Первый акт

Ирина Бибаева
И почему я не  поверила своим предчувствиям в тот предновогодний вечер? А ведь прислушайся я к ним,и возможно, не случилось бы того, что случилось...

 А может, так тому и должно было быть?
Но обо всем по- порядку...

Как - то перед новым годом  муж  решил нас порадовать и купил билеты в театр.

Не так давно закончились изнурительные ковидные ограничения, и  все уже  истосковались  по общению и зрелищам.

Театр был столичным, а столица находилась в чудесной европейской стране, про которую хоть и поговаривали что-то  наподобие « птица -  заграница», ну да ладно, кто же обращает внимание на глупые языки….

   На билетах было напечатано: музыкальная  драма  « Кармина Бурана ” - сценическая кантата Карла Орфа, в двух действиях.

 Я уже была знакома с этим образцом музыкального экспрессионизма не понаслышке, посмотрев постановку  несколько лет назад  на сцене театра  другой, тоже европейской страны, но расположенной немного восточнее той, в которой мы сейчас находились.

Не припоминая радостных впечатлений от когда то увиденного, я решила поговорить с мужем.

По моему, тяжеловато для восприятия-  робко поделилась я с супругом своими сомнениями – Стоит ли брать детей с собой?

Супруг возмутился, и я прикусила язычок.
Муж считал меня чопорной, не современной и  чуть ли не ханжой.

Чтобы не огорчать  свою половинку, я принарядилась во все праздничное, а в мочки вдела  серебряные  серьги внушительных  размеров.

  Наши дети-  девочки двенадцати и четырнадцати лет, тоже выглядели  очень нарядными в  юбочках в складку и белых  гольфиках.

Мама моя,  гостившая у нас на тот момент,поспешила не отстать от общества, примарафетилась и надушилась“ францией”.

Мы расположились в центре амфитеатра в третьем ряду. По замыслу супруга, музыкально- драматическое  действо  предполагало   поразить наши слуховые и зрительные рецепторы с ближайшего  расстояния.

И вот оно- волшебство театральной прелюдии:
 постепенно гаснет свет в зале, и уже погас совсем, под мягкие переливы третьего звонка.

Напротив, сцена ярко осветилась, и появились монахи, одетые в свободные темно- коричневые рясы.

Вначале монахи вели себя прилично, как и полагается представителям религиозного аскетизма. Они бродили по сцене,изображая то задумчивость, то исступленность,то собирались в группки, то  рассыпались по одиночке, время от времени бросаясь на колени и вздымая  сцепленные кулаки к потолку с софитами.

Все было обыденно и предсказуемо в сцене с монахами, и я даже немного расслабилась, решив, что, возможно, я действительно немного предвзята в своих суждениях о воплощении аллегории добра и зла в этом театральном перфомансе.

Но не тут-то было!

 Через  несколько минут началось невообразимое- монахи скинули рясы и оказались в обтянутых тончайших эластичных костюмах, наподобие  тех, которые одевают балероны, только более тонких и тесных, бежево- телесного цвета.

Все выпирающее  в таком одеянии выпирало еще больше, а все глубинное врезалось  еще глубже.

Телодвижения  раскрепощенных  отшельников становились все более откровенными, тела в искусственном неглиже извивались в такой близости друг от друга, что казалось, еще совсем немного, и все выпирающее сольется со всем глубинным , и  тогда…

Боже! Я боялась даже взглянуть на девочек и маму, расположившихся слева от меня, а на мужа,сидевшего  по правую руку, и смотреть не хотела.

Но то, что ждало нас впереди, я не могла себе и представить  в самых своих тревожных ожиданиях.

  На пике сценической вакханалии вдруг все затихло и погрузилось во  мрак. Казалось, беснующиеся монахи наконец – таки заслуженно провалились в преисподнюю.

 Но вот центр сцены ярко осветился сверху вниз    двумя косыми яркими столпами света, в которых играла густая пыль. 
 
 Огромный монах   стоял посреди сцены спиной к зрителям, широко расставив ноги и руки, облепленный  более   мелкими собратьями, как цирковой атлет лилипутами.

 Гигант  слегка повел  рельефными плечами, прильнувшие  к нему  гуттаперчевые  тела в обтянутом беже соскользнули  и в согбенно- почтительных позах попятились в темные задворки  сцены.

Монах остался один на один с залом. Он был совершенно голым.
Его ярко освещенный  зад смотрел прямо на зрителей, а оторопевшие театралы – на зад.

« Обнаженка!»- вдруг услышала я. Это был  голос моей, вдруг разволновавшейся памяти.
Именно этим словом охарактеризовал направление современного театрального искусства несколько лет назад мой попутчик в поезде, ученик Льва Гумилёва.

« Обнаженка!»- вслед за памятью в немом крике застыли искаженные рты атлантов под  театральными потолками, а завитки  на карнизах, казалось, ощетинились негодованием и покрылись  желтизной.

Зал молчал. Я искоса взглянула на маму и девочек.
Мама, имеющая счастливую способность засыпать в любых публичных шумных местах, включая цирк, мирно дремала.

Старшая дочь, эстет и привереда, сидела, опустив голову и закрыв лицо руками.

И только моя непосредственная младшая разрядила обстановку, захохотав на весь зал.

Кое кто прыснул следом, по залу прокатились редкие смешки и шепоток.
   Тяжелый   бордовый  занавес, чинно пофалдив по сцене, мягким хлопком соединил свои бархатные половинки, разлучив зрителей с голым торсом монаха- стриптизёра.

На этом первый акт закончился.Зал ярко осветился.

    Мама проснулась. Старшая, наконец, отвела руки от все еще пунцового лица, младшая похихикивала.

Супруг мой молча схватил меня за руку, я – девочек, и так мы, живой цепочкой, протискиваясь между спинками кресел и коленями сидящих,забывая извиниться за беспокойство, направились в гардероб.

 Там уже стояли в очереди  за одеждой  экс- зрители, в большинстве с детьми,собираясь разойтись по домам, от греха подальше.

И это еще первый акт! – звонко  сказала я, глядя на  всех и ни на кого в частности.-Чего же можно ожидать от второго???!!!

Мама, проспавшая половину спектакля, развела руками,  пробормотав что- то в оправдание современного искусства.

Да уж, - мысленно ответила я, - в голой заднице такое современное искусство.

Дома я созвонилась с приятельницей, которая тоже собиралась на этот спектакль, и поделилась с ней своими впечатлениями.

Оказывается, слухи о развратном представлении уже разнеслись по городу, все были возмущены.

Мы с приятельницей  решили написать отзыв онлайн театральному руководству, не особо рассчитывая, что он будет принят к сведению.

Ну может, хотя бы заранее  проанонсируют,  что спектакль предназначен  только для взрослых.

У меня до сих пор перед глазами мои девочки, одетые чин чинарем для посещения  храма искусства,  в юбочках в складку и гольфиках.
 
И до сих пор меня мучает вопрос -  почему же никто из зрителей не встал и не покинул зал в знак протеста?

А что мешало мне самой встать и уйти с семьей?
Что за напасть такая с нами приключилась?

Но нет!... все таки был, был, нашелся один протестующий, благодаря которому монах-нудист так и не успел продемонстрировать свой фас и все к нему прилагающееся.

Спасибо тебе, старый верный  бордовый занавес, недаром тебя называют одеждой сцены!
 Наши искренние аплодисменты тебе!