Сестры

Елена Ефремова 3
Предисловие
Действие происходит в моей сказочной стране Энландии. Добро пожаловать! Имена героинь означают: Эртрэ - Гордость, Зея - Жизнь.

Итак, давно или не слишком, а жила в энландском селе у леса семья: отец, мать да две дочки на выданье - красавица Эртрэ и скромница Зея. Весело жили: отец с матушкой шили одежду из меха да продавали, девочки по дому помогали да песни пели. Был у них еще дядюшка, младший брат батюшки, охотник и балагур известный. Часто с ними бывал, медовую воду пивал да песни певал.

Да пришла беда нежданно: руки у отца все хуже вертелись, а у матушки зрение почти пропало. Одежду, криво сшитую, люди стали покупать совсем дешево. Дядюшка старался помочь: охотился, дичь продавал, а на плату покупал в дом брата съестное да племянницам наряды. Только узнали королевские ловчие, что какой-то сельчанин смеет в королевском лесу дичью богатеть, донесли королю - и вот своевольный охотник в темнице.

Совсем грустно стало в доме, где Эртрэ и Зея выросли. Нет больше яств на столе и новых платьев в сундуках, нет больше сказок и шуток дядюшкиных. Зея продолжает тихонько в лес ходить за ягодами, грибами да кореньями. Так это летом годится, а как зима приходит, а запасов не запасено - что делать? Разве что соседи помогут.

Однажды поздней осенью идет Зея из леса, в корзинке почти пусто, думает: "Дядя говорил, в нашем озере Озерная принцесса живет. Будто предвидит она все. Вот у нее и спрошу, как нам быть". Глядит девица в чистейшую озерную воду, а там, как за хрустальным окошком, принцесса в одеянии, сапфирами и изумрудами расшитом, на нее смотрит.
- Ваше Озерное Высочество, скажите, явите милость, что нам делать?
- Гостя ждать, - прозвучало прозрачно и твердо.
На пути домой думает Зея: "Откуда бы гостю взяться? У нас и угощенья нет, все о том знают".

Пришла Зея тихонько домой да стала обед варить. Конечно, прежде матушка утку жарила с кореньями сладкими и лепешки пекла. Теперь вот и уток не стало, и муку всю извели. Только похлебку из кое-каких лесных припасов сварить удается.
Эртрэ перед матушкой в праздничном платье приплясывает:
- Бате надо сказать, что к этому нарялу ожерелье янтарное нужно, и лент цветных мне в косы. Тогда бы точно женихи меня не просмотрели!
- Ой, Эртриче! - грустно смеется мать, - ты сама у нас красавица, уж тебя не просмотрят. Вот на праздник пойдешь - примечай, если кто добрый подойдет, не отталкивай. У нас ведь одно теперь спасение: выдать тебя замуж за толкового работящего парня, чтобы хоть ты в достатке пожила. Зея - девочка хорошая, только незадачливая. Да и рано ей еще, с нами побудет.
- Мама, - откликнулась Зея, - обед готов. Сегодня мы без лепешки. Да и похлебка без навара. Там лишь немного грибов да побегов. Даже цветов не осталось, что я для запаха добавляла. Но чтобы тебе лучше обедалось, я сказку расскажу, какую дядя рассказывал.
Тут и отец домой пришел, с утра по дрова съездив. Тоже за стол сел. Села и Эртрэ:
- Ладно, попробуем, что нам Зея наварила. Думаю, хоть не отравимся. А ты и не мостись. Сказку же обещала!

Сказка о знахарке.
Жила себе когда-то в лесу одинокая знахарка, что лучше всех детей лечила. Из трех сел люди к ней шли, никому не отказывала. А однажды выходит из своей избушки, видит: лань с олененком лежит прямо на тропинке. И оба не уходят. Приблизилась знахарка, а Лань и говорит ей человеческим голосом:
- Ты человеческих детей лечишь. Олененок - тоже дитя. Помоги ему, прошу.
- С радостью помогу. Только узнаю, как.
Знахарка принялась петь и плясать, призывая дочь Лесного Хозяина Риан.
Вот закачалась ветка дикой груши - и стало видно, что это юная лесная фея на ней катается, как на качелях. Локоны светло-зеленые, глаза хризолитовые, улыбка ясная, стан тонкий и гибкий.
- Знаю, как помочь надо. Сначала отнеси на волчью тропу молока, это будет обмен, потому что олененок волку- помощнику моего отца обещан. Олениху не жди. Вороны мне сказали, она на дне оврага умерла от укуса змеи. А олененка отнеси к себе домой, девять дней и ночей травами лечебными корми, а на десятый день - сама увидишь, что будет.
Риан вспорхнула с ветки и исчезла.

Знахарка сходила за молоком в село. Те, чьих детей она вылечила, дали ей целый кувшин. Нашла женщина в лесу волчью тропу, полкувшина в миску перелила да оставила. Остальное для Олененка приберегла. Пожалела его, сиротку, возле очага устроила ему лежбище да говорить с ним стала, как с челрвеком:
- Скоро поправишься, станешь вокруг избушки бегать, а я - смотреть на тебя да радоваться. Жалко твою матушку, да кто ж мог знать! Ты не унывай, маленький. Вырастешь могучим Оленем, весь лес тебе поклонится.

На десятое утро подошла знахарка Олененка проведать - а на тряпках возле очага лежит-просыпается мальчик! Да какой! Весь светится, в глазах золотые звезды сияют, от волос цветные лучи рассыпаются.
- Ой, волшебство! - догадалась хозяйка, - жаль, мама-Олениха не видит этого. Но не горюй. Если хочешь, будь теперь моим сыном.
 Мальчик обнял ее и огладил волосы. Знахарке не видно, а волосы-то золотом налились! Огладил мальчик плечи новой матушки - с них будто тяжесть какая упала. Обнял покрепче - и стан ее сделался тонким, как у юной девушки.
Поцеловал мальчик ее веки - и засияли дивным светом глаза женщины, поцеловал в щеки - и словно звезды замерцали под кожей, прикоснулся к губам - и словно вишневым соком они налились. Такой небывалой красавицей стала знахарка, что и во сне не увидеть.
Повела она сына за стол, видит: мальчик-то здоров!
- Сынок, поешь орехов, а я схожу, дикий овес поищу, смелем и похлебку сварим.
- Мама, сядь, я сам!
И правда, быстро раздобыл лесных злаков, принялся матушке помогать их молоть. Да и поведал о своем рождении.

Рассказ оленьего сына.
У королевы Ночи была одна из любимых дочерей-звезд, Злата. Влюбилась она в принца да задумала с небес на землю сбежать. Только королева Ночь в облике девушки ее легко узнает и назад вернет. Узнала Злата про одно превращение и, упав на землю, обернулась Ланью. Кинулась в королевский лес, где с полуночи до зари становилась девушкой, а потом вновь Ланью оборачивалась. Принц вскоре узнал об этом, выстроил среди леса беседку, где мог тайно видеться с любимой. Но как насовсем превратить ее в человека, об этом пока не узнали. Лесной Хозяин поведал принцу, что придется пожертвовать первенцем, как только тому исполнится десять лет, чтобы потом жить долго и счастливо.Принц согласился. А Злата, чувствуя в себе сердце ребенка, никак не могла дать согласие, и искала другой способ. Ей пришлось прятаться от принца, когда сыну пришла пора родиться. Десять лет без малого Лань берегла свое дитя. Однажды, придя в логово с водопоя, она заметила, что Олененок болен. Змея-колдунья нашипела на него, и он ослаб. Отдав сына знахарке, Лань, наверное, хотела поквитаться со Змеей, да не смогла. А принц? Он давно обиделся на Злату, женился на какой-то принцессе, породил новых детей и стал королем.

После своего рассказа мальчик захотел пить, а еще бы и выкупаться не по-оленьи, а по-человечески. Знахарка, беспокоясь, что сынок еще не совсем здоров, пошла к озеру сама. Даже подивилась, как это ей не тяжко поднять две бадьи на коромысле. Только повернулась в обратный путь идти - а перед ней - всадник в серебряном одеянии, на могучем черном коне.
- Здравствуй, красавица! Позволь воды набрать.
Спешился, флягу из бадьи наполнил.
- Кто ж позволил тебе, дивная принцесса, таким тяжелым делом заниматься? Ох, поквитаюсь я с ним! А пока - дай мне твою ношу, я приказываю!
- Благодарю Вас, сударь, - отвечала знахарка, - только никакая я не принцесса, а простая лесная отшельница. Если желаете отдохнуть, можете зайти ко мне в гости. Только угощать Вас, боюсь, нечем. Разве что орехи остались.
- Надо же, как вышло! Я - принц соседнего королевства, приехал навестить сестру, что замужем за здешним королем. Привез подарки и думал немного побыть с моими племянниками, да не ведал, что здесь такая дивная красавица живет!
Идет знахарка к своей избушке - а перед ней и гостем - терем просторный и высокий, а вместо слуг - лесные зверюшки помогают чистоту наводить.
- Ой, как это? Где избушка моя? Неужто кто-то на ее месте терем себе построил? Куда же мне деваться теперь? - встревожилась знахарка.
- А это я тебе скажу, красавица, - отвечает Серебряный принц, - в моем королевстве жить будешь, каждый день петь от счастья!
Тут на крыльцо терема вышел бывший Олененок, объяснил, что Лесной Хозяин этот терем дарит знахарке за доброту к лесным обитателям. А угощение давно на столе!
Серебряный принц немного отведал здешних яств, потом вспомнил один здешний обычай, о котором ему рассказывал зять. Надо взять яблоко, откусить, и подать желанной девушке. Если, не отнимая, откусит тоже, значит, сватовство удалось! Если отнимет и потом откусит - девушка хочет быть главной в семье. Если оттолкнет укушенное - не сбылось!
Отгрыз чуть не пол-яблока, поднес к лицу знахарки. А та себя не помнит: спрятаться бы, убежать! Быть не может! А тут сынок названый подталкивает и смеется:
- Мама, укуси хоть чуточку! Или тебе этот принц не нравится?
Чуть не плача от смущения, откусила девушка большой кусок. Принц Серебряный едва дождался, чтобы проглотила, и тотчас кинулся целовать ее вишневые губы. Мальчик смеялся.
- Ты стал сыном моей невесты. Значит, теперь станешь и моим, - твердо заявил Серебряный принц, обнимая будущего наследника.
Стали они жить в прекрасном королевстве, родились у них еще мальчик и девочка. Принц стал королем, и детей к этому подготовил. Названый и кровный сыновья выросли в дружбе, править в свой черед решили вместе. А их матушка, в самом деле, все время пела и улыбалась, окруженная любовью и счастьем.
Вот такая сказка.
 
- Зея, когда же ваш дядя рассказывал это тебе?- подивилась матушка.
- Да не так давно. Вы все в гостях на свадьбе соседской были, а я пряла. Дядечка оружие чистил. Под такие занятия сказки хорошо живут.
- Ой, смотрите на нее! Принцесса сказочная! - рассмеялась Эртрэ, - только корона за сучок в лесу зацепилась! Музыканты на крыше мяучат! Горничные последние крошки подобрали и за печь шмыгнули!
- Эртриче, - ласково пристыдил батюшка, - все и так знают, что Зея у нас не женихова невеста, а лишь родительская дочь. Зачем дразнишь? Все знают, что ты и за плотника, и даже за мельника выйти можешь, если посватает. А такая честь здешним девушкам редко выпадает. Вся надежда на тебя.
Ближе к вечеру отец еще напомнил дочкам:
- Вы без дела на улицу не бегайте. Слышал я, по окрестностям какие-то бродяги ходят. Могут и опозорить. Лучше подождите, пока мимо пройдут.

В дверь сильно стукнули. Послышались чужие голоса.
- Не откроем - нам хуже будет, - рассудил отец и отворил непрошеным гостям.
Вошли три молодых человека. Смешливые, чумазые и нахальные, сунулись к печи, к корзинкам да сели за стол.
- Уж простите, добрые молодцы, только угощения у нас нет, - сказала матушка.
- Не стыдись, старая. Мы в друних домах пообедали. Теперь песен хотим!
Эртрэ и Зея были за занавеской, в своей крохотной светлице. Ушли туда, как только в дверь постучали. А у занавески сразу лег для охраны хозяечек большой голодный пес.
- Что, молодцы, спеть вам? - озадачился хозяин, - был бы здесь мой брат - с ним бы не заскучали! А мы с женой - какие там певцы?
- Нет ни еды, ни песен? Что за дом! Просто не дом, а могила! - заворчали гости.- Ну, раз так...

- Эртриче, спой этим злыдням, пусть от батюшки с матушкой отстанут! Возьми, что хочешь! Мой пояс! Гребень! Расшитые рукавички! - взмолилась Зея.
- Вот еще! Я лучше квакушкам в луже спою, чем этим бродягам! - ответила Эртрэ, - сама пой, если дура такая!
Оставаясь за занавеской, Зея запела негромко, но чисто и задушевно. Гости притихли.
- Судя по песне, пела красавица, чья красота затмит Озерную принцессу! Женюсь! - гаркнул один из троих наглецов.
- Добрый молодец, - обратился к нему хозяин, - у нас делают иначе. Сначала жених находит невесту во время праздников, общается с ней, дарит какой-нибудь знак своей любви, потом оказывает уважение родителям, говорит о себе, дарит им знаки своего почтения, тогда, если девушка согласна, договариваются о свадьбе.
- Изволь! - и отвратительный дурно пахнущий горбун достал куски замызганной веревки, связал их хитрым прочным узлом да и швырнул за занавеску через верх. Это был дар невесте. Затем он подошел к столу и над ним порезал себе руку своим ножом, прорычав от боли. Это был дар тестям.
- Свадьбу справим позже. А сейчас невеста уйдет со мной!

Как ни возражал отец, как ни плакала матушка, а бродячий горбун угрожал сжечь их вместе с домом, если девушка сейчас же не уйдет с ним.
Отец зашел за занавеску:
- Эртриче, ты - старшая. Мы мечтали, что станешь мельничихой...или женой другого уважаемого человека...Ты - красавица, и твоя красота смягчит сердце нахала. Надо верить, дочка. Этот человек уверяет, что свадьба скоро. И какой-то достаток у него есть. Он только поистрепался в дороге, потому и похож больше на нашего пса, чем на человека. Но рядом с тобой и пустыня станет садом, Эртрэ!

Пока Эртрэ дышала гневом, Зея крутила в руках подаренный узел и думала... А когда Эртрэ уже хотела громко проклясть отца, Зея выступила из-за занавески к гостям.
- Покоряюсь судьбе, - тихо произнесла она, - не скучай, мама. И батя пусть не сердится. Я иду.

Горбун привел девушку к небольшой пещере в горах. Теперь здесь их дом.
Зея, пока жених отлучался по делам, прибирала и украшала пещеру. Это не походило на человеческий дом, но Зея вспоминала дядюшкины сказки о феях. Некоторые из них могли жить в таких местах.
Дней через десять горбун перестал хромать и храпеть по ночам, от чего в другой части пещеры невеста вздрагивала от неожиданности. Когда он притащил обрывки каких-то тканей, Зея сшила ему безрукавку и пояс. Непостижимо, как пропал горб.

Приближался день свадьбы. Зея все больше переживала, что некрасива. Значит, не сможет помочь жениху стать добрее, умнее и сердечнее. Попросила позволения навестить Озерную принцессу.
- Ваше Великое Чистейшество! Примите мое поклонение. И позвольте искупаться, если это возможно. Это может помочь мне, чтобы я помогла моему жениху. Можно?
Озерная принцесса медленно кивнула. Искупавшись, Зея смотрела на свое отражение, но чуда не видела: не было ни сияния волос, ни излучения глаз, ни изгибистого стана. Она была собой, просто чистой, как всегда после купания.

В канун свадьбы жених, чье лицо стало чище, а его выражение вместо презрения стало внимательным, привел невесту в дом родителей.
- Завтра на заре пусть все будет готово. Скучать не придется.
Уходя, он как-то хитро улыбнулся. Матушка обняла Зею и запрчитала:
- Ай, загубили мы доченьку, за чужака постылого отдаем! А что у него на уме, не ведаем! Зеюшка, как жить-то ты будешь?
Зея утешила родителей, вытерпела издевки сестры, которую звал на пляски новый сосед, пекарь.

А что и готовить к свадьбе, когда ничего нет? Зея просто лучше прежнего прибрала в доме и придумала новую веселую песенку. Ничего, жених поймет.

Наутро Эртрэ что-то бормотала у окна. Зея расслышала:
- Сейчас узнаем, что за князь. И к черту пекаря!
Перед домом какие-то бойкие люди раскинули алый шатер, куда другие шустряки нанесли яств. Вокруг шатра расположились музыканты и танцовщицы. Эртрэ нарядилась празднично, забрав все красивые вещицы сестры, и только хотела выйти смотреть на князя - а тот как раз вступил в дом. Высокий широкоплечий молодец в расшитой шелком яркой одежде, с дерзким сиянием глаз и радушной улыбкой.
- Я рад приветствовать родных моей невесты. Вот дары.
Следом за ним слуги внесли три сундука.
- Погодите, сударь, - подошел к гостю отец девушек, - нет у нас принцесс под стать Вам. Мы - люди простые.
- Вы- то простые, да дочь у вас золотая. Поклон вам за нее.
Отец невольно глянул на Эртрэ, которая восхищенно улыбалась гостю.
Слуги открыли сундук перед отцом, а там он увидел золотые монеты и кубки, а среди них - снадобье для возвращения силы рукам. Матушка получила сундук с необыкновенными тканями и лекарством для зрения.
- А этот дар - тебе, сестрица, - ласково сказал гость, открывая перед Эртрэ третий сундук, где лежали скребки, щетки, иглы с нитками и большая книга под названием "Добродетели жены".

- Ой! Ай! Нет! Князь! Или...не знаю, каков Ваш титул, только достойная такого жениха здесь одна - я. Я - старшая сестра. Зея - недотепа, она останется с родителями, так уде давно решено! Я согласна!
Жених в ответ рассмеялся.
- Сестрица, это не ты пела про Озерную принцессу. Не ты выходила из того закутка к горбатому бродяге. Не ты жила месяц в холодной пещере и мечтала помочь грубияну стать лучше. Готовься плясать с пекарем на свадьбе сестры. Зея, моя дивная невеста, у меня мало терпения. Выйди ко мне, будь благосклонна!

Зея выступила из-за занавески и, глядя прямо, спросила:
- Не знаю, кто ты на самом деле, но если правда, превращенный горбун, то скажи, что ты подарил мне?
- Узел, любимая. А ты поняла смысл?
- Потому и вышла тогда. Ты связал наши судьбы.
- А что я подарил твоим родителям?
- Заверение, что, пока ты жив, они не узнают беды.

Жених увлек невесту в шатер, попросив  остальных не заявляться до поры.
- Зея, моя жизнь, я не ошибся! - жених обнял невесту крепко. Зее почудилось, будто какая-то скорлупа отлетела от ее спины. Она не знала еще, что он огладил ее волосы - и они засияли. Жених поцеловал ее веки - глаза девушки стали пронзительно мерцать, поцеловал губы - и они стали подобны лепестку алой розы. Зеркала перед невестой не было, но были взгляды жениха, жгущие ей сердце.
- Не дивись, моя жизнь, этой красоте. Она всегда была, только пряталась от других...бродяг, чтобы я успел прийти. И теперь выполню три твоих любых желания - это будет мой подарок тебе, помимо узла веревок.
- Кто ты? - спросила девушка, еще боясь верить в такие чудеса.
- Мой отец в детстве звался Олененком, а моя мать - Озерная принцесса. Я - король Тинайских предгорий. И немного волшебник. Твои три желания, моя жизнь!
- Пусть моя семья будет здорова. Пусть дядя вернется из тюрьмы. Пусть Эртрэ полюбит пекаря, как я - горбатого бродягу.
- Счастье мое, - смеясь, отвечал король, - я все это уже исполнил. Пожелай что-нибудь для себя.
Теперь смеялась, пряча смущение на его груди, Зея:
- Есть у меня три желания. На тебя похожие. Сбудутся сами, когда придет время.

Двое счастливых разомкнули обьятия и вышли к гостям, где плясали получше молодых батюшка с матушкой, а в стороне соседи хохотали, слушая дядюшкины байки. Эртрэ крепко держала за руку пекаря. Восседала в карете, полной чистейшей воды, улыбающаяся принцесса. Мерцала среди гостей женщина-звезда. Рядом с ней видели старенькую златовласку, за которой заботливо присматривал мужчина-звезда. И все любовались прекрасной молодой парой.

Много лет Зея с мужем жили в хрустальном дворце среди величественного леса, справедливо правили людьми, животными и деревьями.Двое принцев и одна принцесса выросли у короля с королевой. Диковинки для матери были уже обыкновением для них. Их жизнь была вдвойне и втройне счастливее, чем родительская.

Старенькая Эртрэ, приглядывая за внучатами, рассказала все это, как есть. Можете переспросить, когда встретите.