Фазы и методы обучения человека

Николай Шпак
ФАЗА 1  ЛИЧНОСТЬ

Личность – это совокупность социально проявленных качеств человека


Методы (Внешний учитель)

1 Дрессировка Полусознательный уровень Активное действие

Учитель обучает, что делать, применяя поверхностное объяснение причин и процессов. Ритуальное обучение.
Дает свой опыт в конкретной ситуации. Понимание приходит на уровне рефлексов – физических и психологических.


2 Преподавание Сознательный уровень Пассивное и активное действие

Учитель рассказывает теорию и в ограниченном объеме обучает практике, объясняя причины и особенности.
Дает сущностное понимание и обучающие ситуации для закрепления преподанного знания.


3 Воспитание Самоосознающий уровень Активное действие

Учитель предлагает без предварительного объяснения ученику ситуации для самостоятельного поиска решений и освоения теории и практики как на базе имеющихся знаний, так и с целью получения новых.
Дает ситуацию. Опыт и понимание приходят самостоятельно.


Личность – это форма, в которой выплавляется индивидуальность.


ФАЗА 2  ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Индивидуальность – это уникальная совокупность качеств, более сильно проявляющихся в человеке, по сравнению с человеческими качествами не только других людей, но и остальными качествами его самого


Методы (Внутренний учитель)

4 Самонаблюдение и самоанализ Сознательный уровень Пассивное действие

Человек начинает самостоятельно наблюдать за ситуациями, которые ему предлагает мир в естественном потоке событий, и извлекает из них свои уроки и опыт.


5 Самовоспитание Сознательный уровень Активное действие
Человек сознательно выбирает для себя прохождение определенных ситуаций, чтобы получить соответствующие знания, опыт и навыки, необходимые ему для развития, осознания себя и своего предназначения (иногда своей миссии).


6 Самореализация Осознанный уровень Активное действие

Человек четко осознает и реализует своё предназначение (миссию в отдельных случаях), максимально используя свои индивидуальные и личные наработки и, при необходимости, методы предыдущих этапов.


В ряде конкретных случаев в рамках каждого метода могут применяться элементы других методов. Но последовательность основных методов сохраняется.