Сердце Валаама

Сергей Груздев Валаамский
"Сердце Валаама"
                Чтобы всех вспомнить поимённо... Валаамцам.
;;;;;
В энергетику  я пришёл работать после того, как на Ленинградском  Балтийском судостроительном заводе  медицинская комиссия забраковала меня при поступлении на газо-электросварщика.(мечтал "варить" большие корабли). Вернулся я на остров в 1975 году и поступил на работу на дизельную электростанцию о.Валаам, кладовщиком ГСМ.
Наш склад ГСМ находился в доке.
Валаамский док. Когда-то монахи выкопали или приспособили его, чтобы ремонтировать свои  суда. Потом при Советской власти док оброс лодочными сараями-эллингами. Многие местные люди держали в них свои моторные и весельные лодки. Часть лодок хранилась под открытым небом. Док представлял очень удобную, закрытую со всех сторон от ветра, гавань.Не помню художника, но перед глазами стоит картина, отображающая наш док, с лодками, сараями, и даже небольшой яхточкой старинного товарища моего, Саши Эйдуса. У меня здесь тоже была своя пристань и деревянная лодка "фофан", которую мне оставил Гена Бординских для нашего общего друга Николая Александровича Костяшкина. С Геной мы работали на Валаамской дизельной электростанции. А когда в 1984 году с острова был эвакуирован дом- интернат для инвалидов, Гена, вместе с семьёй уехал вслед за ними в поселок  Видлицу.(  Н.А. Костяшкин, москвич, инвалид без обеих ног. Работал в Институте экономики в Москве. Очень любил Валаам и приезжал сюда в отпуск в течении двадцати лет. Являлся внештатным сотрудником Валаамского музея-заповедника. Передвигаться по острову ему было трудно и всегда выручала лодка. Не было человека в ту пору на острове, который бы не знал Николая Александровича. Да и почти всех сотрудников своего института он перевозил сюда - влюбил в наш остров. Гена и Николай Александрович дружили семьями.
Обоих уже давно нет в живых. Вечная им память!)...
Склад горюче-смазочных материалов находился между доком и дорогой на Никольский скит. Он был огорожен со всех сторон высоким забором с колючей проволокой.  В огромных цистернах хранилось на ГСМе диз. топливо для дизель-генераторов, которое я несколько раз в неделю закачивал электрическим насосом наверх на электростанцию. Два раза в год приходил к нам танкер "с большой земли", заправлял "под завязку" наш склад ГСМ. Вода в доке была не очень чистой, так как трубопровод на складе подтекал и часть "салярки" попадала в озеро, окрашивая воду у ГСМа в радужный цвет. Несмотря на это в доке под корягами всегда стояли хищницы-щуки, плавали стайки окуней и плотвиц.Весной и летом жизнь здесь кипела,  с утра и до позднего вечера. Рыбаки  перебирали сети,  ремонтировали лодки, варили уху на костре, выпивали под ушицу," травили" байки различные из своей жизни или просто копались в своих сараях.  В июле и августе, когда вода Ладоги  прогревалась, местная ребятня умудрялась здесь купаться. Место "знаменитое" в  недавнем прошлом  в мирской жизни острова. Сейчас от прежнего доке не осталось и следа...Разве, что в памяти ещё хранится у местных "аборигенов", живущих ещё  на острове или разбросанных по свету, у которых на всю оставшуюся жизнь - Валаам в сердце.,

 Наша электростанция относилась тогда к "Приладожской электросети" г. Сортавала. А на работу меня брал мой однофамилец, директор сети, Груздев Геннадий Павлович. Кто из местных, помнит, что склад ГСМ находился в   "доке".( По дороге на Никольский скит).   Проработал там полгода и меня призвали  служить в армию.
После армии я ушёл работать на турбазу, лодочником, а в последствии капитаном небольшого прогулочного катера.( Возил туристов вокруг острова).
В 1982 году турбазу закрыли, усилиями организованного на Валааме  Исторического и природного музея-заповедника, и я опять пришёл проситься на работу, на "дизельную"...
Меня там помнили и взяли в ученики машиниста- дизелиста. Отучившись  пару месяцев на производстве учеником,( учил меня хороший специалист, знаток своего дела, ныне покойный, Владимир Альбертович Засеков.  Он был человеком светлой души. Любил иногда выпить, пошутить, к начальству относился почтенно. Когда Володя после приличного подпития начинал говорить по фински, все понимали - Засекову больше не наливать. После выхода на персию прожил недолго. Вечная ему память), я приступил к самостоятельной работе.
Хочется  вспомнить начальника диз. электростанции, при котором я начинал работу. Это мастер нашего островного участка, Мелентьев Вячеслав Иванович.
Очень ответственный и душевный человек. С рабочими был в обращении прост, никогда не кичился своим положением. Иногда, на праздники, мы всем коллективом собирались в красном уголке и немножко отмечали события, особенно на день энергетика. Вспоминается, что тогда наша семья жила бедно, денег не хватало от получки до получки , и Мелентьевы всегда нас выручали( супруга, Валентина, работала  старшей медсестрой в нашей больнице,  была всегда добра и участлива ). Когда я был ещё школьником, мы иногда ходили к Мелентьевым смотреть  по телевизору интересные фильмы. Помниться у них мы смотрели с мамой и сестрёнкой сериал "Хождение по мукам". Своего телезизора у нас тогда  ещё не было. Вячеслав Иванович после закрытия на острове дома- интерната, уехал с семьёй жить и работать в посёлок Партала. Но очень скучал по острову, и прожил всего несколько лет.
Как -то пришла  новость, что он внезапно умер. Светлая память! 
Когда я женился и приехал на Украину, чтобы встретиться с родителями супруги, оказалось, что в их доме живёт мама Вячеслава Ивановича. Вот как в жизни бывает...
Механиком в то время работал у нас дядя Вася Воронин. Жил он с супругой и детьми в верхнем саду(сад унас так и назывался - "Воронинский"), в деревянном доме. Очень грамотным специалистом был. Впоследствии он уйдёт работать на суда механиком и переедет с семьёй в г. Сортавала. А механиком на его место перейдёт из дежурных , Митрофанов Михаил Михайлович. Дизеля у нас тогда были старые "Балаковские"(название по месту изготовления) и приходидось часто их ремонтировать. Обслуживанием  в те времена занимались мы с Владимиром Пономарёвым, электриком. Вся грязная, черновая работа легла на наши плечи. Душевой тогда на дизельной не было и приходилось часто домой приходить с мазутными коленями. Владимир до этого работал физруком в нашей школе, да и после, когда он женится на учительнице, Зинаиде Владимировне  Карпенко-
Пономарёвой, и уедет с ней с острова, в Пуйккольской школе вернётся к преподаванию. Пишу, сейчас и задумался, что если о каждом работающем писать хоть немного, это надо небольшую книжицу накропать, в статье всё не уместить...Ведь на электростанции работало в разное время  почти всё вольнонаёмное мужское население острова. Работа сложная, ответственная, сменная, шумная и опасная - не каждый мог осилить. Отсюда большая текучка...
Да что говорить , с кем начинал работу в электросети валаамской почти  все уже давно в мире ином. Дизелисты:Аксентьев Сергей(мой островной товарищ), Карпов Владимир, Щеглаков  Валера, Сергей Тарасов, Анатолий Акимов, бывшие островные милиционеры: Юрий Садыков и Анатолий Пилипчук, поэт  Виктор Лещук, старейший работник, Помалюк Фёдор Сергеевич, электромонтёр, Костяной Геннадий.  Это так скажем, ребята первой волны, которых я помню.
Немножко истории нашего "Сердца Валаама", так называли в разное время дизельную электростанцию и вполне заслуженно...
Дизельная электростанция начала свою работу в 1950 году, когда на остров были завезены дизель - генераторы и смонтированы в бывшей монастырской кузнице. До этого события, какое-то время электроэнергию выдавала перетащеная из водопроводного дома старая монашеская паровая машина. Её, местные умельцы отремонтировали, приладили генератор и запустили. Электроэнергию давали кратковременно, вечером. Топилась она дровами и часто ломалась. Об этом мне рассказывал бывший рабочий на паровой машине, Фролов дядя Саша.
Ну а уж когда дизель-генераторы привезли, свет стали давать бесперебойно. Так и работала наша ДЭС до прихода монастыря в 1989 году. Снабжала электроэнергией посёлок,  дом - интернат, хутора, Никольский скит, ферму и Воскресенский скит, Воисковую часть, свинарник и другие производственные здания и организации.  В семидесятые годы дизель-генераторы были заменены на  украинские(г. Первомайск), немного более мощные и надёжные. Работала также чехословатская "Шкода" и немецкий  дизель - генератор.
Когда пришёл монастырь, то началась усиленная реставрация, ремонты и новое строительство. Мощности электростанции нашей стало не хватать и мы мучали население веерными отключениями. У "сердца Валаама" началась аритмия. Всё население острова, от мала до велика, стало ходить днём и ночью  с налобными фонариками.  И все ругали нас, энергетиков совсем, впрочем, не виноватых. Нашу электростанцию в какие только организации не передавали, чтобы улучшить положение. Из Приладожской сети нас передали в Западно-Карельские электрические сети с конторой в Сортавала(Карелэнерго). ЗКЭС много сделали для нашей электростанции, отремонтировали и  построила заново сети, подладили дизеля, произвели капитальный ремонт здания, основательно расширили  склад ГСМ. Особенно мы были благодарны, неутомимому труженнику, главному инженеру сетей, Грязнову В. Г. Он дневал и ночевал на нашей ДЭС. Но закупить более мощные дизеля ЗКЭСу было не по силам. И нас опять передали, теперь уже Петрозаводской ТГК-1.Когда мы относились к Петрозаводской ТГК-1,  на остров были доставлены четыре американских дизель-генератора "Каментс" по 500 квт каждый.
Два были смонтированы  в кабинках у старой электростанции и включены в работу. Стало значительно полегче.
20 июня 2006 года руководством ТГК-1 состоялась закладка первого камня в строительство новой ДЭС, где впоследствии будут работать все американо-индийско-турецкие
"Каменсы" (4шт).  А в 2009 году  снабжением электроэнергией острова займётся ОАО ФСК ЕЭС России. По поручению президента Путина по дну Ладоги проложат подводный кабеь от подстанции пос. Ляскеля. И построят кабельно-воздушную линию, общей протяжённостью 50км. Возведут подстанцию 35 кВ и Валаам навсегда забудет веерные отключения.
Но это уже немножко другая история.
Вернусь к прежней старушке - ДЭС.

Проработал я дизелистом несколько лет. Работа сменная и в одиночку. Стало пошаливать сердце, и я выпросился на вакантное место электромонтёра. А работать надо было на линии, лазить по опорам. Как забирался на опору в первый раз запомнил на всю жизнь.
С каждым шажком вверх, всё сильнее трясутся поджилки и страх отпустить руки, закрепившись за опору поясом, просто сковывает всё тело.( Ведь надо не просто залезть, надо ещё и работать: чинить провода, вворачивать крюки, итд). Натерпелся поначалу, думал  никогда не привыкну, не научусь быть верхолазом. Но, ничего, через месяц, а то и раньше лазил уже вовсю. Учили меня поначалу, Михаил Михайлович Митрофанов  и Фёдор Сергеевич Помалюк. Мих. Мих. в своё время принял эстафету у Мелентьева и стал начальником электростанции. Проработав сколько-то лет на должности начальника ДЭС, Митрофанов ушёл работать в   Валаамский лесхоз а затем в местную воисковую часть,
 уступив место механику Ермишкину Валентину, который до этого работал на монастырском судне "Волна", а придя на электростанцию временно был назначен начальником её. Валентин был неплохим механиком, но на должности начальника не тянул, да и всё время обещал подать заявление на увольнение.
Во как-то дежурю на электростанции(хотя я был уже электромонтёром, но по надобности иногда работал в смене, дежурным дезилистом) и заходит в помещение молодой мужчина. Спрашивает:
"У вас работы не найдётся?.. Я готов на любую..."
Я подумал и говорю, что все должности заняты.
"Жаль" - промолвил мужчина, развернулся и вышел на улицу. И тут меня будто осенило, я вспомнил про Валентина Ермишкина и кинулся вслед Дмитрию (познакомились в разговоре).
" Слышь", кричу, а начальником ДЭС сможешь?"
" Можно попробовать" - отвечает.
Я созвонился с городским начальством и через день Дмитрий Сошкин вернулся на ДЭС из города, мастером нашей станции. Сам он приехал на остров из Новосибирска, вслед за женой, Татьяной.
Дима был человеком деятельным, чаще мягким, чем суровым. Любил экспериментировать, придумывать и внедрять  разные "рацухи". Под его руководством мы отказались от охлаждающей воды поселковой водокачки. Построили свою линию до берега, провели трубы, погрузили в воду глубинный насос и сами стали качать воду. Экспериментировали, с охлаждением, сварили водоводяной холодильник
и бросили его в озеро, но эффект охлаждения оказался мизерным. Поставили в водопроводный дом батареи отопления, и грели его  всю зиму своей охлаждающей водой. Поставили батарей и в здании ДЭС и прекрасно отапливались. В Красном уголке сделали первый в то время на острове  душ, ощутив как это прекрасно освежится после трудной смены водичкой.Когда с поселковой баней случались напряги, то почти всё население острова приходило к нам на помывку. К моему сожалению, долго Дима у нас не проработал, не помню уже что стало причиной, но вскоре он ушёл трудиться в монастырь, а на его место пришёл человек из города, бывший офицер, Александр(фамилии его не помню). При нём у меня появился помощник, второй электромонтёр Фёдор Карташов. Парень не плохой, но большой любитель выпить. Александр оказался чуждым коллективу, часто выпивал, ставил себя выше других и мы вынуждены были заявить об этом вышестоящему начальству, и его быстренько убрали. А на место начальника дал согласие перейти из дизелистов, Иванов Юрий Валерьевич.
При нём подобралась неплохая команда.
Дизелисты :Аксентьев С. М., наш старожил на ДЭС,
Засеков В. А.,  второй по длительности рабочего стажа, Литун С. А.,Петухов А. В.  Субботин Станислав,  Слава Грудинский. Мой помощник, Вадим Стакровский, тракторист и второй электромонтёр.  Механиком стал работать Саша Петухов. Коллектив был на электростанции всегда дружный и слаженный.
Всегда чуть-что, днём ли, вечером или ночью спешили все на электростанцию, едва по аварии гас свет в домах. А аварий у нас хватало и на дизельной и на воздушных линиях.
Последние годы своей работы до пенсии я отвечал за линии электропередач на всём острове. Они так и остались в подчинении ЗКЭС.
Подстанцию и новую дизельную станцию перекидывали из одной организации в другую, сейчас они тоже в Рос.сетях и тоже подчиняются ЗКЭС. Процесс перетрубаций не закончился.
Правда в сетях уже работают не местные. Время местных кончилось...

А в помещении бывшей электростанции живут люди, работающие на монастырь.
Хочется в конце своей публикации вспомнить всех мужчин, которые сколько-нибудь работали на прежней  дизельной электростанции:
Мелентьев Вячеслав Иванович, Помалюк Фёдор Сергеевич,  Николаев Иван Константинович, Пузанов Владимир Карпович,  Рюттель Валерий, Митрофанов Михаил Михайлович, Филимонков Леонид, Митрофанов Николай Михайлович, Бординских Геннадий, Стакровский Эдуард,
Карпов Владимир, Щеглаков Валерий, Валерий Антонов, Перетряхин Николай,  Савельев Сергей, Иванов Валерий в последствии главный телефонист острова, Лещук Виктор В.,  Багров Сергей, Понамарёв Владимир, Костяной Геннадий, Анатолий Акимов, Сергей Тарасов, Крук Иван, Литун Сергей, Садыков Юрий, Пилипчук Анатолий, офицер из Сортавала, Александр,
Сафронов Виталий, Иванов Александр,  Попков Валера, Дубов Вадим,  Суслов Валерий,  Станислав Девид, Сивков Слава, Карташов Фёдор, Николай Бордак, Калтырин Андрей, Белозёров Андрей, Графов Андрей, Стакровский Вадим, Вячеслав Грудинский, Петухов Александр, Иванов Юрий,  Полюшин Антон, Субботин Станислав, Баландин Денис, механик Лёва, ну и ваш покорный слуга, Сергей Груздев... Написал - кого вспомнил... Прошу прощения, что не всех помню по отчеству...
Всем ушедшим - Вечная Светлая память! Здоровья и счастья - живым! Храни всех Господь!..