть обращена в ненависть. Именно на «людей с убеждениями» нацелена работа всех средств массовой информации от древних герольдов, проповедников и глашатаев до блогеров и инфлюенсеров дней сегодняшних.
Демаркация – это способ нашего мышления, метод освоения окружающего пространства – природного, исторического, социального, культурного. Это претенциозный инструмент, владение которым позволяет сохранить себя в мутном потоке будней.
Демаркация может стать фундаментом светлой жизни. Ни в грусти, ни в отчаянии не увязнет тот, кто, благодаря прочитанным книгам, обретенному опыту, полученным знаниям, верному воспитанию, привитому такту, личным качествам, умеет делать правильный выбор и проводить стабильные демаркационные линии.
Демаркация может стать надувным кругом, напяленным на капризного ребенка. Самонадеянно загребает такой карапуз маленькими ладошками прямиком в открытое море, а там, за буйками, где нет готовых решений и бесспорных ориентиров, там даже сквозь маленькое отверстие неизбежных сомнений может улетучится воздух «истинных» убеждений, оставив пловца один на один с океаном вселенской логики.
Принципы позволяют все объяснить и найти ответы. Убеждения позволяют все оправдать и поглубже зарыться в тлетворно пахнущие подушки собственного невежества.