Нужны ли Пушкин, Лермонтов и Гоголь для ЕГЭ?

Зера Черкесова 2
 Илл.:Портрет М.Ю. Лермонтова кисти П.Е. Заболоцкого.
 
Об изгнании из старших классов ЕГЭ - Пушкина, Лермонтова и Гоголя

Мои мысли в развернувшуюся общественную дискуссию по исключению из ЕГЭ главных русских классиков - Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Гоголя...

В папку "Мой Лермонтов" публикации прошлых лет с продолжением...
Особенно сейчас актуально, когда Лермонтов, как и Пушкин, и Гоголь изгнаны из ЕГЭ(Сообщение от конца августа 2023).

Про Пушкина встретила только что интересное, читая одну спорную, но люббопытную книжку:что Александр Сергевич Пушкин был русский волхв, принадлежащий особой эзотерической сокрытой традиции Вед, даже включавшей его эфиопских абиссинскох предков. И Сказки Пушина, и не только сказки — отражение этой эзотерической традиции, носителем которой была и Арина Родионовна, сказительница. Добавлю, может быть, славянофилы Н.Языков и другие. Захотелось перечитать сказки Пушкина, и посмотреть мульт./худ. фильмы по ним заново, далеко не всё смотрела.

 Это такая романтизация русской истории, хотя, как знать, мы так многого не знаем о прошлом - гораздо больше и важнее, чем полагали. Наши знания носят не характер чего-то недоисследованного, каких-то частностей, сколь бы велики они ни были по объему. Но нет! Наше Незнание прошлого носит всеобъемлющий и матрично-парадигмальный характер.

Если Александр Сергевич Пушкин это русский волхв, носитель славянской ведической традиции, то кто же тогда Михаил Юрьевич Лермонтов с его легендарным предком Томасом Лермонтом?

Ну а Николай Васильевич Гоголь самый загадочный русский(малороссийский также) писатель, наиболее эзотерический?


Чем же не угодили Пушкин, Лермонтов и Гоголь Министерству просвещения? И почему заместо них в темы выпускного сочинения предложен мой любимый итальянский писатель  Умберто Эко, такой трудный для понимания даже взрослыми и подкованными читателями "Иностранной литературы"?! Ну хорошо, что хоть не Джон Фаулз, хотя Минпросу есть куда расти:еще есть такие монбланы, как Пруст, Камю, Джойс("Улисс")...

И И.Гончаров и др. писатели-классики, оставленные для выпускного сочинения, прямо скажем, не первого ряда. Я бы изгнала "Обломова" в первую очередь, это не герой для юношества, уж если воспитательное, то герои поинтереснее и притягательнее. С Тургеневым тоже не всё ясно.

Мы ничего еще не знаем о золотом веке русской культуры, чтобы легким мановением министерского пера изгнать из круга забот подросших взрослеющих ребят. Что из того, что они писали сочинение на ОГЭ после 9 класса по "золотому пушкинскому веку"? Разве уровень 14 и 17 летних ребят один и тот же?! Это огромная дистанция в юности! 14-15 лет(9 класс) это еще  дети. В 16-17 лет начинается первый период взросления. Личность только начинает формироваться, и это самое время, чтобы читать и осмысливать Классику, и не только и не столько для выпускного сочинения, но эта цель подстегнёт и организует работу по освоению классических богатств, а точнее всколыхнёт огромный интерес, который, может быть, у иных останется и после окончания школы, даже на всю жизнь. Как можно изъять классику из ЕГЭ?! Это непродуманное решение.

Немного позвольте о своём опыте.
Я с 8 класса школы готовилась к выпускному сочинению, натаскивала горы книг из библиотек, по Пушкину, Лермонтову, Грибоедову, Гоголю, Чехову. .. Я твердо намеревалась научиться писать оригинальные сочинения, на основе и полного текста произведений(а не фрагментов из школьных хрестоматий), и проштудированной критической литературы, и собственных выношенных суждений. Я помню многие книги литературоведов, которых тогда впервые узнала(И.Андроников, С.Андреев-Кривич, А.Зверев, и др.), книги, в том числе для учащихся старших классок интересные книги о русских классиках, помню  их обложки, свои тетради выписок, свои сочинения, что писала в саду и дома. Я с самого начала решила, что буду писать из предложенных трёх тем:классическая литература, современная литература, сочинение на свободную тему — именно по русской классике. Я этим ограничила свой круг изучения и с наслаждением погрузилась в процесс подготовки к выпускному сочинению, особенно на летних каникулах. И надо же... Мне попался на выпускном экзамене из трех тем по классике — совсем нечитанный и нелюбимый Лев Толстой..."Война и мир". Эх. А я так хотела по Пушкину, Лермонтову или Чехову...Или Грибоедову, или Гоголю...Но только не по Толстому и не по Достоевскому. Пришлось писать медальное сочинение по Л.Толстому.  Потом приходили просить "сочинения" и я отдавала охапку своих написанных ранее домашних сочинений по классикам.

Дало ли мне что-то это большее, чем медальное сочинение? Предлагаю читателю самому подумать над этим вопросом:нужно ли учить писать сочинения по прочитанным книгам в школе?

 


03.09.2023 15:17

http://proza.ru/2017/08/10/1506
Мысли о лакунах образования. Дедукция и катарсис

http://proza.ru/2023/08/29/1375
В конце лета покупаю учебники для себя

http://proza.ru/2023/09/03/1080
Нужны ли Пушкин, Лермонтов и Гоголь для ЕГЭ?

http://proza.ru/2018/01/27/1652
Высокие технологии и школа. Роль ЕГЭ и учителя

http://proza.ru/2018/11/12/2091
Избранники народа. Новая модель

http://proza.ru/2023/01/06/92
О старинном методе чтения. Из опыта Макаренко

О Пушкине:
 http://proza.ru/2022/09/20/1587 Моя пушкиниана и поэты пушкинской поры

О Лермонтове:
 

 http://proza.ru/2023/09/04/1154 Томас Лермонт - гость Королевы Фей. Тайна Времени

 http://proza.ru/2023/09/04/1133 Лермонтов-живописец и график



https://zera-cherkesov.livejournal.com/566768.html
----------------------------------------------------