КТО СОТВОРИЛ ЭТО ЧУДО...
ребятам краеведческого кружка "Литературный
поиск..."
Позолотой берёз, изумрудом сосен, под грустинки дождевых слёз наряжается осень – время её подоспело. Разноцветные листья, словно сказочные птички-невелички, медленно кружат в воздухе, мягко ложась на землю, а мастера-невидимки плетут из них невероятной красоты мозаичное полотно, изукрашивая каждый листик в яркие солнечные цвета.
Кто они, мастера-невидимки?
Раздумывая об этом, мы с классом организуем экскурсии в природу. Любуясь красотой пейзажа (в конкретном случае осеннего), подростки учатся понимать сущность природного бытия, духовной связи с окружающим миром, размышляют о разумном, вечном…
Наши «рыжики», приплюснув носы к стеклу школьного автобуса, всматриваются в сменяющиеся один за другим неповторимые пейзажи. «Всё вокруг солнечно-рыжее!» - слышим мы задорный возглас, и это станет кульминационным моментом нашей экскурсии.
«Фотоснимки» своего душевного состояния (увиденное, прочувствованное) - дети попробуют выразить в художественном слове, где яркие краски природы превратятся в «яркие» мысли детей:
«В осенний лес, как в сон и неизвестность, тропинка порыжевшая пряма… Когда-то я выучил эти стихи В.Д. Фёдорова, поэта Кузнецкого края. А теперь вижу, как за окном автобуса мелькает берёзовый лес со стёжками из порыжевших листьев…» (Из сочинения Ч. Кирилла, 8 класс).
«Я любовался сосновым лесом… Всё то, о чём речь шла на экскурсии, подтверждалось стихами кузбасских поэтов, ранее мной прочитанными. Мне показалось, что поэты для нашей экскурсии их написали…». (Из сочинения М. Руслана, 7 класс).
После "выезда на природу" следуют поэтические чтения. Час поэзии под названием «Рыжий листопад» - настоящий праздник для ребят. Гирлянды из ярких листьев, осенние букеты дополняют интерьер кабинета. Организована выставка поэтических сборников, ученических сочинений, оформлен тематический стенд о данном времени года, продумано музыкальное оформление.
Каждый стремится подготовить сюрприз для остальных – чтение самых красивых, самых необычных строк об осени (ребята заранее изучают стихи поэтов родного края, выбирают «свое», созвучное состоянию души).
Другие сочиняют что-то сами, например, так:
«Яркими красками соткан ковёр,
Кто сотворил это чудо – хитёр…
Спрятался он, удивлённый, средь листьев,
И позабыл свои краски и кисти».*
(С. Евгений, 8 класс)
И мы, самому автору данных строк, скажем «спасибо»за оригинальный ответ на выше заданный вопрос (напомним):
- Кто сотворил это чудо?..
Стихи, музыка, интерьер… Всё создаёт особое настроение: и радость жизни, и печаль- расставание с тёплым летом, и желание быть ближе к природе, стать лучше, чище душой… не это ли КАТАРСИС?**
- А что, если нам попытаться сегодня поговорить с душой природы? Ведь у природы тоже есть душа… у дерева, у куста, у пожелтевшего и опавшего листочка…
Просим вспомнить свой уголок природы. Всматриваясь в каждого, можно увидеть новое в задумчивых взглядах, будто что-то забытое, детское поднялось из глубины души и осветило лица ребят. Воспоминание первого опыта общения с миром, и сейчас попытка осмыслить его... отсюда это молчание и задумчивость...
Ведение тематических тетрадей: «Рыжий листопад», «Тихая моя родина», отражение в них высказываний поэтов о нашем далёком сибирском крае, своих впечатлений, сочинения-этюды, любимые строчки – так формируется «поэтический багаж» воспитанников.
Бережно хранятся учителем рукописные ученические «альманахи», где немало поэтических строк собственного сочинения или просто позаимствованных у поэтов.
Радуют способности ребят: в самом привычном, будничном заметить чудесное, необыкновенное. Целенаправленные экскурсии в природу этому способствуют.
*Стихотворение Солдатова Евгения, 8 класс; напечатано в журнале «Огни Кузбасса», №2/2008г. (раздел «Светлица»)
**Катарсис (др.-греч.) — «возвышение, очищение, оздоровление»
***Фото свободного доступа интернета