Глава 21 Последняя загадка Мстиславы

Ефим Шейнис
Глава 21
Последняя загадка Мстиславы

Поздно вечером добрался Светозар до ворот своего дома в Малине. Долго же пришлось ему помогать князю Ярославу наводить порядок на Руси. Что с его имением? Кто-нибудь там есть? Жива ли Лада? Дом стоял на своем месте, в окнах темно. Ворота заперты. Кто-то в его доме живет. Он спешился, привязал коня и стал стучать в ворота. Наконец, открылось смотровое окошко, появилось чье-то лицо, и женский голос недовольно спросил:
– Кто это? Что надо?
В темноте лица он не узнал, но голос был знакомый.
– Мстислава? Откуда ты здесь? Это Светозар!
– Светозар? Что-то не похоже.
Действительно, его трудно было узнать. Заросший, грязный и голос огрубел.
– Открывай!
– Ишь ты, какой прыткий! Если ты Светозар, начала отгадай загадку. Два молодых дружинника часто бились между собой об заклад, кто кого перегонит. Наконец, им это надоело, и они решили спорить наоборот. Пусть награда достанется тому, чей конь придет в назначенное место вторым. Зрителей собралось множество: всем хотелось посмотреть такую диковинку. Подали сигнал к началу гонки, а оба ни с места. Зрители стали смеяться, но подошел мудрец и дал им совет. После чего они помчались изо всех сил, хотя условие соревнования оставалось прежним. Какой совет дал мудрец?
– Мстислава, я замерз, голоден и ужасно устал.
– Ладно, заходи.
Она открыла ворота, и они крепко обнялись.
– Как ты здесь оказалась? – снова спросил Светозар, – и какой совет дал мудрец?
– Ты помнишь, что говорил тебе твой дед? Много будешь знать, скоро состаришься. Сначала в баню, потом за стол и все узнаешь.
Коня распрягли и устроили в конюшню, а притороченные к седлу сумки, внесли в дом.
– Это мне столько подарков?
– Мстислава, это книги. Я буду продолжать работу деда. Есть и подарки.
Вот гребень, ожерелье, серьги и подвески. Мне сказали, что гребень это оберег, он защитит тебя от порчи, сглаза и болезней. Примеришь завтра.
За столом умытый и переодетый, при свете лампады он рассматривал Мстиславу. Она мало изменилась, разве что появились скорбные морщинки, видно ее жизнь потрепала жестоко. Легли они вместе, и когда она крепко обняла его, он почувствовал разницу, с объятьями пленниц, захваченных им в боях. В эту ночь получить ответы на свои два вопроса ему так и не удалось, а утром после завтрака Мстислава предложила прогуляться вдоль реки и поговорить обо всем.
Прежде всего, он спросил о Ладе.
– Ее уже нет. Она похоронена рядом с могилой князя Мала. Теперь они встретятся на том свете. После смерти короля Болеслава нас отпустили, я вернулась в Киев, а Малуша предложила мне пожить в Малине и привезла сюда.
– Все эти годы ты жила в Польше?
– Да, покидая Киев, Болеслав, призванный на помощь Святополком, захватил с собой Предславу и меня. В Польше мы жили во дворце на Ледницком острове. Став королем, Болеслав сделал остров местом для приемов. Нас не заставили принять католичество – на острове специально построили небольшую православная церковь, в которой вел службы Анастас Корсунянин. Так и прошли эти годы. Но я все время думала о тебе.
– Даже когда спала с Болеславом?
– Светозар, не будем об этом. Я ведь не спросила тебя, сколько пленниц ты обнимал в своих походах. У Предславы пошли дети, и я работала няней.
– Хорошо, не будем. Я тоже думал о тебе. Завтра же съездим во Вручий и обвенчаемся. Неизвестно, что нас ждет, может, опять князь Ярослав призовет меня под свои знамена, и если я не вернусь, ты станешь моей законной наследницей и владелицей этого имения.
После завтрака Мстислава задержала Светозара за столом.
– Светозар, а у меня есть для тебя подарок – вот он.
На столе появилась шкатулка.
– Что здесь?
– Открой
В шкатулке оказался его серебряный ключ от сундука и сложенный вчетверо лист пергамента.
– Когда я уезжала из Польши, перед отъездом заглянула в комнату Анастаса и нашла эту шкатулку. Это ведь твой ключ? Я подслушала, что по указанию Болеслава, Анастас спрятал в твоем сундуке часть казны князя Владимира.
– А где же сам сундук?
– Этого я не знаю.
Юрий подошел с листком к окну.
– Здесь что-то написано.
– Я видела. Какая-то абракадабра.
– Это шифр, мы займемся этим позже.
– Светозар, как ты провел эти годы?
– В боевых походах. Первый поход был на Новгород, который захватил и разграбил Брячислав – племянник Ярослава. Его с награбленной добычей мы настигли врасплох на реке Судоме. После недолгой битвы Брячислав бежал, оставив пленных и добычу. Потом я вернулся домой. Не успел разложить по полкам привезенные Новгородские летописи, как меня снова вызвали на ратное дело. У Ярослава появился ещё один соперник – брат Мстислав. Он с дружиной укрепился в Чернигове. Ярослав нанял варягов, и мы предприняли поход на Чернигов. Сражение происходило ночью в сильную грозу, и мы битву проиграли. Однако Мстислав был настроен миролюбиво и братья разделили Русскую землю по Днепру.
На этот раз передышка была большей и я, вернувшись в Малин, успел написать пару десятков страниц русской истории, надеясь, что переписанные монахами Антония списки найдутся.
Потом начался мятеж в Суздале. Подстрекаемые языческими жрецами, толпы начали громить христианские храмы. Это была моя последняя битва. Мы разгромили мятежников, и князь Ярослав разрешил мне вернуться домой, и вот я здесь. 
После венчания Светозар снова засел за книги, Мстислава оказалась не только хорошей женой, но и хорошей помощницей. Когда она узнала, что Светозар описывает события недавнего смутного времени, сказала:
– Много зла учинил Святополк на Руси, наверное, сейчас жарится в аду, окаянный.
– Как ты сказала? Окаянный? Сейчас я пишу о его злодействах, так его и назову: Святополк Окаянный.
И эта передышка оказалась короткой. Ярослав двинул войско на Византию, и гонец привез Светозару приказ явиться с дружиной. Прощание было тяжелым. Мстислава была беременна и не удержалась от слез.
– Я вернусь! Я обязательно вернусь. И ты встретишь меня с сыном! Береги себя. Мстислава. А я так и не узнал, что сказал мудрец?
¬– Какой мудрец?
– Тот, кто дал совет соревновавшимся наездникам.
Она улыбнулась и поднесла к глазам платок, чтобы утереть слезы.
– Он им сказал: «Поменяйтесь лошадьми».
Когда она отняла от глаз платок, Светозара уже не было видно, только легкая пыль, которую рассеивал ветер вдоль дороги, следовала за ним, потом и она улеглась.
 

Эпилог

Царствование Ярослава Мудрого многие историки назовут золотым веком Киевской Руси. Он соединит славянские княжества и укрепит границы, одержит окончательную победу над печенегами и освободит  Киевскую Русь от их набегов.
Соседи будут охотно родниться с Киевской Русью. Дочь Ярослава Анна, выйдет замуж за французского короля по его просьбе, и после его смерти станет королевой Франции.
Будет у Ярослава немало успешных военных походов, однако по¬ход на Византию, в котором примет участие Светозар, за¬вер¬шится не¬уда¬чей – гре¬чес¬кий огонь ви¬зан¬тий¬ских ко¬раб¬лей и вне¬зап¬но на¬чав¬ший¬ся шторм вы¬нудит рус¬ский ладей¬ный флот от¬сту¬пить. Историки сообщат, что 6000 русских во¬инов шторм выб¬ро¬сит на бе¬рег, пос¬ле че¬го большинство погибнет в сражении с ви¬зан¬тий¬ской ар¬ми¬ей, а многие будут взяты в плен.
Мстислава родит сына, и напрасно будет выходить с ним на большую дорогу, всматриваясь в лица вернувшихся бойцов. Из похода на Византию Светозар не вернется.
Он так и не узнает, что его друг Антоний снова приедет в Киев, найдет, переписанные его сподвижниками и спрятанные им главы рукописи князя Мала,  и передаст их в Киево-Печерский монастырь, который будет им основан в Киеве.
Антоний приедет в Малин, и Мстислава передаст ему остальные главы, написанные Светозаром.
Далее эти главы будут отредактированы монахом Нестором Печерским, дополнены любимым учеником Антония, монахом Никоном Печерским и, наконец, будут включены в дошедшую до наших дней Лаврентьевскую рукопись, написанную монахом Благовещенского монастыря Лаврентием.
А имена первого автора «Повести временных лет» князя Мала, как и его внука и помощника Светозара будут незаслуженно забыты.
После смерти Ярослава Мудрого возобновятся распри между его сыновьями, но это уже другая история.