Предание пятое. История ярославской Ризы Господней

Александр Костерев-Грендель
Ярославская градская Церковь святого пророка Илии величественно располагается на парадной площади, называемой по церкви Ильинской, внутри так называемого Земляного города. На этом месте издавна стояли две деревянные церкви, — холодная во имя святого пророка Илии и теплая во имя Покрова пресвятой Богородицы.
До конца XIX века этот замечательный храм производил грустное впечатление своим обветшанием: голуби, во всякое время года покрывавшие кровли храма, лепившиеся по его карнизам и врывавшиеся в самый храм, казалось, грозили сделаться его полновластными хозяевами. Но благодаря щедрому дару (порядка 60 000 рублей серебром) и личному наблюдению коммерции советника, городского головы Ивана Александровича Вахромеева (Вахрамеева) Ильинский храм, реставрированный внутри и снаружи ласкает взор почитателей православной святыни и любителя церковных древностей.
Августейшие Особы Царственной Семьи, ученые и высокопоставленные мужи, во время пребывания в Ярославль, живо интересуются Ильинского церковью и уделяют немало времени ее обозрению. В истории Ильинской церкви различаются два периода: первый —   древний, известный по преданиям, и второй — позднейший, начиная со второй половины 17 века, со времени устройства каменного храма, существующего доднесь.
В первый период Ильинский храм, как и большая часть ярославских храмов, был деревянным: когда он был построен, по какому побуждению и кем доподлинно неизвестно. В один из бывших в Ярославле больших пожаров храм этот сгорел, при чем сгорели все документы, имеющиеся в храме и все имущество, по сему в настоящее время не сохранилось древностей, современных его раннему периоду.
Два обширных входа с древними железным затворами, соответствующие двум крыльцам, ведут из паперти в летний храм в честь Св. Пророка Илии. Он имеет от западного входа до иконостаса 17 аршин и от северной стены до южной 18 аршин 4 вершка. Своды в нем со стен перекинуты на два массивные каменные столба среди храма. Взойдя в этот храм, благоговейный богомолец имеет полную возможность отрешиться от всего земного и всеми помыслами своим вознестись к Богу, вдохновленный высоким пятиярусный иконостасом с древними художественной работы иконами, фресковыми священными изображениями на стенах, столбах и на устремленном к небесам своде.
Нынешняя церковь каменная, одно и двухэтажная, весьма замечательная в своих архитектурных решениях. Здание церкви — удлиненный четырехугольник, увенчанный пятью главами. Вот он то и составляет настоящую холодную церковь святого пророка Божия Илии, с приделом в алтаре по правую сторону во имя Преподобного Варлаама Хутынского, Новогородского чудотворца. С южной стороны в связи с холодною церковью находится теплая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородцы. С западной и северной сторон имеются паперти с отдельными крытыми входами.
Ярославская церковь св. Пророка Илии вместе с теплою церковью Покрова Пресвятой Богородицы, начаты строительством в 1647 году и окончательно созданы вместе на одном основании в 1650 году. Главная церковь св. пророка Илии освящена в том же 1650 году, а расписана по стенам и сводам с приделами и папертями и входами к 1681 году.
Построена Ильинская церковь иждивением ярославских купцов гостинной сотни, — Вонифатия и Иоаникия Скрипиных, родных братьев.
В 1650 году, 16 июня, был освящен Митрополитом Ростовским Варлаамом вновь устроенный каменный Ильинский храм в Ярославле, и Московский Патриарх Иосиф 1-й, с дозволения Царя Алексея Михайловича, прислал в благословение сему храму часть Ризы Господней.
Честную Ризу Господа не следует отождествлять с Его нешвенным хитоном — они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Евангелие от Иоанна, 19:23, 24; Псалтырь 21:19). Хитон, в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе он просто распустился бы на нити.
По апокрифическому преданию в Мцхете, столице Иверии (Грузии), поселилось несколько иудейских семейств, потомки которых существуют и доныне (Элиозы, Гедевановы). В одном семействе, происходившем из потомства левитов и состоявшем из Элиоза, сестры его Сидонии и матери. Элиозу сильно хотелось видеть Иисуса, и желание это исполнилось. В числе других он должен был идти в Иерусалим на праздник Пасхи. Элиозу пришлось быть очевидцем страданий Господа. 
Элиоз, будучи на Голгофе, у Креста Невинного Страдальца, купил у воина доставшийся последнему по жребию Хитон Христа. С сею драгоценною святынею Элиоз отправился домой, в Мцхету. 
Сестра его Сидония, узнав, что в руках брата —Хитон Господень, буквально вырвала из рук его священную одежду, облобызала ее, как величайшую святыню, приложила к своей груди и скончалась. Никакая человеческая сила не могла изъять Хитон из объятий Сидонии, и ее похоронили вместе с драгоценною святынею в царском саду.
Над этим священным местом был возведен храм — Мцхетский собор 12 апостолов. 
В 13 веке, во время нашествия на Грузию монгольских полчищ Чингисхана, Хитон Господень был вынут из земли, и сохранялся в ризнице Грузинских католикосов, а затем, но восстановлении Мцхетского собора, разрушенного монголами, в этом соборе. В XVII веке персидский шах Аббас во время нападения на Мцхету взял Хитон Господень и в 1625 году, желая приобрести расположение Русского Царя Михаила Федоровича, отправил к нему посольство с дарами, между которыми была и эта христианская святыня. Юный Царь и Патриарх Филарет с радостью приняли ее и, разузнав от бывших в Москве греков историю ее, после совещания с русскими архиереями, повелели соблюдать строгий пост и молиться, а в Крестопоклонную неделю Великого поста возлагать Ризу Спасителя на больных. Многие больные выздоровели чудодейственною силою Святыни. Видя это, Царь п Патриарх повелели устроить особое место в Успенском соборе и положили там драгоценный дар (Душеполезное чтение за 1898 г. ч. 2-я и за и 900 г. ч. I).
Эта редкая святыня — Часть Ризы Господней — хранится в серебряном позолоченном восьмигранном ковчежце, имеющем в длину полтора английских дюйма, а в ширину 1 дюйм и 2 линии. На верхней стороне ковчежца, около отверстия к святыне, покрытой стеклом, расположены крестообразно 4 драгоценные камня.
Малый этот ковчежец помещен и укреплен в другом большом серебряном чеканном и снаружи вызолоченном Ковчеге. Форму Ковчег имеет продолговатую четырехугольную и стоит на 4 ножках. Высота его, не считая ножек и крышки, 4 дюйма и 8 линий. На передней стороне ковчега, имеющей длину 6 дюймов и 8 линий, рельефно вычеканено изображение Покрова пресвятой Богородицы, во имя которого освящена теплая церковь; на правой стороне Ковчега, имеющего ширину 4 дюйма и 4 линии, изображены рельефно св. мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив, во имя которых устроен придел с северной стороны главной церкви; на левой стороне ковчега, которая противоположна правой стороне, рельефно изображены св. пророк Илия и преподобный Варлаам Хутынский. На задней стороне Ковчега, противоположной передней стороне его, рельефно изображено положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа. Крыша Ковчега, открывающаяся на «шалнере» (шарнире), устроена в форме пирамиды, в верху которой прикреплен серебряный вызолоченный крестик с рельефным изображением распятого Господа нашего Иисуса Христа и с рельефными же по сторонам его изображениями Божией Матери и Иоанна Богослова.
«Весу во всем большом ковчеге, вместе с малым ковчежцем, 3 фунта, сие значится в церковной Ильинской описи, составленной в 1849 году. Ковчег покрывается футляром, устроенным в форме пирамиды, которым он покрывается и в холодной церкви.
Опись всего имущества храма, в четвертую долю листа в  кожаном переплете на 37 листах (четверках), выполненная в 1651 году, доныне хранится в Ильинской церкви. Из описи видно, что родные братья Вонифатий и Иоаникий Скрипины имели особенное попечение о построенном ими Ильинском храме во всех его отношениях. Они пожертвовали в него драгоценные иконы в большом количестве, богатую утварь, ризы, из коих есть дорогие, книги, относящиеся большею частью к Богослужению, снабдили храм хорошим звоном ж назначили вклад в пользу церкви ж причта.
Ильинский храм по благолепию, по драгоценному украшению местных икон, по богатству церковной утвари и по прочая, есть один из первых в городе Ярославле.
Роспись стен Ильинской церкви, по свидетельству надписи на южной стене главного Ильинского храма, производили 7189 (1681) году сентября в 8 день, трудившиеся в Бозе изографы града Костромы Гурий Никитин, Сила Савин да ярославцы Дмитрий Семенов, Василий Кузмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Марк Назаров, Василий Миронов, Фома Ермилов, Тимофей Федотов, Иван Петров, Иван Андриянов, Иван Иванов, Филипп Андриянов, Семен Павлов. Таким образом, роспись всех храмов, начатая 17 июня 1680 года и оконченная 8 сентября следующего года, совершена была 15-ю лицами. Между тем, при реставрации ее, промывка и восполнение повреждений изображений заняли времени более трех лет, при чем работало до 10 человек с ранней весны и до поздней осени, когда для согревания воздуха топились железные печи. Если принять во внимание разнообразие тем, характер изображений. прочность красок, сохранивших свою свежесть до настоящего времени, то нельзя не признать за древними изографами обширного знания библии и истории Церкви, осмысленное понимание догматов веры, религиозную настроенность, тщательное и в то же время быстрое исполнение своего труда, высочайшее профессиональное мастерство.
Во время большого пожара в городе Ярославле в 1658 году Ильинская церковь обгорела снаружи, по внутрь огонь Божьим Промыслом не проник, и сами храмоздатели исправили все обгоревшее. В 1670 году в местности Ильинской церкви снова был большой пожар, во время которого сгорела деревянная Снасопробоинская церковь. Пострадала во время  этого пожара и Ильинская церковь. В упоминавшейся уже второй описи церковного имущества говорится, что большой колокол церкви в 106 пудов во время пожара разбился и в 1676 году 25 декабря быль перелит, с прибавлением к нему колокола в 20 пудов да меди 28 пудов, отчего получился новый колокол в 154 пуда, 3 фунта.
В 1896 году, вокруг всей Ильинской церкви на 93 саженях построена потомственным  почетным гражданином города Ярославля и действительным членом Московского археологического общества И. А. Вахромеевым каменная ограда с 56 четырехугольными столбами, между которыми укреплены прясла или звенья железной кованной решетки, завершившая исторический ансамбль площади.