Человек без лица

Маргарита Репаловская
     Человек без лица как-то рано постарел. Всех, с кого нечего было взять, он откровенно презирал. С тех, с кем взаимодействовал, всегда старался урвать в разы больше, чем дать взамен. Наглость и агрессия были главными методами для достижения его целей. Видя, успешных людей, он хотел быть среди них, точнее сказать выше всех их. Среди одарённых – быть талантливым. Видя настоящую дружбу, заменить друга. В любви, правда он просто хотел, чтобы любили только и исключительно его самого. Любить он боялся, это как-то не по взрослому, хлопотно, да и гарантий никому не даёт. То ли дело деньги?

     Женщин у него было немало, самым главным во всех отношениях, было встретить восхищающуюся им даму, с хорошим приданным. Только дураки женятся на бедных девушках, умные люди выбирают ту, за которую дают больше баранов, считал он. Да, и какой толк от бабы, у которой нет ничего за душой. Она должна приносить пользу и раз уж он, решился одарить её своим драгоценным семенем, ребёнком, она должна быть бесконечно счастлива и благодарна ему за всё! И да, такие находились: отчаявшиеся родить, в надежде на последний шанс, уступали его грубым, бесцеремонным ухаживаниям.
 
     Официально брать на себя обязательства он не хотел, в основном рассказывал красивую историю, о вечной любви и счастье. Мол, никогда в жизни он никого так не любил и уж это точно навсегда. И конечно, в возлюбленного, ей необходимо было вкладывать собственные: энергию, средства и накопления, ведь это всё для их семьи. Закрыв очередную серию долгов, решив проблемы, за счёт статуса и денег новой гражданской супруги, интерес к ней он внезапно терял. Внезапным, правда это было лишь для неё, оставшейся в одиночестве, у разбитого корыта. У него так было всегда: подобно артисту на сцене, в каждых отношениях он отыгрывал роль и уходил восвояси. Широко гуляя на деньги женщины, свою собственную копейку прятал.

     Стоило кому-нибудь из его знакомых выбиться в люди, начать хорошо зарабатывать, получить успех или славу, человек без лица был тут, как тут. Он изображал уважение и внимание к персоне счастливчика и бросался предлагать помощь, в его продвижении. «Ты очень много трудился, пора бы тебе отдохнуть» или «Я познакомлю тебя с очень полезными людьми», у него всегда находился предлог, для якобы безвозмездной помощи.
     Роль лучшего друга удавалась ему особенно удачно, люди верили в его доблесть и бескорыстие, что он этакий рубаха парень, готовый в любую минуту прийти на помощь. Упускали лишь одно: помогал он всегда лишь тогда, когда человек был на коне и в помощи его совершенно не нуждался.

     Увидев сильных и талантливых покровителей своего нового друга, он мгновенно навязывался в друзья и к ним. Внимательно считал заработки всех и каждого, прикидывая, как переманить эти потоки изобилия в свой карман. Всячески напрашивался на комплименты, изображая галантного и благородного мужчину. Ни умом, ни физически одарён, правда, не был, что многим бросалось в глаза, зато хорошо изображал старательного и подающего надежды. Его учителя и сторонние наблюдатели говорили о нём так: «Старается очень, прогресса пока не наблюдается».

     Наивные учителя и друзья самозабвенно продолжали вкладывать в него своё время, терпение и средства, но все рано или поздно сталкивались с проблемой, которая всю жизнь ставила жирную точку во всех его отношениях с людьми. Получив первый едва различимый результат своих стараний, он забывал, что достиг его благодаря не только собственному труду, но и упорству, и наработкам коллектива. И пока все, делили свои буханки с ним поровну, заработав собственный кулич, он не давал никому ни крохи. Более того, теперь он придумывал новые условия сотрудничества, по которым все должны были скидываться и платить ему за участие в общем проекте. У него было до тяжёлых судорог больное эго, слишком высокое самомнение.

     Достигнув успеха, он мгновенно забывал о тех, кто протягивал ему руку помощи, считал, что теперь справится сам. Никогда не ждал, что его заметят и полюбят, боролся, расталкивая всех на пути и брал чужое: лицо, изобретения, деньги. В какой-то там дар или талант не верил, брал всё силой, стремился к власти, верил, что именно они правят миром. Пока другие трудились, создавая что-то своё собственное, охотился, отнимал лакомый кусок у тех, кто был слабее его. «Слабый должен быть голодным»,- любил повторять он.

    Собственное лицо увидел в раннем детстве и плюнул в зеркало – "Не то". Принимать себя наука непростая, проще играть чью-то роль, уж точно лучше, чем они это делают сами. Всегда завидовал уверенным в себе и честным, им конечно легко, никого из себя не строить, просто быть собой, никогда так не делал, всегда носил маску.

    Годы складывались в десятилетия, лысины скрывать было всё сложнее. Жирное тело никак не поддавалось играм разума и безобразно торчало из под серой рубашки. Когда-то он был молод, сейчас уже далеко за сорок, сверстники давно женаты, воспитывают детей, некоторые внуков, а он так и не повзрослел. Самым главным в его жизни было во что бы то ни стало, навязать себя обществу. Ради этой цели, он готов был идти по головам близких людей, родственников, друзей лишь бы никому ни в коем случае не дать его превзойти, добиться в жизни чего-то стоящего. Что в жизни по настоящему стоящее он не понимал, всё время смотрел на других: для одного важны деньги и вот он уже гонится за каждой копейкой, работая круглосуточно. У другого – дружба, что ж, значит и ему она нужна. Третий творчеством хвалится, а он тоже может, главное, доказать всем вокруг, что он самый лучший, самый одарённый и всем необходимый, а весь этот бренный мир крутится вокруг него одного.

    Его не любили и откровенно высмеивали. Нужно быть очень самонадеянным, чтобы не ждать отмщения, предавая людей одного за другим. Время неумолимо заканчивалось, каждый раз проходя мимо зеркала, украдкой, в тайне от самого себя он мечтал, что однажды в него заглянет, но увидеть очевидное для других и абсолютно неизвестное и незнакомое самому себе, было страшно. Даже там, в своей голове он боялся заглянуть в трюмо, да что там в целое трюмо, даже в маленькое зеркальце заднего вида, своей воображаемой машины. «А может я циркач безликий?»  - успокаивал он себя, кому-то и развлекать публику надо, грустить не всем. Буду играть страдальца, этакого грустного парня, которому просто не повезло в жизни. И почему вообще у каждого должно быть собственное лицо? Что за глупая мода?!
 
    «Меня никто не любит, - орал он в пьяном угаре, - Все бабы стервы! Ненавижу, не хотят твари признавать во мне великого гения!» Зеркало разбил, и даже смотреть в множество осколков было стыдно. «Твари» к слову все, как одна, пожав плечами и покрутив пальцем у виска встречали нормальных мужчин и навсегда уходили.

     Играя чужие роли, человек без лица многому научился: приобрёл немало полезных знакомств, преуспел материально. Одному научиться никак не мог: искренне смеяться и спать по ночам спокойно. Не зная вкуса собственного хлеба, он всё время завидовал всем вокруг. Ненавидел всё человечество за то, что так и не смог стать таким же, как они. Если бы был какой-нибудь шанс взять и разом уничтожить всех этих жалких и ничтожных людишек, тогда бы ему точно повезло и он был бы счастлив. Настоящее удовольствие он получал только когда видел, как его друзья падают, расшибая лбы, получают ссадины и синяки.

    Роль палача, Брута, удавалась ему лучше всех. С садистским удовольствием вонзал он нож в спину, ослабшему другу, бывшей возлюбленной, приятелю. Тут он был настоящим героем, в самом центре всеобщего внимания.
«Я же говорил, что ты ничтожество! Ты никогда и ничего не добьёшься в жизни. Зло всегда побеждает», - говорил он с особым цинизмом, тому, кто упал. Искренне ожидая наконец-то получить уважение и сочувствие общества.
Каким же было его изумление и шок, когда раз за разом, за свою жестокость он получал ненависть и презрение тех, кто так же, как казалось ему, бил слабого. Люди внезапно становились на сторону последнего, протягивали ему руку, делились хлебом и прощали. А его, палача, вышвыривали за дверь, навсегда отняв от неё ключи.

     Сколько бы он ни знакомился всё с новыми и новыми людьми, мысленно оценивая, чем может быть ему полезен каждый из них у него так и не появилось ни одного по настоящему близкого человека.
"Дураками свет полнится", - рассуждал наш герой и продолжал заводить новые перспективные знакомства, в поисках тех, кто поможет ему стать более богатым и успешным. Полнится то он полнится, да только вместо того, чтобы взращивать эго, ему стоило больше трудиться. Трудиться он не желал. Он это называл: «любите меня таким, какой я есть», злился ужасно, когда очередные знакомые бросали его, разводя руками.

 - Мы даже не знаем кто ты, кого именно нам любить? – робко интересовались некоторые.
 - Просто восхищайтесь! – требовал он.
 
    Все мало-мальски адекватные и вменяемые люди рано или поздно прекращали с ним общаться. Его нескончаемые попытки навязать себя обществу, всем уже давно надоели, над ним смеялись. Рассказывали друг другу очередную историю его нового позора и качали головами. То там, то тут был слышен хохот. Даже теперь он не понял, что смеются над ним, ему казалось он идеально претворяется таким же, как они. Вот только они просто были собой, а он быть ими не мог. Мир устроен так, что кого бы артисту не приходилось играть на сцене, он рано или поздно смывает грим и возвращается к себе самому. 

    Очень много сил и времени потратил  человек без лица, регулярно меняя маски и обличии. Поседев и обрюзгнув, остановился на той первой, которую надел ещё в детстве, роль обиженного мальчика, надеясь надавить на жалость людей и снова навязать им свою компанию. Заниматься саморазвитием не хотел принципиально.

                ****

Проснулся он среди множества осколков битых зеркал, посреди пустыни. Протёр глаза, и осмотрелся, мимо слонялись какие-то люди.
 - Никак не могу рассмотреть твоё лицо, - обратился он к мужчине сидевшему неподалёку, - Подойди ближе.
 - И я твоего не вижу. - буркнул человек и пошёл прочь.

Подняв осколок зеркала, человек посмотрелся в него:
 - Зеркало не работает что ли? – возмутился он, - Дайте мне нормальное зеркало, кто-нибудь, - добавил уже тише.
 - Вот, вы, -  обратился он к серому прохожему, - Вы меня видите?
 - Вижу. – ответил мужчина.
 - Какое у меня лицо?
 - Ты что, новенький? Здесь у всех его нет, - махнул рукой прохожий и пошёл дальше.
 - Но как же я буду носить маски, если ни у кого нет лиц? – догнал он мужчину.
 - Так и будешь, все мы здесь так живём. Ни рассветов, ни закатов, даже смерти нет, у нас безликие артисты поют безликие песни. Безликие актёры играют неинтересные роли, безликое правительство издаёт тупые законы. Дни смазанные. Здесь никогда ничего не изменится, менять не кому. Потому что меняют мир только счастливые обладатели настоящего и единственного своего собственного лица.