Завещание

Дмитрий Коробков
Не долог путь жизненный человека на земле. Каков путь в ином мире никто не знает. Можно лишь верить, что он будет. Но пока мы здесь. Рождаемся, живём и умираем. Встречаем новорождённых младенцев, – радуемся. Провожаем в последний путь усопших, – грустим. Пишем поздравления на день рождения и эпитафии на памятники. Вот, кстати, и одна из них, достаточно известная:

Прохожий, ты идешь, но
ляжешь так, как я!
Присядь и отдохни —
На камне у меня.
Сорви былиночку и
вспомни о судьбе —
Я дома!. . ты в гостях —
Подумай о себе!
(Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры)

«Я дома!.»? Дом после смерти? Возможно. Как непонятно и не хочется расставаться с этим домом, к которому привык при жизни. Конечно, некоторые устают жить и ждут своей кончины. Таких меньшинство. Большая часть всё же пытается зацепиться и удержаться в мирской жизни как можно дольше. Учёные бьются над проблемой долголетия. Придумывают таблетки, эликсиры, принтеры, печатающие изношенные органы.
Люди, истинно верующие, иные. Они счастливые люди. Их счастье настоящее, от веры, от Бога. Их не страшит уход из этого мира, бренность тела. Душа вечна. И пусть будет так. Надо стараться в это верить.
Однако, к завещанию. Вернее, к отдельному штриху на захоронении. Я встретил на древних захоронениям изображение черепа с костями. Где выбито в камне, а где из камня вырезано и помещено поверх плиты или памятника. Такие черепа присутствуют и на памятнике с цитируемой эпитафией.
Заинтересовался памятным знаком. Поискал, почитал. Оказалось, что такой знак использовался не только пиратами на своих флагах – «Весёлый Роджер». И трансформаторные будки со столбами: «Не влезай, убьёт!» позаимствовали этот символичный знак в ином прочтении, как предостережение.
На надгробиях этот символ изображается для обеспечения возможности спасения и возрождения в Царстве Божьем. Череп (Адамова глава) – символ смерти и одновременно бесстрашия перед её лицом. Череп и кости, как наиболее стойкие в противостоянии тлению. Согласно преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.

Вот такой самый символ хотел бы я, не видеть, но иметь на своём захоронении. Такое моё завещание. Исполните его, потомки!

В современном мире, на современных кладбищах такого не встретишь. А у меня пусть будет. И быть может кто-то, увидев удивиться такому, заинтересуется, так же как я. Вдруг, и себе такой знак захочет. Глядишь, и возродим давно ушедшее в веках.