Отзыв о книге Ч. Айтматова Материнское поле

Любовь Зябликова
"Вовремя прочитанная книга - это большая удача" - справедливо отмечают многие. Я не побоюсь пойти дальше и скажу, что это непросто большая удача, а самое настоящее счастье!

Многие писатели в своем творчестве воспевают тему материнства. Я помню, как со слезами на глазах читала отрывок из произведения Александра Фадеева "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ": "Мама! Мама! Я помню руки твои с того момента как стал сознавать себя на свете..." А как просто и в то же время проникновенно Николай Гоголь рассказывает о страданиях любящей матери, которой уже совсем скоро придется расстаться со своими сыновьями: "Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас? - говорила она, и слезы остановились на морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо..." Вспоминается и последняя прочитанная мною книга о материнском подвиге Николая Гаврилова "УТЕШЕНИЕ", где главная героиня просто умела любить.

А на днях я познакомилась еще с одной интересной книгой о силе материнской любви - "МАТЕРИНСКОЕ ПОЛЕ". Повесть написана киргизским писателем Чингизом Айтматовым в далеком 1971-ом году. Всего 97 страниц, а сколько смысла в каждом предложении, сколько жертвенности, смирения и безграничной благодарности за все!

Повествование построено в форме диалога между Матерью-женщиной, пришедшей помянуть своих близких и рассказать о наболевшем, и Матерью-Землей, которая выслушает, поймет и поддержит. Из разговора двух страдалиц читатель узнает о нелегких испытаниях, выпавших на долю каждой. Неотделима Земля от народа своего: общая беда и общее счастье, здесь корни человека, здесь его предназначение. "Земля, ты держишь всех нас на своей груди, если ты не дашь нам счастья, то зачем тебе быть Землей, а нам зачем рождаться на свет? Мы - твои дети, Земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми", - молит, заклинает Землю Толгонай.

В начале повествования автор рисует картины счастливых дней. Толгонай смотрит в даль далекую и вспоминает себя еще совсем девчонкой, когда ее приводили в поле и оставляли ей ломоть хлеба, а когда она немного подросла, то уже стерегла посевы! Шли годы, и вот Толгонай уже семнадцать лет. Именно тогда она полюбила - раз и навсегда! А впереди вся жизнь, зовущая вперед... Первые встречи, летние зори и поющий жаворонок, в песнях которого звенело столько счастья! "- Суван, как ты думаешь, ведь мы будем счастливыми, да? - Если земля и вода будут поделены всем поровну, если и у нас будет свое поле, если и мы будем пахать, сеять, свой хлеб молотить - это и будет нашим счастьем. А большего счастья человеку и не надо. Счастье хлебороба в том, что он посеет и пожнет". И это истинно так, ведь самый верный способ воспитания - положительный родительский пример. И в этом заключается счастье не только хлеборобов, но и всех тех родителей, которые хотят воспитать своих детей достойными людьми. Суванкул и Толгонай живут вместе душа в душу, в труде и молитве, наслаждаются простыми житейскими радостями. Вместе они воспитали трех сыновей - Касыма, Маселбека и Джайнака.

Как известно, настоящее семейное счастье невозможно без готовности пожертвовать чем-то ради любимого человека. "А утром я проснулась и смотрю вдруг на жнивье всюду лежали вповалку новые снопы пшеницы. - Что же бы меня не разбудил?-крикнула я. - Я хотел, чтобы ты еще поспала. Я ведь теперь за двоих работаю!" Настоящее счастье - не ливень и не листопад, не обрушится оно на человека просто так, его по крупиночками собирать надо.

Я непременно отметила для себя еще одну героиню повести - горянку Алиман, жену старшего сына Касыма. Это толковая, работящая девушка, а самое главное, беззаветно любящая своего драгоценного мужа. Мое воображение живо рисует лирические образы, когда она набирает букет мальвы и кладет его на ступеньки комбайна, на котором работает любимый супруг; как ранней весной приносит из степи первые подснежники. А как символичен эпизод с кувшином айрана: "Бежала Алиман по новой комбайновой стерне, стройная, молодая, в красной косынке и белом платье, а казалось, несла в руках не кувшин, а песню любящей жены..." Песня любящей жены... какое чистое и глубокое сравнение! Это именно те моменты, когда действия и поступки говорят гораздо больше, чем слова.

Так и жили они все вместе в мире и согласии, не подозревая, что совсем скоро придет страшная ночь, которая изменит жизнь всей страны. Что уйдут мужчины на фронт воевать за свободу и независимость своей Родины, а на хрупкие женские плечи ляжет тяжкий груз забот военного времени. И горе Матери-женщины и Матери-Земли сольется воедино. "Я тоскую по крестьянским рукам, я вечно оплакиваю своих сыновей. Когда я остаюсь неопаханой, когда нивы остаются несжатыми, а хлеба необмолочеными, я зову их", - говорит Мать-Земля. В сюжете нет ярко-выраженных сцен сражений, убитых и раненых. Весь ужас автор передает через любящее материнское сердце, ведь война - это не только танки, сражения, солдаты... это еще и материнское горе и страдание.

Что бы ни случилось, человек обязательно должен надеяться и любить! Именно таким символом надежды и жизни становиться для главной героини, потерявшей на войне мужа и трех сыновей, единственный внук Жанболот. Придет однажды время, и Толгонай обязательно расскажет внуку всю историю семьи, и он все примет и поймет! Я уверена в этом!

Помимо людей главным героем этой истории можно по праву считать то, что всему голова - ХЛЕБ! ХЛЕБ НАРОДНЫЙ! СВЯТОЙ ХЛЕБ! "Я благословила хлеб и, откусив от ломтя, услышала знакомый запах комбайнерских рук. Я проглотила хлеб со слезами и подумала - ХЛЕБ БЕССМЕРТЕН! И ЖИЗНЬ БЕССМЕРТНА, И ТРУД БЕССМЕРТЕН!"

В завершении произведения читатель видит постаревшую внешне, то все такую же молодую душой Толганай. Ветер, гуляющий в поле, донесет до нее родной голос жаворонка, и Толганай будет казаться, что она слышит голос мужа: "Смотри, запел наш жаворонок!" Как дойти до сердца каждого человека? - задает вопрос писатель читателям через главную героиню. Честно, у меня нет какого-то готового ответа, да и кто я такая, чтобы жизни учить! Но может быть все дело в той простоте, которая лежит на поверхности, а мы часто блуждаем во тьме, потому что сами все усложняем...

Повесть "МАТЕРИНСКОЕ ПОЛЕ" я буду бережно хранить в своем сердце, а однажды моя домашняя библиотека пополнится еще одной замечательной книгой! Советую и вам прочитать это произведение невероятной душевной силы! Приятного чтения!