Азбарт

Новосельцев Григорий Петрович
Такое странное имя носила первая собака с которой я познакомился у себя дома.
Это был кабель кавказской овчарки.
Причем не домашняя диванная подушка, а взяли его у пастухов овец. А это уже особая история. Собаки охраняли отары и жили своей особой суровой жизнью. Самка кавказской овчарки, перед тем как ощенится, уходила подальше от отары и там рожала. Возвращалась через два месяца. В помете у нее бывало от 8 до 12 щенков. Возвращалась она с двумя или тремя.
Представили в каких условиях им приходилось жить.
А кавказская овчарка отличается от других овчарок интересно особенностью. Она сама принимала решение в определении кто пред ней враг или друг хозяина. Если обычно собака перед нападением показывает зубы, рычит, тем показывая свое неудовольствие присутствующим объектом. У кавказца от  дружеского виляния хвостиком и до нападения может пройти мгновение.
Отец работал на развозке товаров по полевым бригадам. Это лошадиный вариант автолавки.
Дома у нас была лошадь, товары. И все это надо было охранять и потому надо иметь надежного сторожа. От вида которого пропало бы желание сделать что то дурное.
Отцу и подарили этот меховой клубок. Назвал он его Азбартом. Что это за слово и откуда оно взялось я не знаю. Я спрашивал у отца. Он сказал что так звали тигра в индийском фильме.
Мне такой фильм ни когда не попадался. Набирал это имя в поисковике, так же безрезультатно.
Но я отвлекся.
До года он рос в отдельном вольере и ни кого из людей не видел, кроме мамы, отца и бабушки. Он был на полгода старше меня и потому я с ним познакомился позже всех.
Меня терпел. Но и панибратства не позволял.
Он сидел на цепи, на цепи перемещалась на протяжении всего двора на подвесной проволоке.
Если приходили гости, то его цепь фиксировали около будки.
По нему было видно, что он гостей не одобрял, но с трудом терпел.
Но были и такие гости которых он и терпеть не мог. Это была почтальонка. Отец и мать были инвалиды и почтальонка минимум раз в месяц к нам приходила и приносила пенсию.
Ходила и в остальные дома. А это была сельская улица.
Как то зимой у отца появилась идея сделать из Азбарта ездовую собаку для моих санок.
Меня посадили в санки. Азбарта запрягли в них. И всё шло нормально. Его даже забавляло такое положение. Выехали за ворота. Тут произошло самое неожиданное. Азбарт увидел почтальонку в конце улицы. Он мгновенно рванул вперед, я свалился с санок. Азбарт просто летел. Казалось он лапами не касался снега. А санки за ним болтались как щепка веревке.
Почтальонка уже давно была знакома с ним и знала о его нежных чувствах к ней. И как только увидела несущуюся на нее черную меховую тучу, тут же спряталась в первый же попавшийся двор.
Азбарт добежал туда, убедился, что врага нет и тогда с видом победителя вернулся домой мило виляя хвостиком. Как бы показывая какой он герой, справился с самым страшным врагом.
Больше его не делали ездовой собакой.
Был и еще один случай.
Было дето. Поздно вечером возвращались с какой-то гулянки. Кроме меня и моих родителей был кто то из дальних родственников. Во всяком случае он с нашим парнишкой знаком не был.
Отец поведал про то какой пес у него дома.
Родственник расхрабрился и сказал, что собака пьяного не тронет и он сейчас зайдет во двор и вынесет его на руках.
Уговоры отца и мамы ни к чему не привели. Известно же, что пьяному море по колено.
Единственно что удалось убедить его хотя бы для начала через забор посмотреть на этого песика.
Родственник наклонил голову через забор и наш песик оттяпал ему кончик носа. Недавний герой тут же протрезвел. Такой был для него стресс. Он видимо представил себе что бы было, сели бы он зашел во двор.
Он согласился, что с этим зверем ему точно было не справиться.
Мама пояснила, что пьяных он особо не переваривает и слетает с катушек, если видит такого человека.
Однажды он спас меня. Себе он мог позволить меня обижать, но в разумных пределах. Если я ему приносил еду, то старался подать ему кастрюлю, когда он максимально натягивал цепь и тут же надо было убрать руки. Он сразу же кидался и меня прогонял.
В его поле зрения, а особенно зоне его перемещений мне не позволялось носить палки и даже лозинки. Он выказывал свое неудовольствие.
У нас во дворе помимо дома, где мы жили была еще и летняя кухня под одной крышей с курятником, свинарником и загоном для коровы.
В летней кухне мы держали товары. Это был какой то трикотаж, конфеты, печенья и всяка  мелочь, которую отец развозил в течении дня.
Само собой надо было бороться с мышами.
Конечно были и кошки. Но ни кто их не контролировал. Они жили сами по себе. Толком ни кто и не знал сколько их есть.
Когда мы переехали в город, то я с удивлением узнал, что для кошек может быть отдельная посуда и их специально кормят.
Азбарт за ними не гонялся. Но нему было видно, что он их просто призирал и считал недостойными что бы он на них обращал внимание.
Но вернемся к моему случаю.
Кошка забралась в летнюю кухню, что бы поохотиться на мышей и попала в капкан.
Я побежал спасать кошку, мама спасть меня от кошки. Мама раскрыла капкан, я держал кошку. и она меня грызнула. Я заорал от боли. Равнодушно лежавший Азбарт возмутился, и прибежал спасть меня. Кошке чудом удалось убежать. Если бы не цепь, то ей пришлось бы плохо. Прогнав кошку, он подошел к нам, и, убедившись, что все в порядке, ушел.
После него было много собак у нас, но этот парнишка запомнился больше всех.
На фото не он. Азбарт был весь черный. Меня привлек взгляд это пса.
Мне он очень напомнил моего Азбарта.